— Не понимаю: цены на продукты питания растут, коммуналка — взбесилась, инфляция не унимается, а пенсионеры все живут и не вымирают.
– Ну, батенька! Этого и в правительстве не понимают, но эксперимент решено продолжить.
Фольклорное творчество.
Общая численность получателей пенсий и пособий по республике по состоянию на 1 мая 2019 года составляет 3 562 626 человек, из них пенсионеров по возрасту - 2 669 886 человек. Среднемесячная сумма пенсий по возрасту на 1 апреля 2019 года составила 661 989 сум.
Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных (фильм «Старики-разбойники»)
Как будто бы огромное число пенсионеров… По сообщению внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов «начиная с 2016 года, в Республике Узбекистан наблюдается рост количества ежегодных обращений за назначением пенсий (ежегодный средний рост – 16 тысяч граждан), и к 2025 году превысит уровень 300 тысяч. Основной рост обращений за назначением пенсий по возрасту обусловлен достижением граждан, родившихся в период высокого уровня рождаемости («Беби-бум» 50-60-х годов), общеустановленного пенсионного возраста».
И это одна из основных причин предстоящего реформирования системы государственного пенсионного обеспечения граждан. Пенсионный фонд приводит такие данные: в 2011 году количество граждан, обратившихся за назначением пенсий, составило 86,1 тысячи человек, в 2016 году – 192,2 тысячи, в 2019 году ожидается 238 тысяч, а в 2024 году – 298,5 тысячи. По мнению фонда, имеется тенденция роста лиц пенсионного возраста (с 5,9% в 2010 году к общей численности населения до 7,4 % в 2018 году и до 11% к 2025 году).
Возможно, так и есть. Но почему Госкомстат в своем докладе приводит другие данные. На 1 января 2019 года к общей численности населения республики население моложе трудоспособного возраста составляет 30,3%, население в трудоспособном возрасте - 59,5%, население старше трудоспособного возраста - 10,2 %. То есть ориентир 2025 года в 11%, определенный Пенсионным фондом по доле лиц пенсионного возраста, уже практически достигнут. Трудно сказать, это ошибка или умысел: ведь вполне допустима версия, что работники фонда постарались сделать картину более «рельефной».
У нас показатель удельного веса числа лиц, получающих пенсию, в общей численности населения составил на начало 2019 года 9,5% (по данным Госкомстата это показатель составил 10,2%). Разница 0,7 процентных пункта может быть объяснена тем, что часть лиц пенсионного возраста, проживающих в республике, не получает пенсии (например, получатели социальных пособий). Методика статистических органов по определению возрастной структуры населения базируется на данных МВД, органов ЗАГСа и переписи населения, а не на данных о получателях пенсий.
Пенсионный фонд приводит данные о росте числа лиц, обратившихся за назначением пенсий. Но по данным в приведенной таблице видно, что показатели численности населения, трудоспособного населения и его экономически активной части, приходящейся на одного пенсионера, растет, а доля пенсионеров в общей численности населения – снижается.
Если при достижении 55 лет переменить пол, то можно уйти на пенсию на 5 лет раньше
По сообщению Пенсионного фонда «средний пенсионный возраст в мире для мужчин и женщин составляет 62 года, тогда как в Республике Узбекистан данный показатель составляет 57,5 лет (для женщин 55 лет и 60 лет для мужчин). В странах Центральной Азии, например, в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане право выхода на пенсию по возрасту для мужчин установлено 63 года, а для женщин – 58 лет».
Решение о повышении пенсионного возраста на 5-10 лет преподносится как уже принятое и обсуждается вопрос о способах его введения (поэтапно или единовременно). Также звучат предложения по увеличению минимально необходимого стажа для выхода на пенсию с существующих семи лет до десяти.
«Средний пенсионный возраст в мире для мужчин и женщин составляет 62 года»… Согласно статистическим показателям ООН средняя продолжительность жизни в мире составляет 67,2 года (у мужчин этот показатель составляет 65 лет, у женщин – 69,5). Судя по этим цифрам, пенсионеру отводится на жизнь 5 лет. Всегда настороженно относитесь к усредненным показателям, которые показывают «среднюю температуру по больнице».
