Узбекистан начал тесное сотрудничество с МВФ и стремится соответствовать требованиям этой организации, которая имеет огромный опыт сотрудничества с различными странами. Каковы сегодня требования МВФ к нашей стране и в чем суть ее политики?
После деколонизации развитым странам требуются новые правила международного сотрудничества, которые бы обеспечивали свободный доступ к рынкам сбыта и ресурсам бывших колоний без их прямого принуждения и военного вмешательства. Это потребовало создание новых институтов и механизмов, которые обозначили правила и принципы международного сотрудничества.
Ресурсы, потребление, а значит и добавочная стоимость в мире ограничены и все страны стремятся получить побольше того, что ограничено. И это закономерность! Свободная торговля предоставляет всем участникам рынка свободный доступ к мировым активам – ресурсам, потреблению и добавочной стоимости. Однако главный вопрос в том, что именно позволяет стране претендовать на и «оторвать» себе больший кусок мировых активов?
Если свободный рынок представить, как свободный доступ к огромной чаше супа (мировые активы), то размер ложки определяет то, на что могут претендовать его обладатели. Чем больше размер ложки, тем большим объемом супа, которым можно завладеть.
Рыночная власть (bargaining power) является именно той ложкой, которая отражает способность страны влиять на мировые цены посредством регулирования спроса и предложения, диктовать условия продажи и покупки, ограничивать доступ других стран на рынки сбыта и сырья, получать устойчивую прибыль, которые обеспечивают доминирующее положение на рынке. Рыночная власть определяется размером ВВП, бюджета, золотовалютных резервов, ликвидных активов государства, банков и предприятий. И главной миссией МВФ является обеспечение рыночной власти своим учредителям. И данная статья отражает то, как это делается.
Роль МВФ традиционно оценивается исходя из ее политики по отнощению к отдельно взятой стране. Однако ее роль следует оценивать не только с локальной, но и с глобальной позиции, поскольку развитые страны, которые определяют политику Фонда, стремятся влиять на мировые экономические процессы с учетом возможностей, рисков и потребностей глобальной, а не локальной экономики. Сегодня возможности и потребности только одной развитой страны, США, например, имеют глобальное значение, поскольку доходная часть бюджета этой страны превышает ВВП 133 стран мира, а ее ВВП (19 триллионов долларов) превышает ВВП 176 стран мира по состоянию на 2017 год.
Политику МВФ определяют развитые страны (члены Организации экономического сотрудничества и развития), которые по состоянию на 2016 год, в совокупности, имеют примерно 60 % голосов в МВФ. А остальные - всего лишь 40% голосов и составляют свыше 84 % от общего количества членов Фонда. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают США, Германия, Япония, Великобритания и Франция. Именно поэтому, политику и требования МВФ следует оценивать не только с локальной, но и с глобальной позиции - интересов этих развитых стран.
МВФ выставляет как экономические (приватизация государственной собственности, снятия торговых и валютных ограничений, отмена госрегулирования и т.д.) так и политические (совершенствование законодательства, реформа судебной системы и т.д) требования.
Почему МВФ требует отмены валютных ограничений по капитальным операциям?
Чем ниже стоимость сырья (собственного или приобретенного) и выше цена реализованной готовой продукции, тем выше добавленная стоимость, создаваемая предприятием, то есть его вклад в рост ВВП страны. Для снижения цен на ресурсы развитые страны инвестируют средства в их добычу и производство, а для достижения высокого уровня продаж своей продукции внедряют госзаказ, защищают рынки сбыта от конкурентов, увеличивают спрос на рынках сбыта посредством инвестиций и экспортного кредитования. Все эти меры требует мобилизации огромных денежных средств со всего мира без излишней эмиссии денег, чтобы основные мировые валюты не подверглись инфляции и не теряли свою ценность.
Основным средством привлечения денежных средств на международном рынке являются долговые ценные бумаги - облигации. И снятие валютных ограничений по капитальным операциям, которую требует МВФ, позволяет денежным средствам свободно перемещаться в страны с относительно высокими доходами и низкими рисками.
Однако, несмотря на вышесказанное утверждение, долговые ценные бумаги развитых стран всегда обладают большим доверием даже при низкой или отрицательной доходности. Например, несмотря на отрицательную доходность, евробонды позволили в 2016 году мобилизовать Евросоюзу денежные средства других стран на 10 триллионов евро, что составляет ВПП примерно 165 стран мира! США ежегодно привлекает денежные средства для своей военной отрасли, бюджет которой сегодня составляет примерно 500 млрд долларов – это примерно 10 ВВП Узбекистана. А внешний долг США, то есть разница между суммарными привлеченными извне и оплаченными кредиторам денежных средств, в 2017 году составил почти 20 триллионов долларов, что составляет ВВП 177 стран мира!
