С 1 января 2019 года для предприятий с оборотом свыше 1 млрд и до 3 млрд сумов вводится упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Это мероприятие имеет временный характер и рассчитано на два года. Официально озвучена причина введения упрощенного НДС: «для адаптации субъектов малого бизнеса к уплате НДС и упрощения всей процедуры ведения учета по данному налогу». Или, говоря простыми словами, ссылаются на отсутствие бухгалтеров с опытом работы по расчетам этого налога и его уплате.
«Ход конём» или хитрость чиновников
Происходит игра слов и подмена понятий. Вместо того, чтобы прямо сказать, что упрощенный налог на добавленную стоимость не является НДС, а представляет собой налог с оборота. Но чиновники рапортуют о введении налога на добавленную стоимость для хозяйствующих субъектов с оборотом от 1 до 3 млрд сумов.
Чем отличается налог на добавленную стоимость от налога с оборота? НДС характеризуется именно системой налоговых вычетов, которых нет при расчете налога с оборота. Да и обоснование введения упрощенного НДС отсутствием кадров вызывает сомнение. Бухгалтер – одна из самых распространенных профессий, в республике действуют многочисленные специализированные курсы по повышению уровня квалификации бухгалтеров, учебные центры по сертификации САР (сертифицированный практикующий бухгалтер), консалтинговые фирмы, оказывающие услуги по бухгалтерскому учету на условиях аутсорсинга. Поэтому установление временного интервала для уплаты упрощенного НДС в два года – это большой срок.
Чем обосновывается верхний предел работы по упрощенному НДС — оборот до 3 млрд сумов - не понятно. Почему не 2 или 4 млрд сумов? Или у всех предпринимателей достигших оборота в 3 млрд сумов обязательно есть специалист по исчислению и уплате НДС?
Следует отметить, что упрощенный НДС предусматривает дифференцированные ставки на добавленную стоимость в зависимости от вида деятельности. Согласно поправкам в Налоговый кодекс Республики Узбекистан, предусмотренные законом от 24.12.2018 года № ЗРУ-508, ставки налога на добавленную стоимость для налогоплательщиков, перешедших на упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, устанавливаются в следующих размерах:
Откуда появился упрощенный НДС?
Упрощенный НДС – это «изобретение» отечественных чиновников, замаскировавших этим термином налог с оборота. В указе Президента «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 29 июня 2018 года № УП-5468 предусматривается сохранение «действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов» и «повышение квалификации работников органов государственной налоговой службы и налогоплательщиков, в том числе по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль юридических лиц». То есть, времени для подготовки работников налоговых служб и бухгалтеров было достаточно.
Первый тревожный «звоночек» прозвучал в октябре 2018 года. Сергей Шаталов, бывший заместитель министра финансов России, которого правительство Узбекистана привлекло к работам по налоговой реформе в Узбекистане, в рамках передачи «Студия 24», сказал: «Сегодня обсуждается, и я думаю, что, скорее всего, такое решение будет принято, то, чтобы ввести упрощенный НДС для тех налогоплательщиков, которые имеют не слишком большие обороты, например, от 1 до 4 млрд сумов в год».
Для чего? Ответ: для адаптации нового режима. Но позвольте, почему тогда в РФ, да и у нас в республике, при введении НДС не был учтен период адаптации: базовые ставки НДС вводились и изменялись одномоментно.
В ноябре 2018 года упрощенный порядок исчисления и уплаты НДС появляется в предварительном варианте «Особенной части» Налогового кодекса, подготовленного Министерством финансов республики, и в декабре 2018 года в новой редакции Налогового кодекса, разработанного Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан. Именно последний и был взят за основу при принятии закона от 24.12.2018 года № ЗРУ–508.