Существует зависимость между уровнем и качеством здравоохранения в стране и продолжительностью жизни ее населения.
Так, в США затраты на здравоохранение достигают 16,4% от объема валового внутреннего продукта (продолжительность жизни 79,5 года), в Канаде, соответственно, 10,2% и 82,5 года, в Японии – 9,5% и 83,9 года, в Узбекистане – 2,9% и 71,4 года, в Индии – 1,4% и 68,8 года.
Нередко, говоря о продолжительности жизни, путают - иногда намеренно - показатели средней продолжительности жизни и ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни — это число лет, которое проживет один человек в среднем из данного поколения родившихся при условии, что на всем протяжении жизни этого поколения смертность в каждой возрастной группе будет оставаться неизменной на уровне расчетного периода.
Или, другими словами, говоря о том, что в 2017 году средняя ожидаемая продолжительность жизни составляет в Узбекистане 73,7 года, то это совсем не означает, что до этого возраста доживут все поколения. Этот показатель рассчитывается для определения продолжительности предстоящей жизни новорожденных (ожидаемой продолжительность жизни при рождении), то есть 73,7 года – это средняя предполагаемая продолжительность жизни родившихся в 2017 году.
Мстя за свое жалкое существование, пенсионеры стараются жить все дольше и дольше…
Да, продолжительность жизни в Узбекистане растет. По данным Всемирного банка, если в 1960 году средняя продолжительность жизни составляла 58,8 года, то в 1991 году этот показатель достиг 66,4 года, а в настоящее время он составляет 71,4 года.
Но продолжительность жизни – это одна сторона медали. Другая сторона – это качество жизни.
Британский научный журнал The Lancet опубликовал исследование, посвященное среднему возрасту проявления признаков старения в разных странах. Старение – это биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом, приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма, характеризующийся развитием возрастной патологии и увеличением вероятности смерти.
Естественно, что если признаки старения появляются в более позднем возрасте, то это означает более продолжительную и относительно безболезненную жизнь. Согласно результатам, полученными учеными, среднестатистический возраст старения в мире составляет 65 лет. В Узбекистане он наступает гораздо раньше – в 57 лет.
В общем рейтинге стран, состоящем из 195 стран, наша республика заняла 183-е место. Позже всего старость наступает среди жителей Японии и Швейцарии — в 76,1 года, а также во Франции и Сингапуре — в 76 лет. Ранние признаки старения проявляются у жителей Папуа – Новой Гвинеи - в 45,6 года, Маршалловых островов — в 51 год, а также Афганистана — в 51,6 года.
Проводилось ли подобные исследования у нас? Если и проводились, то результаты скрыты, иначе надо было признать, что у нас установленный трудоспособный возраст переходит границу старости. Проводятся ли у нас исследования, есть ли практика, традиции и современные технологии в области замедления процесса старения человека, которые повсеместно распространены в Сингапуре, Республике Корее, Китае и Израиле?
Ответ очевиден. Так почему без проведения исследований у нас хотят механически поднять планку возраста выхода на пенсию? Просто потому, что другие так делают? Почему для экспериментов и нововведений выбирают самую незащищенную и уязвимую часть населения – пенсионеров?
Не все то ново, что начинается…
Председатель Центрального банка Мамаризо Нурмуратов сообщил, что в ближайшем будущем практика выдачи пенсий наличными через подомовой обход граждан будет прекращена.
«Должен вам заранее сказать, мы хотим создать такую систему, в которой отойдем от выдачи наличных денег пенсионерам через подомовой обход. Установим банкомат в каждой махалле, местах обслуживания, чтобы люди в любое время могли получить наличные деньги. Это наше намерение. Это, возможно, займет один-два года», — заявил председатель ЦБ на заседании Сената Олий Мажлиса 4 мая 2019 года.
Свою инициативу глава денежно-кредитного регулятора страны объяснил тем, что «наш народ совершает 80% купли-продажи на рынках. По этой причине доля наличных денег у нас высока по сравнению со странами Европы и другими».
