Пришли «плохие вести с полей»: новая редакции Налогового кодекса, скорее всего, к 1 декабря представлена не будет и есть вероятность, что на обсуждение документ будет выставлен только в апреле 2019 года. И это несмотря на то, что Концепция налоговой реформы была принята в июне, а проработка измерений Налогового кодекса началась еще раньше. При этом новые ставки налогов и новый критерий определения границы малого бизнеса в целях налогообложения будут введены с 1 января.
Задержка с изменениями в Кодексе – это очень плохо, так как внедрение новых ставок без изменений и уточнений правил налогового администрирования чревато усилением налоговой и административной нагрузки на бизнес, развалом бюджета и провалом налоговой реформы.
Почему я так считаю?
Новая редакция Налогового кодекса должна была:
- закрепить «отмену неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций, и введение порядка предоставления постоянно действующих налоговых и таможенных льгот» (здесь и далее цитирую Указ президента «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 30 июня 2017 г.) – льготы и порядок их предоставления, получается, остаются и будут и дальше разрушать наши налогово-бюджетную систему и конкурентную среду;
- включить меры «по кардинальному совершенствованию налогового администрирования, включая периодичность уплаты налогов», «упрощению налоговой отчетности и обеспечению ее интеграции с программными продуктами по введению автоматизированного бухгалтерского учета» - эти задачи также «провисают».
Между тем совершенствование и упрощение налогового администрирования, электронизация налоговых расчетов чрезвычайно важны в связи с тем, что значительная часть малых предприятий с 1 января переходит на общий режим налогообложения. Механизмы расчетов и уплаты налогов на прибыль и на добавленную стоимость у нас крайне усложнены. Новая редакция должна была облегчить эти механизмы. Если этого не будет сделано, то мы поставим многие предприятия в очень сложные условия.
Кроме того, ситуация неопределенности налоговых правил крайне негативно сказывается на инвестиционном климате, а, следовательно, на объеме инвестиций и экономическом росте.
Наконец, от новой редакции Налогового кодекса мы ждали ответов на ряд острых вопросов, возникающих в связи с внедрением новой налоговой системы, особенно связанных с уплатой НДС. Без этих ответов многие бизнесы окажутся в затруднительном положении, вплоть до угрозы ликвидации. Поэтому необходимо получить их как можно раньше и точно до нового года.
Отмечу, что переход значительной части предприятий с упрощенного на общий режим налогообложения с уплатой НДС – один из ключевых моментов налоговой реформы. Этот переход призван позволить сократить роль убивающих нашу экономику налогов с оборота (с выручки) и стимулировать легализацию теневого бизнеса (при уплате НДС участникам цепочки создания добавленной стоимости не выгодно скрывать свои расходы, так как следующие участники цепочки не смогут ранее уплаченный НДС взять себе в зачет). То есть переход на НДС – очень важное и полезное действие.
Однако есть много нюансов, связанных с механизмом уплаты этого налога. НДС – эффективный налог только при условии, что он действительно облагает ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, а не выручку (как, например, единый налоговый платеж). Но этого принципа можно добиться только при условии, что предыдущие участники цепочки создания добавленной стоимости (поставщики товаров и услуг) были также плательщиками НДС. И тогда уплаченные ими налоги можно принять в зачет. В результате получится, что налог берется не со всей выручки, а только с добавленной стоимости. Если же поставщик НДС не платил, то покупателю придется платить этот налог и за себя и за всех предыдущих участников цепочки (даже если кто-то из них (на более ранних этапах) – плательщик НДС). В этом случае НДС превращается в налог с ВЫРУЧКИ, то есть в свою противоположность. Причем в наших условиях это очень большой налог – 20%.
Вот два примера проблем, которые в этой связи возникают у многих предприятий.
- Продукция сельскохозяйственных производителей у нас не облагается НДС. В настоящее время большинство предприятий – покупателей продовольственной сельхозпродукции не платят НДС. Поэтому это для них проблемой не является. Однако многие из таких предприятий (пищевая промышленность, общепит) с нового года переходят на общий режим налогообложения. И вопрос зачета НДС становится для них вопросом жизни и смерти. Если они не смогут принимать к зачету НДС поставщиков, то 20% налог будет начисляться на всю выручку, что существенно увеличит налоговую нагрузку на эти предприятия, приведет к снижению их конкурентоспособности и к росту цен для потребителей. Кроме того, у предприятий появятся дополнительные стимулы уходить в «тень», что еще больше подорвет работу цепочки уплаты НДС. Мы просто рискуем либо угробить соответствующие сектора экономики, либо сорвать там проведение налоговой реформы.
- На начало года многие предприятия, переходящие на общий режим налогообложения, будут иметь большие товарно-материальные запасы. Как будут учитываться эти запасы при уплате НДС? Необходимо также иметь в виду, что продавцы покупаемых предприятиями ресурсов (из которых сформировались запасы) зачастую не были до нового года плательщиками НДС, так как сами работали на «упрощенке», либо пользовались льготами. В соответствии с нынешним Кодексом предприятиям придется платить НДС в полном объеме со всех переходящих остатков, что сильно ударит по их финансовому положению и вызовет рост цен.
И таких вопросов очень много. Ждать на них ответ до апреля для многих субъектов экономики смерти подобно.
Поэтому нам любой ценой нужна новая редакция Налогового кодекса до конца 2018 г. А если понадобится что-то еще доработать – пожалуйста дорабатывайте и вносите изменения в 2019 году.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.