Следует отметить, что срок подготовки проекта новой редакции Налогового кодекса дважды переносился: распоряжением Президента от 13.02.2018 года № Р-5214 «Об организационных мерах по кардинальному совершенствованию налогового законодательства» был установлен срок до 1 июля 2018 года для разработки проекта Налогового кодекса в новой редакции, затем указом Президента от 29.06.2018 г. № УП-5468 «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» срок был продлен до 1 декабря 2018 года. В опубликованном проекте Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» срок подготовки проекта новой редакции Налогового кодекса установлен уже до 1 сентября 2019 года.
Почему упрощенный НДС является неэффективной системой налогообложения
Особенность налога на добавленную стоимость заключается в том, что его начисление производится с самого начала цепочки производства товаров или оказания услуг. При этом каждый производитель в цену реализации сырья, материалов, полуфабрикатов или готовой продукции включает добавленную стоимость по утвержденной ставке. При этом уплаченный налог на добавленную стоимость налогоплательщика относится в зачет, то есть размер НДС, подлежащий к уплате в бюджет, равен разнице между удержанным (выходящим) и уплаченным (входящим) НДС. И эта цепочка работает, если все хозяйствующие субъекты являются плательщиками НДС и пользуются одинаковой ставкой налога.
Введение упрощенного порядка исчисления и уплаты НДС приведет к фактическому разрыву цепочки создания добавленной стоимости и серьезному искажению действительной картины. Конечно, упрощенный порядок исчисления НДС достаточно прост, но этот положительный эффект нивелируется, если рассмотреть влияние упрощенного НДС на все звенья производства добавленной стоимости и на экономику в целом.
На примере видно, что происходит ущемление интересов предприятий – плательщиков стандартного НДС, выступающих в роли покупателей продукции или услуг предприятий, работающих по упрощенному исчислению налога на добавленную стоимость. Предприятия, работающие по уплате стандартного НДС, имеют равномерную нагрузку при уплате этого налога (в нашем примере она составляет 60%). Но, если поставщик продукции работает по упрощенному НДС, то на предприятие - покупателя этой продукции (стандартный НДС) резко увеличивается налоговая нагрузка (в нашем примере более чем в 2 раза).
Понятно, что в некоторых случаях введение упрощенного НДС позволило бы облегчить налоговую нагрузку (например, для предприятий, работающих по стандартному налогу на добавленную стоимость и имеющих значительную долю приобретаемых комплектующих, полуфабрикатов, материалов, сырья или услуг без выделения НДС). Но для таких ситуаций в Налоговый кодекс введена статья 226¹ «Особенности применения упрощенного порядка»: «Налогоплательщики, применяющие или перешедшие на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, не вправе перейти на упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Игра идет в одни ворота. Несмотря на то, что статья 18 закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» от 25 мая 2000 года № 69-II гласит, что «государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства, равноправие и правовую защиту всех форм собственности».
Как решить вопрос равноправия хозяйствующих субъектов?
Необходимо ввести стандартный механизм исчисления и уплаты НДС для всех хозяйствующих субъектов независимо от отраслевой принадлежности и обеспечить стабильность ставки налога на добавленную стоимость. Введение упрощенного НДС на два года только добавляет неопределенность в предпринимательскую деятельность и создает неравные условия, в частности, для плательщиков общеустановленной системы налогообложения. Кроме того, с 1 июля 2019 года покупатели товаров (работ, услуг) не вправе относить к зачету сумму налога на добавленную стоимость, указанную в счет-фактуре, выставленную поставщиком, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость. При этом информация об учете налогоплательщиков в органах государственной налоговой службы в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость получается через официальный сайт Государственного налогового комитета Республики Узбекистан в режиме реального времени, то есть бухгалтеру для исчисления НДС необходимо еще проверять зарегистрировано ли предприятие-поставщик как плательщик налога на добавленную стоимость.
