Процессинговый центр Uzcard опубликовал на своем сайте сообщение, в котором высказывается против проекта постановления ГНК и ЦБ РУз «Об утверждении порядка электронной передачи Центральным банком и коммерческими банками Республики Узбекистан информации о банковских счетах Государственному налоговому комитету».
Со своей стороны ПС «Uzcard» отмечает противоречия проекта действующим нормативно-правовым актам Республики Узбекистан.
В частности, в пункте 3 проекта Положения, со стороны ГНК предусмотрено запрашивать следующую информацию:
- О денежных оборотах, перечисленных на счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не имеющих статуса юридического лица;
- Об остатках денежных средств на счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не имеющих статуса юридического лица;
- По обороту поступивших денежных средств на всех банковских картах физических лиц, в случае если в течение одного месяца объемы оборота превышают 30 млн сумов (в том числе и в эквиваленте в иностранной валюте), а также при числе транзакций P2P (перевод денежных средств с карты на карту физических лиц) свыше десяти. Эта информация передается по специальным защищенным каналам связи;
- О счетах и реквизитах юридических лиц-резидентов, которые открыли счета за пределами Республики Узбекистан, их остатки и денежные переводы.
В данном случае резонным становится вопрос о правомерности подобных действий, ведь данная информация, подлежащая к востребованию от коммерческих банков, идет в разрез со статьей 134 Налогового Кодекса РУз., согласно которой по запросу налогового органа о предоставлении информации в отношении клиента, банк обязан в течение трех дней со дня получения письменного запроса выдать налоговым органам:
1) справку о наличии счетов и вкладов (депозитов) клиента в банке;
2) справку об остатках денежных средств на счетах и вкладах (депозитах) клиента;
3) выписки по операциям на счетах и по вкладам (депозитам) клиента;
4) другую информацию, связанную с исполнением налоговых обязательств налогоплательщика.
Кроме этого, запрашиваемая информация в пункте 3 проекта Положения находится в разногласии с нормами следующих законодательных актов:
– согласно статье 3 Закона Республики Узбекистан «О банковской тайне» вышеупомянутые сведения являются банковской тайной и запрещаются разглашению третьим лицам, каковым является ГНК;
– учитывая, что запрашиваемая информация о денежных средствах на банковских картах физических лиц предусматривает также предоставление идентификационных данных клиентов коммерческих банков, то в данном случае в соответствии со статьями 14, 18, 19 и 21 Закона Республики Узбекистан «О персональных данных» предоставление информации в ГНК со стороны коммерческих банков и дальнейшая их обработка должна осуществляться исключительно с согласия клиента банка.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», ведомственные акты должны приниматься на основе законов Республики Узбекистан и не должны противоречить им. Так как планируемая к получению информация охраняется и регулируется Законом Республики Узбекистан «О банковской тайне», получение такой информации посредством принятия ведомственного документа противоречит законодательству Республики Узбекистан.
Страна прошла очень долгий и сложный путь становления национальной денежной системы, развития безналичного денежного обращения, формирования мощной нормативно-правовой базы и, по мнению ПС «Uzcard», некорректно и нецелесообразно применять в нормативно-правовом документе банковские услуги, в частности P2P-услугу в качестве источника информации для контролирующих органов. Данные действия приведут к росту недоверия со стороны населения и перечеркнут десятилетия упорной и кропотливой работы. Кроме того, подобные действия подрывают в глазах граждан Республики Узбекистан авторитет финансово-кредитных и связанных организаций.
Вместо развития и повышения привлекательности безналичных платежей и сокращения оборота наличных денежных средств данные нормы приведут к обратному процессу, который будет способствовать появлению новых схем обналичивания, увеличения оборота наличных денежных средств и ухода бизнеса в теневой сектор.
Да, безусловно, должники должны платить по счетам, потому, учитывая противоречия в форме и характере запрашиваемой информации с действующим законодательством, целесообразно привести проект в соответствие с вышеприведенным законодательством и нормами налогового законодательства Республики Узбекистан.
В целом, данный нормативно-правовой акт, в частности применение в нем инструмента банковской услуги P2P в качестве источника информации для привлечения к ответственности уклоняющихся налогоплательщиков от уплаты налогов не решает вопрос по сокращению объемов «теневого рынка», а наоборот будет способствовать ее росту, создавая дополнительную нишу для развития коррупционных механизмов, – заявили в компании.
Больше важных новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.