Узбекистан начал широкомасштабные реформы по улучшению условий для ведения бизнеса, что призвано стать мощным импульсом для развития страны. Меры по борьбе с коррупцией и обеспечению эффективного функционирования государства, совершенствование правовой сферы получают признания мирового сообщества.
Государство начало тесное сотрудничество с МВФ и стремится соответствовать требованиям этой организации, которая имеет огромный опыт сотрудничества с различными странами. Безусловно, проводимые реформы и создаваемые в стране условия сделают экономику удобной для ведения бизнеса и способствуют экономическому росту. Но насколько эти меры повысят инвестиционную привлекательность промышленной отрасли страны и в чем базовый рецепт индустриализации экономики? В чем суть политики МВФ и что может дать сотрудничество Узбекистану с этой авторитетной организацией? Состоится ли «экономическое чудо» в стране?
История индустриализации
Почему одни страны промышленно развитые, а другие – нет? История развития стран и их современная политика отражают роль государства в развитии экономики, четко выделяет базовые рецепты, которые сделали одни страны сильными, а другие – слабыми. История также позволяет выявить закономерности и понять суть того, чего развитые страны сегодня называют «интересами».
Некоторые страны, не обладая большими ресурсами стали промышленно развитыми, и наоборот. Это не значит, что успех и развитие возможны без ресурсов. Это значит, что сильные страны эффективно распоряжались ресурсам, неважно своими или чужими, в собственных интересах. По некоторым данным, страны Африки обладают 90% мировых запасов кобальта, 90% платины, 50% золота, 98% хрома, 64% марганца, 40% мировых запасов гидроэнергии, более 30% урана. Так же Африка обладает богатыми месторождениями алмазов, а запасов нефти больше, чем в Северной Америке. Однако темпы индустриализации за последние 50 лет были высокими в странах, которые распоряжались африканскими ресурсами, а не в самой Африке.
Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти, которая в основном поступает на экспорт. И темпы индустриализации и роста экономики за последние 50 лет были высокими в странах, которые распоряжались венесуэльской нефтью, а не в самой Венесуэле.
Как страны стали промышленно развитыми? За время господства колониализма, накопление капитала во всех промышленно развитых странах мира происходило за счет захвата и разграбления стран, эксплуатации местного населения и установления монополий в торговле с завоеванными территориями. Метрополии эксплуатировали колонии не только экономическими, военно-политическими, но и пропагандистскими методами. Основой идеологической конструкции было идеализация таких понятий как «модернизация» и «вестернизация», которым колонии стремились соответствовать. Дешевые ресурсы колоний и высокие цены готовой промышленной продукций метрополий стали базовыми условиями для промышленного роста метрополий и отсталости колоний.
Государства сильных стран всегда стремились влиять на мировые рынки, чтобы обеспечить собственные промышленные отрасли дешевыми финансовыми и сырьевыми ресурсами для производства и сбыта товаров, которые были востребованы на мировом рынке. Для обеспечения сбыта своей продукции, сильные страны влияли на уровень потребления в других странах экономическими (выдача кредитов и т.д.) и военно-политическими (договоренности, интеграции, соглашения, санкции, эмбарго, и т.д.) методами. Различные договора и соглашения показывают, как страны, обладающие экономическим и военным превосходством, защищали собственные интересы, что часто приводило к подрыву суверенитета другой страны.
Например, "Нанкинский договор" (1842 год) навязанный англичанами Китаю обеспечил Англии доступ к китайскому рынку для сбыта опиума. Дополнением к этому договору стал «Хумэньский договор» (1843 год), который открыл пять китайских портов (Гуанчжоу, Сямэнь, Фучжоу, Нинбо и Шанхай) англичанам, гарантировал им привилегии для торговли в Китае и освобождал их от действия правовых норм Китая. Англичанам разрешалось иметь в этих городах торговые предприятия, кладбища, церкви и больницы и беспошлинно перевозить грузы из одного открытого порта в другой.
В 1844 году китайцам навязывают Вансяский и Хуанпуский договора, которые предоставляют американцам и французам те же привилегии, которых добилась Великобритания по Нанкинскому договору.
Айгунский договор (1858 год) устанавливает российско-китайскую границы, а также территории, по которым плавание разрешено только российским и китайским судам и запрещено всем остальным. То есть Россия этим договором ограничивает доступ других стран к рынкам этих территорий. Канагавский договор (1854 года) между США и Японией открыл японские порты для американской торговли, обязал японцев принять систему свободной торговли и создать кварталы развлечений для американцев. По данном договору Японское правительство не имело права а) привлекать и наказывать граждан США в соответствии с японским законодательством и б) самостоятельно устанавливать пошлины на импортные товары, и таким образом защищать национального производителя.
«Американо-корейский договор» (1882) открыл для США порты Пусан, Чемульпо и Вонсан, устанавливал для США ограничение импортных пошлин в размере 10 — 30 % от стоимости товара, предоставил американцам право арендовать в Корее земли, строить дома, открывать предприятия в корейских портах. А Корея получила следующие права - запрет на ввоз опиума, запрет на вывоз риса и злаков через Инчхон и военную поддержку США.