По своей сути налог на добавленную стоимость является налогом с продаж, который исчисляется и уплачивается в результате совершения любой продажи, а не с конечной продажи физическому лицу. Этим обеспечивается полнота учета и уплаты НДС. Именно поэтому хозяйствующие субъекты, задействованные в цепочке создания добавленной стоимости, должны находиться в равных условиях налогообложения. Введение упрощенного НДС с дифференцированными ставками для ряда предприятий и предпринимателей сохраняет негативные стороны прежней системы налогообложения, дискредитирует идею о соблюдении равноправия между субъектами предпринимательства в экономике и саму сущность исчисления налога на добавленную стоимость, вместо которого сохраняется налог с оборота.
Да, существуют пониженные ставки или отмена НДС для некоторых товаров и услуг, которые имеют социально значимый характер. Это общемировая практика. Например, у нас в стране хлебобулочные изделия освобождены от НДС при производстве и реализации. Для остальных видов продукции и услуг должна применяться общеустановленная система налогообложения.
Необходимо снизить базовую ставку НДС до уровня 12%, которая применяется у наших соседей (в Казахстане и Кыргызстане), и ослабить налоговое бремя на субъекты предпринимательства, что позволит им развиваться, самофинансировать (самоинвестировать) средства в расширение собственного производства, легализовать значительную часть теневой экономики, снизить цены и повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг.
Расширение применения НДС и сохранение его базовой ставки на уровне 20% — это довольно простой и предсказуемый ход для правительства, вынужденного искать финансирование для реализации инвестиционных и социальных программ. Но это, в лучшем случае, даст лишь краткосрочный эффект. В стратегическом плане это недальновидное и проигрышное решение, которое приведет к инфляционным процессам, уменьшению доходов предпринимателей, снижению покупательской способности и инвестиционной привлекательности, ограничению кредитования экономики и замедлению ее роста.
Необходимо упрощать порядок и систему налогообложения, а не усложнять их. Усложнение исчисления вводимых налогов (налога на прибыль, НДС) и введение новых (налог на имущество, на землю и на воду), приведет не только к увеличению затрат хозяйствующих субъектов на осуществление бухгалтерского учета, но и к усилению фискального контроля, что усилит бюрократическое давление, негативно скажется на бизнес среде и не позволит уменьшить масштабы теневой экономики.
Вместо эпилога
2 января 2019 года в Министерстве финансов состоялась встреча, посвященная разъяснению изменений в налоговом законодательстве, связанных с НДС. В ходе встречи заместитель председателя Государственного налогового комитета Мубин Мирзаев сообщил, что в 2019 году поступления в бюджет с налога на добавленную стоимость составят 36 трлн сумов (8,5% от прогнозируемого ВВП). В 2018 году этот показатель был равен 8%, то есть доля поступления в бюджет НДС увеличатся на полпроцента и это при расширении применения налога на добавленную стоимость и сохранении его базовой ставки.
«Сейчас почти все предприниматели переходят на уплату НДС. Сколько разговоров о том, что это сложно. При этом поступления увеличиваются всего на полпроцента. Если бы не было льгот и неплательщиков налога на добавленную стоимость, поступления с НДС составили бы 20% от ВВП, а не 8,5%. Постепенно должны приблизиться к этой цифре, не должно быть никаких льгот», — отметил заместитель председателя ГНК.
Льготы на социально значимые товары сохранены во многих странах мира, хотя можно согласиться, что у нас льготами и преференциями пользуются целые отрасли экономики (например, сельхозпроизводители). Другое дело, что необходимо заинтересовать – именно заинтересовать, а не усиливать карающие или фискальные меры – предпринимателей выйти «из тени» и формализовать свою деятельность. А для этого необходимо и упрощать систему налогообложения, и снижать налоговую нагрузку на деятельность хозяйствующих субъектов.
По словам заместителя председателя Государственного налогового комитета Мубина Мирзаева, в комитете намерены изучать данную проблему: планируется выяснить, почему доходы в бюджет с НДС такие низкие. Будем надеяться, что специалисты придут к правильным выводам и проводимая налоговая реформа позволит предпринимательству не только «выживать», но и развиваться.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.