И сразу возникают вопросы. Какая связь между тем, что «народ совершает 80% купли-продажи на рынках» и выдачи пенсий в наличной форме? С каких пор слова «пенсионеры» и «народ» являются синонимами? Неужели пенсионеры у нас настолько зажиточны и богаты, что именно их пенсии приводят к высокой доле наличного оборота? Нет, скорее наоборот. Пенсионеры вынуждены совершать покупки на базарах, а не в супермаркетах, по одной простой причине – на рынке можно приобрести продукты гораздо дешевле.
И почему глава Центрального банка говорит о «выдаче наличных денег пенсионерам через подомовой обход»? Неужели руководство центрального банка не знает, что с июля 2017 года функции по выплате пенсий, социальных пособий, компенсационных и других выплат в наличной форме переданы от АО «Узбекистон почтаси» в подразделения Народного банка и выплаты производятся в специальных кассах по выдаче пенсий и пособий в основном в зданиях сходов граждан (махаллях)?
Эта система показала свою жизнеспособность и достаточно хорошую эффективность. Указанный порядок был введен во исполнение постановления президента от 2 февраля 2017 года № ПП-2753 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизма выплаты заработной платы, пенсий, пособий и стипендий», которое предусматривало меры, направленные на обеспечение надежной и эффективной защиты прав и законных интересов пенсионеров.
Спросили ли самих пенсионеров, согласны они получать пенсию на карту? Почему председатель Центрального банка ставит под сомнение правильность принятия указанного постановления президента, в котором установлено, «что, начиная с февраля 2017 года: выплата всех видов пенсий осуществляется по территории республики в наличной форме в полном объеме без ограничений»? Почему нельзя оставить существующий порядок выплаты пенсий в наличной форме, а не перевести на карту механизм «выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций», который осуществляется также в наличной форме?
Далее. «Установим банкомат в каждой махалле, местах обслуживания, чтобы люди в любое время могли получить наличные деньги. Это наше намерение. Это, возможно, займет один-два года», — заявил председатель Центрального банка.
И эти «один-два года» пенсионеры будут мучиться, хотя не уверен, что и через два года вопрос с обналичиваем средств с карт решится. Пенсионеры считают каждый сум и потеря комиссии при снятии наличных с карты – пусть и 1% – ощутима. Да, появилось сообщение, что «при обналичивании денежных средств через банкоматы, кассами «Народного банка» не взимаются комиссионные проценты». А если рядом находится банкомат другого банка? Почему пенсионеров заставляют открывать карты, причем одного банка?
Начнем с того, что статья 4 закона («О защите прав потребителей) гласит, что «потребители имеют право на ... свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги)». Более того, «собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом» (статья 54 Конституции).
Может хватит решать за пенсионеров, что им нужно? Может предоставить им право самим решать, что для них удобно: карта или наличные? Расширяйте спектр предоставляемых услуг, но не нужно заставлять пенсионеров пользоваться ими.
Позиция Центрального банка тем более не понятна, что ситуация с наличным денежным оборотом улучшается. «Последние два года мы работаем с 26-процентной долей [наличности в обращении]. До этого было 40%», - сообщил председатель Центрального банка Мамаризо Нурмуратов.
Рождаемость падает, но население растет…
Да, рождаемость падает. Это мировая тенденция.
По данным Всемирного банка за период с 1960 по 2016 годы средний коэффициент рождаемости в Узбекистане составил 31,5 промилле (31,5 родившихся на 1 тысячу человек населения), при этом максимальное значение было зафиксировано в 1960 году – 44,1 промилле, а минимальное в 2003 году – 19,9 промилле.
О падении рождаемости говорят чиновники и обосновывают этим необходимость пенсионной реформы. Но при этом умалчивают, что при этом снижается и показатели смертности, включая детскую.
Кроме того, показатели рождаемости указывают, как правило, коэффициенты рождаемости на 1 тысячу человек и в абсолютном выражении прирост населения происходит тем больше, чем выше база расчета. Так, самым высоким показателем рождаемости до недавнего времени считался 1991 год, в котором родилось 723,4 тысячи детей. Рекорд продержался до 2015 года, когда родилось самое больше число детей в истории республики – 734,1 тысячи детей.
Но может быть, вместе с ростом населения, растет и доля людей пенсионного возраста?