«Двадцать одно требование» превратило Китай в зависимое от Японии государство. «Симоносекский договор» (1895) дал возможности для японской экспансии в Корее, открыл порты для торговли и предоставлял японцам право строительства промышленных предприятий в Китае и ввоза туда промышленного оборудования. Согласно «Англо-японскому соглашению» (1939) Великобритания признала интересы Японии, а Япония - британские интересы в Китае.
После деколонизации бывшие колонии получают относительную самостоятельность в установлении цен и распределении собственных ресурсов. Относительно высокие цены на сырьевые ресурсы приводят к снижению потребления и конкурентоспособности в некоторых промышленно развитых странных. Государства развитых стран стремятся регулировать (в сторону снижения) цены на собственные базовые отрасли, что приводило к оттоку инвестиций из этой отрасли. Поэтому, 60-е годы ХХ века многие развитые страны прибегали к национализации собственных базовых отраслей экономики для полного контроля над ценами и распределением финансовых и сырьевых ресурсов. Например, Франция национализировала железные дороги, депозитные банки, страховые компании, угольную, газовую и электроэнергетическую промышленности, воздушный транспорт, и т.д. Великобритания национализировала Английский банк, угледобычу, электроэнергетику, газовую промышленность, черную металлургию, железнодорожный транспорт и т.д.
Что сегодня изменилось в политике индустриализации стран? Деколонизация, движения за гражданские права чернокожих, падение режима апартеида, развитие международной дипломатии и культуры, пропаганда гуманизма и справедливости, демократии и прав человека изменили откровенно враждебную риторику во внешней политике на призыв к взаимовыгодному сотрудничеству и защите интересов, демократии, прав и свобод.
Накопление капитала в западных странах способствовало созданию международных финансовых организаций, которые поддерживали инвестиции и техническое содействие в социальных отраслях для достижения целей устойчивого развития. Пропаганда международного развития, интеграции бедных стран мира в мировую экономику, снижения угрозы дестабилизации международных экономических отношений привнесли миру новые современные ценности и мировоззрение, которые строятся на уважении к людям и заботе о них.
Несмотря на изменение формы проявления внешнеполитических отношений, базовые рецепты роста экономик – борьба за рынки сбыта и сырья – не изменились. Это борьба отражает истинную природу и интересы капитала - закономерность и объективная реальность, которые, как и вращение земли вокруг своей оси, не подаются оценке, а значит, и критике.
Колониализм приобрел форму глобализма, а «мягкая сила» («soft power — форма внешнеполитической стратегии, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение») стала эффективным внешнеполитическим инструментом. Как и раньше, промышленно развитые страны стремятся обеспечить свои приоритетные отрасли дешевыми сырьевыми ресурсами, защищают свои рынки, ограничивая доступ конкурентов в эти рынки, контролируют экспорт ключевого сырья. Наглядным примером является Китай, который сегодня ограничивает, а иногда и запрещает, экспорт своих редкоземельные металлов – ключевой элемент для производства смартфонов, камер и гибридных автомобилей. Грамотное распоряжение этими ресурсами дает Китаю исключительную возможность развивать и стать мировым лидером в этой отрасли посредством производства и поставок на мировые рынки крайне востребованных товаров с высокой добавленной стоимостью. И стремление Китая регулировать и продавать редкоземельные металлы местным производителям по цене почти в 3 раза дешевле, чем на экспорт является наглядным примером того, как страна защищает собственные интересы, даже если это приводит к различным претензиям со стороны западных стран и организаций.
Базовыми условиями роста ВВП любой страны является создание и реализация товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Чем ниже стоимость приобретенного сырья и выше цена реализованной готовой продукции, тем выше добавленная стоимость, то есть рост ВВП. Все сильные страны стремятся влиять на эти базовые элементы – стоимость сырья и готовой продукции – политическими и экономическими методами. Так же для индустриализации экономики крайне важно, чтобы уровень потребления товаров промышленного назначения значительно превышал уровень потребления товаров первой необходимости – продовольствия, лекарства, транспорт, связь, коммунальные услуги и т.д.
Низкие цены на сырьевые ресурсы снижают рентабельность и приводят к оттоку инвестиции из этой отрасли. Поэтому, при необходимости, вводится государственное регулирование базовых отраслей и ограничение экспорта стратегических сырьевых ресурсов для их внутренней промышленной переработки на стадии промышленного становления страны.
С другой стороны, высокие цены на сырьевые ресурсы повышают рентабельность и инвестиционную привлекательность сырьевой отрасли, но приводят к снижению этих показателей и совокупного спроса в промышленной отрасли. При такой рыночной конъюнктуре происходит отток инвестиций из промышленности в сырьевые отрасли экономики, что приводит к тому, что страна становится на путь аграрного развития.
Сегодня передовое мышление и амбиции, технологии и конкуренция, право и демократия, эффективное государственное регулирование являются мощным потенциалом для роста любого государства. Однако в конечном итоге, решающим фактором является то, насколько этот потенциал, с учетом возможностей страны, способен обеспечить доступ к рынкам сбыта и эффективное распоряжение ресурсами в собственных интересах страны.
Узнавайте о новых статьях первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.