Смогли бы Евросоюз и США привлекать на постоянной основе такой объем денежных ресурсов со всего мира, если бы страны применяли валютные ограничения по капитальным операциям? Однозначно нет.
Другой вопрос: куда и в чьих интересах тратятся эти деньги странами, которые обладают крупнейшей экономикой и долгами? Способность привлекать денежные ресурсы других стран, позволили США и Японии стать мировыми лидерами не только по привлечению долгов со всего мира, но и по прямым инвестициям в другие страны мира. Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) только за 2015 год расходы этих стран на внешние инвестиции превысили 800 млрд долларов.
Именно поэтому для развитых стран крайне важно, чтобы капитал передвигался свободно. С другой стороны, слабые страны заинтересованы в контроле и ограничении своих капитальных валютных операций, поскольку риски движения капиталов крайне высоки из-за спекуляций и объемов капитала, которые иногда бывают больше, чем размеры этих стран. Даже незначительный резкий отток капитала может привести кризису платежного баланса, девальвации национальной валюты и снижению стоимости инвестиций в слабой стране. В стремлении спасти свои инвестиции, иностранные инвесторы распродают свои бумаги на финансовом рынке, что приводит оттоку капитала из фондового в валютный рынок, падению фондовых индексов и девальвации национальной валюты. Поэтому, многие слабые страны стремятся ограничивать капитальные валютные операции, чтобы не допустить панику и бегство капитала из страны.
Несмотря на огромный внешний долг развитых стран, многие страны и инвесторы продолжают вкладывать свои деньги в эти страны, поскольку они уверены, что развитые страны способны обеспечить необходимую рентабельность своим инвестициям и их защиту в любой стране мира. И роль МВФ, которая влияет мировые политические и экономические процессы, в обеспечении этой уверенности тяжело переоценить.
Почему МВФ требует отмены валютных ограничений по текущим операциям?
На локальном уровне МВФ стремится обеспечить устойчивость платежного баланса и бюджета, которые призваны, в свою очередь, обеспечить устойчивый рост экономики. И здесь стоит отметить крайне важный момент – экономика может развиваться устойчиво как в промышленном, так и в аграрном направлениях.
Как и в период колониализма, сегодня развитые страны нуждаются в свободном доступе к финансовым и сырьевым ресурсам, а также рынкам сбыта других стран. Сегодня потребность развитых стран по многим ресурсам превышает объемы их собственных производств. Например, объем потребления энергоресурсов развитыми странами составляет примерно половину всего объема мирового потребления энергоресурсов. С другой стороны, объем производства многих товаров и услуг в развитых странах превышает объем их собственного потребления, что превращает политику свободной торговли в острую необходимость.
В период своего промышленного становления, многие страны ограничивают свои валютные ресурсы для приобретения необходимых технологий и ресурсов. Это часто приводит к возникновению конфликта интересов поскольку правительства стран, которые вводили валютные ограничения, стараются покупать то, что им нужно, а не то, что в избытке производится в развитых странах.
Являясь крупнейшими мировыми экспортерами, развитые страны постоянно нуждаются в свободном доступе к мировым рынкам сбыта. В 2017 году США, Китай, Германия и Япония экспортировали товары и услуги на сумму почти в 6 триллионов долларов, что составляет примерно 30% мирового экспорта или ВВП 148 стран мира за 2017 год. Смогли бы эти страны добиться таких высоких экспортных показателей и получить оплату за свои товары и услуги, если бы многие страны ограничивали свои текущие валютные операции в своих интересах? Однозначно нет.
Почему МВФ требует отмены госрегулирования экономики?
МВФ традиционно требует отмены дотации, госрегулирования базовых отраслей, которые с одной стороны, приводят к балансированию бюджета и платежного баланса, но с другой стороны - к повышению цен на товары и услуги первой необходимости - коммунальные услуги, транспорт, связь, продовольствие, лекарства и т.д.
