В серии лекций о преобразовании Ташкента был и заинтересовавший меня доклад, который представил Артем Космарский на тему «От махалли до блокчейна. Ташкент в глобальных трендах городского развития». Интересно было, что разговор шёл о концепции развития городов, на уровне абстракции от мелочей. Для аудитории было сложно, вопросы сводились к конкретным проблемам, к частностям, Артём терпеливо объяснял каждому, что решение локальных и частных проблем является следствием решения проблем глобальных, концептуальных, показывал «куда мы можем попасть» и «как туда пройти».
Интересно было сравнение старого города с новым, причём, происшедшее с Ташкентом характерно для многих городов, оказавшихся на стыке исламской (условно) и европейской цивилизаций. Во всех городах от Западного Китая до Марокко есть старый город с узенькими переулками, без адресов и административных зданий и новый город с широкими проспектами, адресацией, администрацией и прочей городской инфраструктурой. В старом городе есть махалля, как условная административная единица, все жители знают друг друга, знают, где живёт врач, где судья, где мечеть, где школа, где базар. У забредшего «внешнего туриста» вежливо спросят: «Вы кого-то ищите, вам помочь?». В советское время была идея не делить места проживания на бедных и богатых, перемешать национальности и социальные типажи на общих кварталах и массивах.
Если ближе к нашему времени, то пример Бейрута показывает, что, декларируя «город для людей» бизнес строит и перестраивает по своему усмотрению, если будет выгодно, снесут и построят, снесут и снова построят. В Сан-Франциско город поделён на кварталы, всюду камеры и дроны, которые «пасут» всех и каждого, особенно афроамериканцев и «латинос», неожиданно появится полицейский с предложением помощи найти нужный адрес.
Это общие для многих городов штрихи и варианты развития. Это не значит, что что-то лучше, что-то нет, просто люди так живут. Но это была подводка к необходимости объединения граждан в локальные группы для решения своих проблем. Как бы махалля, но на новом уровне.
На вопрос, почему Амстердам лучше, чем Ташкент, Артём ответил, что ничем не лучше, просто разные города. Но в Амстердаме много удобных для горожан мест, сервисов, в том числе транспорт и другие элементы инфраструктуры. Дело в том, что там развиты локальные объединения горожен, решающих вопросы благоустройства через разные структуры. Такие общественные объединения в той или иной форме есть в каждом городе, и они взаимодействуют с городской администрацией. Это создаёт баланс между «застройщиками» и городскими властями (решающими свои задачи) с одной стороны и горожанами с другой. Опять же у нас есть прообраз такого объединения — махалля.
Как же лучше объединяться социально активным гражданам и есть ли механизмы для стимулирования этой активности? Тут мы подходим к самому интересному — опыту английского городка Гулль (вообще-то он Hull, знатоки английского считают, что именно Гулль будет правильно). В городе действует система учёта «добрых дел», построенная по технологии блокчейн. Те горожане, которые тратят свое время (инвестируют его) на социальные проекты, получают бонусы. Например, волонтёры на городских праздниках и в больницах, добровольные уборщики мусора, участники акций и переговоров с администрацией, лекторы конференций и прочие активисты и помощники. В общем-то, они бы делали это и бесплатно, но система учёта и поощрения стимулирует социальную общественную деятельность. На набранные баллы активисты получают скидки в местных магазинах и ресторанах и другие плюшки. Кстати о терминологии — это та самая модная сейчас криптовалюта и называется она HullCoin.
Тут сразу появляются вопросы. Чем блокчейн лучше телеграм- или фейсбук-группы? Ответ: прозрачностью и защищённостью от несанкционированного вмешательства, например, от попыток «увести» чьи-то бонусы.
Как определить, какое «доброе дело» сколько стоит? Наверняка надо с какой-то шкалой стартовать, а потом корректировать по мере набора опыта, так как на старте заведомо можно ошибиться с «весами».
Вот такой интересный эксперимент с социальной валютой, пополняемой добрыми делами.
Приживётся ли он у нас? Почему бы и нет? Правда, мы только в начале пути, у нас возникают стихийные протесты против вырубки и застройки, у нас есть общественные советы и махаллинские комитеты, но объединения граждан не пока сформировались. Зато у нас есть Постановление Президента о скорейшем внедрении технологии блокчейн и эта идея с «социальной валютой» могла бы быть неплохим началом. Но надо сначала найти 10 серверов в TAS-IX’e для поддержки блокчейн, настроить софт и решить ещё с десяток проблем. Делать это всё равно придётся, почему бы не прямо сейчас?
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.