В исследовании ЮНИСЕФ «Поколение - 2030. Узбекистан» наша страна находится на этапе, который классифицируется как «ранний демографический дивиденд» (возможность экономического роста в связи с благоприятными демографическими условиями из-за роста доли трудоспособного населения и умеренного количества иждивенцев).
Согласно исследованию, пик численности трудоспособного населения произойдет примерно к 2048 году, то есть через 30 лет или предлагаемую пенсионную реформу нет необходимости проводить в ближайшее время. У нас нет такой проблемы как содержать пенсионеров, гораздо актуальнее – это проблема безработицы среди трудоспособного населения и, прежде всего, среди молодежи. Среди людей до 30 лет сохраняется высокий уровень безработицы: в настоящее время он находится на уровне 15,9% к численности экономически активного населения.
Пенсионеры – дорогое, что есть у государства, но есть дороже…
Так как решить вопрос с увеличением расходов государства на выплату пенсий? Увеличить доходы за счет привлечения незанятого трудоспособного населения в общественное производство и создания условий для перетока работающих из неформального сектора экономики в формальный.
Конечно, решение этих проблем требует громадных усилий. Гораздо легче, например, просто росчерком пера увеличить планку выхода на пенсию или отправить 1 млн граждан Узбекистана в Объединенные Арабские Эмираты для «временной трудовой деятельности».
Парадоксальная ситуация… Наличие избытка трудовых ресурсов, формальной системы подготовки профессиональных кадров, отсутствие стимулов для наставничества, недостаточное материальное обеспечение и падение престижа квалифицированного работника и честного труда – с одной стороны, и создание бюрократического капитализма, дутых успехов и собственного пути развития, на котором интересы человека оставались на обочине, острая нехватка специалистов - достаточно посмотреть на ротацию чиновников - с другой.
Попытка решить сокращение имеющихся вакансий за счет работающих пенсионеров носит половинчатое решение. С 1 января 2019 года все работающие пенсионеры в Узбекистане получают 100-процентную пенсию, однако из 3,1 млн пенсионеров продолжают трудиться всего 118,7 тысячи человек или 3,8% (из них 22 тысячи заняты в сфере образования и 20 тысяч — в здравоохранении). Повышение числа занятых пенсионеров даже в несколько раз не окажет значительного эффекта. Даже увеличение их дохода за счет получения пенсии в полном размере и заработной платы не поможет заполнить все имеющиеся вакансии: о наступлении ранних признаков старения среди населения Узбекистана говорилось выше. Кроме того, необходимо учитывать, что работодатели – в своем большинстве – не заинтересованы в приеме на работу лиц пенсионного возраста.
Отсутствие комплексной и целенаправленной политики по максимальному вовлечению населения в общественное производство приводит к увеличению доли пенсионеров с неполным трудовым стажем. Начиная с 2015 года во вновь назначенных пенсиях свыше половины имеют неполный трудовой стаж и этот показатель имеет тенденцию к росту.
Проведенное с 1 января 2019 года изменение предельного размера пенсионных выплат с 8 до 10 минимальных размеров заработной платы – это удар по принципам законности и справедливости. Как правило, законодательные или подзаконные акты не имеют обратной силы. В данном случае, был произведен перерасчет ранее начисленных пенсий. Это привело к тому, что у пенсионеров, которые имели заработок 8 и более минимальных размеров заработной платы размер пересчитанной пенсии увеличился (у многих – значительно), а у тех, кто имел ниже восьми – остались на прежнем уровне. Кроме того, повышение предельного размера пенсионных выплат приведет к тому, что пенсионеры - высокооплачиваемые работники в прошлом – не будут иметь стимула к выходу на работу. В категорию «счастливчиков» также попали руководители и чиновники высшего и среднего звена, служащие силовых структур. Подобный перерасчет нарушает действующую статью 31 Закона «О пенсионном обеспечении граждан», по которой для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме не свыше восьмикратного размера минимальной заработной платы.
