Фото: Оксана Данилевская
Об истории создания пространства
139 Documentary Center был открыт в 2020 году и стал первым общественным пространством, где через искусство рассказывается о злободневном, актуальном, современном.
Во время моей учебы в Узбекистане в Институте искусств и культуры не было дисциплин, которые бы учили критически мыслить, видеть и понимать определенный контекст, актуальную повестку. Все было по советским лекалам. Мне всегда хотелось, чтобы у комьюнити творческих людей, активистов, журналистов было где собираться, но я никогда не думал, что я стану основателем такого места, – говорит основатель пространства Тимур Карпов.
«Мы мыслим по-другому»
Основной миссией пространства является поддержка и развитие критического, нестандартного мышления. 139 Documentary Center – это место, где можно поговорить о важном, о фотографии, кино, современном искусстве. Для центра, прежде всего, важен симбиоз активизма (во всех его сферах) и искусства.
Команда 139 Documentary Center сотрудничает с различными общественными организациями и не ограничивается определенной тематикой. Центр организует проекты, касающиеся образования, принудительного труда, махаллинского активизма, экологии, предоставляет пространство для любых инициатив и работает с ними. Одними из являются «Ташкент СНОС» и «НеМолчи».
Фото: 139 Documentary Center
Я много путешествовал и видел кучу разных пространств по любым интересам, я видел, впитывал, вдохновлялся и мечтал, чтобы у нас было такое место, – делится основатель центра.
Откуда берутся спикеры и лекторы для ивентов?
Эксперты, участвующие в жизни центра, это коллективная работа команды по поиску, взаимодействию и приглашению к участию. Помимо этого, узнавая о пространстве, многие люди, организации, разделяющие его ценности и взгляды, самостоятельно предлагают помочь.
Одним из примеров является сотрудничество с Гёте Институтом и Альянсом Франсез, которые предлагали пространству множество вещей, способствующих расширению повестки.
На какие средства существует центр?
С финансированием все сложно, мы перебиваемся коммерческими заказами. В основном, это фото и видеосъемка. В общем, существуем на собственные средства, пожертвования от посетителей и продажи мерча, – говорит Тимур Карпов.
Об ивентах
В 139 Documentary Center проводятся различные мастер-классы, воркшопы, кинопоказы, выставки, лекции и многое другое.
О ближайших проектах
В ноябре будет организована выставка, посвященная хлопку. По словам Тимура, это очень важная для него, любого другого узбекистанца и для страны тема. На мероприятии будут представлены работы шести художников, рефлексирующих и работающих с ней.
Для организации выставки команда пространства запустит crowd funding. Каждый желающий сможет внести свой вклад и помочь с реализацией мероприятия.
Фото: Repost.uz
о Кинофото школе
На данный момент 139 Documentary Center совместно с партнерами занимается запуском Tashkent Film School. Одним из них является Михаил Бородин – узбекский режиссер, чей фильм «Продукты 24» был показан на ежегодном Берлинском международном кинофестивале Berlinale и получил Приз Европейской конфедерации художественного кино (программа «Панорама»).
Команда центра тратит много времени и ресурсов для воплощения проекта – проекта про мечту. По словам Тимура, проблема выбора и отсутствия альтернативы в сфере образования в стране – достаточно острая, что также касается и образования в области культуры и искусства.
Фото: 139 Documentary Center
Программа
Образовательная программа школы будет базироваться на трех блоках дисциплин, связанных с фотографией, свободными науками и кино. Свободные науки охватывают естественные, социальные, гуманитарные науки и искусство. Как правило, этот способ обучения контрастирует с обычными узконаправленными профессиональными курсами своей наполненностью.
Внутри образовательной программы школы будет сделан большой упор на дисциплины, изучающие культуру, историю и языки Центральной Азии. Именно это даст контекст, без которого не может существовать искусство, и даст понимание того, что мы находимся в среде, у которой есть свой бэкграунд.
Преподаватели
Здесь команда центра и их партнеры намереваются привлечь специалистов из России, США, Европы и Центральной Азии, включая Узбекистан. На сегодняшний день, пока, неизвестна стоимость за обучение по всем блокам дисциплин.
На первых этапах запуска школы это больше похоже на благотворительность, а не бизнес. Учитывая все затраты и привлечение иностранных профессионалов в качестве преподавателей, мы постараемся сделать стоимость максимально демократичной. Она не покроет вложенные в запуск проекта средства. В дальнейшем это будут уже совсем другие цены, – делится собеседник.
Стоит отметить, что школой будут также предусматриваться различные системы скидок, бонусы и грантовые места.
О продюсировании и арт-менеджменте в Узбекистане
Базовые дисциплины, необходимые для развития креативной индустрии в нашей стране – это продюсирование, арт-менеджмент, всевозможная административно-менеджерская работа. Проблема в том, что для людей в Узбекистане это недостаточно практичные профессии, никто не знает что с ними делать, как применять.
Фото: Repost.uz
Мы хотим запустить школу, которая будет вести своих студентов до первых уверенных шагов, покажет, что все знания, которые она им дает, можно применить на практике, – говорит Тимур Карпов.
В рамках Кинофото школы предусмотрен акселератор, который будет помогать двигать проекты, финансировать их, интегрировать студентов в международное комьюнити и различные процессы. Административный ресурс очень важен для реализации любого продукта креативной индустрии и этим, как правило, не занимаются художники и авторы.
139 Documentary Center и урбанистика Ташкента
В беседе с основателем пространства мы также узнали о планах и мечтах 139 Documentary Center, относящихся к благоустройству города. Начать команда хотела бы с махалли, на которой располагаются сами:
Мы хотим привести в порядок нашу аллею, чтобы жителям махалли было где гулять. Помимо этого хочется поработать с нашим пространством на улице, так как многие из ивентов проводятся на воздухе. А моя личная мечта – создать нативный инклюзивный скейтпарк, встроенный в городскую среду. Скамейки-рампы, поручни-рейлы, пул-сцена для музыкантов. Разработать план для проекта нам помогают наши московские неравнодушные друзья «Ситимэйкерс».
Фото: 139 Documentary Center
Развивая городскую среду и культуру, поддерживая стрит искусство, начав со своей территории, мы бы могли стать примером для других, показать, как это можно делать и как это здорово, – заключил Тимур Карпов.
Автор статьи: Николетта Лазариди
Если вы хотите поделиться своей историей, предложить тему для нового материала, вы можете связаться с нами здесь.