Государства многих, в том числе и развитых, стран субсидируют и регулируют свои базовые отрасли, чтобы направлять ресурсы в приоритетные отрасли и удерживать их цены на низком уровне. Эти меры крайне важны, чтобы контролировать инфляцию и обеспечивать рост промышленности и внутреннего спроса. Традиционно, отмена госрегулирования и снятие экспортных ограничений приводят к повышению цен, рентабельности и инвестиционной привлекательности базовых отраслей. С другой стороны, это приводит к 1) снижению реальных доходов населения и внутреннего спроса на промышленные товары, 2) повышению себестоимости и снижению конкурентоспособности промышленной отрасли, 3) резкому снижению спроса на сырьевые ресурсы внутри страны и 4) снижению доли промышленных товаров в экспорте.
Иными словами, при увеличении стоимости товаров и услуг первой необходимости, совокупные расходы общества на накопление и промышленные товары уменьшаются, поскольку общество вынуждено тратить основную часть своих доходов на товары первой необходимости. При слабых экспортных позициях страны, происходит падение спроса на промышленные товары внутри страны и сокращение промышленной отрасли. Это приводит к дефициту бюджета и платёжного баланса, которые вынуждают государство устранять все препятствия на пути экспорта своих сырьевых ресурсов. В результате этого, происходит увеличение предложения сырья и снижение их цен на мировых рынках, что отвечает интересам развитых стран – основных потребителей этих ресурсов.
Почему МВФ требует приватизировать государственную собственность?
Если снятие торговых и валютных ограничений в странах позволяют влиять на цену и распределение мировых ресурсов косвенно, то приватизация позволяет влиять на эти процессы непосредственно. Приватизация государственной собственности повышает эффективность и улучшает качество товаров и услуг, пополняет бюджет страны, что положительно влияет на бюджет и платежный баланс страны.
На глобальном уровне, приватизация дает возможность крупным ТНК скупать самые рентабельные базовые отрасли стран, чья продукция и готовые товары полученные в результате их переработки являются крайне востребованными и высоколиквидными на мировом рынке. По некоторым данным «оборот мировых ТНК составляет 40 % мировой торговли, основная часть которых происходит внутри ТНК, то есть не по рыночным ценам, а по трансфертным ценам, которые формируются материнскими корпорациями». И «выкачивание» ресурсов страны не по рыночным, а по внутренним трансфертным ценам часто приводит к конфликту интересов между зарубежным инвестором и государством, поскольку государства стремятся использовать национальные ресурсы для развития собственной промышленности и создания высокой добавленной стоимости внутри страны, а зарубежные инвесторы, обладая сильными позициями на мировом рынке, заинтересованы в «выкачивании» ресурсов страны по максимально низким ценам.
Несмотря на то что частная собственность намного эффективней, чем государственная, история показывает, что развитые страны ставят национальные интересы превыше всего. Национализация в США крупнейших ипотечных компаний Fannie Mae и Freddie Mac, отражает прагматизм развитых стран, которые готовы отказаться от эффективности (частной собственности, при всех его совокупных преимуществах) если она перестает отвечать интересам страны!
Почему МВФ требует отмены торговых ограничений?
В сырьевых странах государства или группа государств (как ОПЕК, например) стремятся поддерживать высокий уровень экспортных цен на свои ресурсы посредством ограничения их добычи и установления высоких экспортных пошлин. С другой стороны, МВФ требует от стран отменить подобные торговые ограничения, чтобы увеличить объем поставок сырьевых ресурсов и снижению сырьевых цен на мировом рынке. Являясь основными потребителями ресурсов, обладая огромными финансовыми ресурсами, рыночной властью (bargaining power), высокой ликвидностью и возможностями влиять на цены в собственных интересах, развитые страны заинтересованы в стабильных и бесперебойных поставках сырьевых ресурсов со всего мира и обладают большими возможностями предложить лучшую цену за них. И поскольку отток ресурсов (сырьевых, человеческих и финансовых) из стран с низкими ценами в страны с высокими ценами – закономерный процесс, большая часть мировых ресурсов оказываются в распоряжении развитых стран.
Возможно ли распределение ресурсов в интересах развитых стран, если страны станут ограничивать экспорт своих стратегических сырьевых ресурсов? Однозначно нет.
Итак, для продвижения своих интересов, МВФ предлагает странам универсальные требования, которые называются “программой спасения (bailout)”. И хотя термин «продвижение интересов» не соответствует академическому и научному стилю, а тем более декларируемому Фондом «программе спасения», очевиден тот факт, что сегодня пять крупнейших вкладчиков МВФ - США, Япония, Германия, Франция и Великобритания – сами нуждаются в спасении, являясь крупнейшими мировыми должниками и обладая суммарным долгом в размере 43 триллиона долларов на 2016 год. И это является весомым аргументом, чтобы спросить: «кого на самом деле спасает МВФ?»
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.