Дополнительные расходы внебюджетного Пенсионного фонда составят 501,6 млрд сумов в год. Итоговая цифра составит 1 574 млрд сумов, при этом специалисты фонда заверяют, что «дополнительной нагрузки на государственный бюджет не будет, поскольку параметрами бюджета Пенсионного фонда на 2019 года эти средства предусмотрены». Хочется спросить, неужели фонд научился сам зарабатывать деньги и кому тогда в социальных расходах бюджета на 2019 года запланировано выделение 4,7 трлн сумов в качестве субсидий Пенсионному фонду?
«Что немцу хорошо, то…»
Возвращаясь к вопросу возможного повышения пенсионного возраста. Говоря о повышенных уровнях пенсионного возраста в развитых и развивающихся странах часто «забывают» упомянуть о некоторых странах Европы.
Во Франции президент Миттеран в 1982 году снизил пенсионный возраст с 65 лет до 60 лет, в 2010 году президент Николя Саркози подписал закон о пенсионной реформе, согласно которому повышается возраст выхода на пенсию до 62 лет, президент Оланд в 2012 году возвратил пенсионный возраст 60 лет, который в 2017 году был вновь увеличен с 60 до 62,5 лет. Напомню, что средняя продолжительность жизни во Франции 82,7 года, а у нас – 71,4 года.
В 2011 году министр труда Италии Эльза Форнеро резко подняла возраст выхода на пенсию до 67 лет. В начале 2019 года президент Италии Серджо Маттарелла подписал декрет, который позволяет итальянцам при некоторых условиях выходить на пенсию при достижении 62 лет. В Польше в 2018 году пенсионный возраст снижен с «европейских» 67 лет до 65 лет для мужчин и 60 - для женщин, причем в 2020 году предполагается рассмотреть возможность нового снижения.
В странах с высоким пенсионным возрастом, как правило, существуют весьма комфортные и популярные схемы, позволяющие выйти на пенсию раньше с небольшими потерями. Например, в Германии (пенсионный возраст увеличится до 67 лет в 2029 году) больше половины граждан воспользовались такими схемами (в 2000 году этот показатель составил всего 14,5%).
Действительно, число пенсионеров у нас увеличивается, но ведь растет и производительность труда, и способность работающих граждан обеспечивать пенсионеров и нетрудоспособных граждан. Пока объективных причин к проведению пенсионной реформы, кроме абстрактных призывов сделать «как в Европе», нет.
Апологеты пенсионной реформы приводят в пример разные страны, но умалчивают про среднюю продолжительность жизни в них. Приводят пенсионный возраст в Японии 65 лет, но он совсем не будет казаться большим, если знать, что средняя продолжительность жизни японцев 84 года. Такая же продолжительность жизни в Гонконге. По 83 года в среднем живут жители Австралии, Италии, Франции, Швейцарии, Швеции, Финляндии и Канады.
При определении возраста выхода на пенсию необходимо дать комплексную оценку уровня жизни, доступности получения качественных медицинских услуг и лекарств, состояние образования и экологии, то есть нужно изучить степень выполнения конкретным государством своих социальных функций. И нельзя существующую разбалансированность экономической и финансовой системы страны решать за счет населения и выдумывать проблемы в демографической ситуации.
Кроме того, эксперты и специалисты, ратующие за повышение пенсионного возраста в Узбекистане и приводящие в пример развитые страны, забывают, что специфика труда у нас отличается от работы за рубежом: в развивающихся экономиках преобладает ненормированный и менее квалифицированный ручной труд, а в развитых – умственный труд с внедрением инновационных техники и технологий.
Это хорошо видно на примере системы высшего образования: у нас сохраняется элитарная система бакалавриата, когда уровень охвата высшим образованием очень низкий (до последнего времени он составлял всего 9–10% от общего числа человек, получивших среднее образование). Количество студентов на 10 тысяч человек составляет в Узбекистане 91,2 человека (в Таджикистане – 202,1; Казахстане - 273,3; России – 289,0; Кыргызстане - 449,5 человек). В развитых странах уже переходят на всеобщую систему высшего образования: в Южной Корее 98% взрослого населения имеет высшее образование.
Вместо послесловия, или не надо обижать пожилых людей: чиновники тоже будут пенсионерами
«Старый дед и внучек». Л. Н. Толстой. Из цикла «Сказки для детей».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
— Что ты это делаешь, Миша?
А Миша и говорит:
— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить!
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.