Узбекистан

06.05.2021 | 10:46

Министр народного образования Узбекистана рассказал, почему 70% школ работает в две смены

Отмечается, что более трех тысяч школ страны требуют ремонта.

Фото: xabar.uz

Фото: xabar.uz

На прошедшем правительственном часе Законодательной палаты Олий Мажлиса министр народного образования рассказал, что количество мест в школах Узбекистана на 1 миллион меньше количества учеников. К 2025 году эта разница может дойти до 2 миллионов. В 70 процентах школ учёба организована в две смены. Об этом сообщает Kun.uz.

Согласно данным, на ремонт школ требуется около 37 трлн сумов, тогда как годовая стоимость инвестиционной программы МНО составляет около 2 трлн сумов.

Шерзод Шерматов привел несколько причин, почему 70 процентов школ работает в две смены:

  • Во-первых, если сопоставить динамику роста населения стран бывшего Советского Союза, самый большой рост населения приходится на Узбекистан. Естественно, рост населения должен привести к увеличению количества школ.

К примеру, в России или Украине за последние 30 лет количество населения сократилось, поэтому в этих странах, возможно, достаточно инфраструктуры, построенной в период СССР.

  • Во-вторых, при переходе на 9-летнее образование основное внимание обращали на лицеи и колледжи. В 2010-2017 годах было построено более 1,5 тысяч лицеев и колледжей. Школам не уделялось достаточного внимания.
  • После возвращения к 11-летнему образованию, около 400 лицеев и колледжей были преобразованы в школы. Некоторые из них расположены не совсем удобно для школ, к тому же, в отдельных колледжах организованы профессиональные школы, поэтому не все лицеи и колледжи преобразованы в школы.
  • Также, в течение 10 лет многие школьные здания были переданы в эксплуатацию другим ведомствам.

В 1991 году количество учащихся было меньше вместимости школ. Сегодня количество учеников превышает вместимость школ на 1 миллион. В связи с этим, большинство школ работают в две смены. Требуются очень большие ресурсы, чтобы организовать их работу в одну смену.

Это обсуждение является своевременным, так как, согласно нашим прогнозам в последующие годы разница будет только увеличиваться. Разница между количеством учеников и мест в школах к 2025 году может достигнуть 2 миллионов. Это означает, что мы окажемся в сложной ситуации касательно вместимости школ,

- отметил министр народного образования.

Вместе с тем, в 2018-2020 годах произошли изменения инвестиционных программ. Если сопоставить средства, выделенные школам, с периодом до 2016 года, мы увидим в любом регионе их увеличение в 3-4 раза. Школы ремонтируются в рамках программы «Обод кишлок» и «Обод махалля», а также хокимиятами из местного бюджета, или спонсорами, учившимися в этих школах.

Отмечается, что в 2021 году будет выполнен ремонт 712 школ, в 351 из них – за счёт инвестиций, а 361 – в рамках программы «Обод кишлок», «Обод махалла». Кроме того, во время визита президента в регионы 123 школы были включены в программу школьных инвестиций.

По словам министра, рост населения и проблемы, накопившиеся в течение многих лет, привели к тому, что более 3 млн школ нуждаются в ремонте. Если добавить к ним спортивные залы, столовые, школьные дворы и другое, для решения этих проблем понадобится приблизительно 36,7 трлн сумов. Но в нашей инвестиционной программе предусмотрено по 2 трлн сумов в год.

Поэтому, когда наши уважаемые депутаты направляют запросы, а мы отвечаем «Не хватает средств, помогите нам в процессе утверждения бюджета», это не означает, что мы слагаем с себя ответственность. Проблемы действительно накопились, цель – совместное решение этих проблем,

- отметил министр народного образования.

Шерзод Шерматов привёл также статистику по новым школам.

По нашим данным, в 2018-2020 годах в 223 районах построено более 57 тысяч квартир, а количество новых школ составляет 56. В новых жилых массивах существует потребность в 158 новых школах,

- сообщил он.

Министр в своей речи обратился к депутатам, и попросил помощи в увеличении количества средств, выделяемых на строительство и ремонт школ при утверждении государственного бюджета.

Как отметил Шерматов, в настоящее время ведётся работа по возвращению бывших школьных зданий системе неродного образования.

Но всё получится не сразу. Мы составили список 16 таких зданий в Ташкенте, но они все перешли в систему каких-либо министерств или ведомств, и вернуть их нелегко,

- отметил глава МНО.

Шерзод Шерматов рассказал также о мерах по привлечению спонсоров для строительства и ремонта школ.

Последние новости

Популярные новости

Популярные новости