Фото: Reuters / Mukhammadsharif Mamatkulov
Поскольку пандемия опустошает базары в Узбекистане, которые долгое время доминировали в торговле продуктами питания, супермаркеты «уходят в вакуум» (наращивают долю на рынке – прим. ред.), это приводит к трансформации продуктового ритейла и в следствие чего социальное дистанцирование становится нормой, пишет Reuters.
В статье говорится, что в то время, как множество отраслей промышленности по всему миру отказываются от планов роста, некоторые розничные продавцы продуктов питания в Узбекистане стремятся (выйти) вперед, полагая, что изменение привычек потребителей в результате вспышки ускорит их усилия по завоеванию доли рынка.
Отмечается, что тем не менее возможность надежного снабжения широким спектром продуктов, необходимых для супермаркетов, будет серьезной проблемой, учитывая текущие сбои в глобальных цепочках поставок. Это значительный фактор риска, который может сорвать планы расширения.
Сообщается, что в компании Majid Al Futtaim заявили, что собираются открыть свой первый магазин Carrefour в Ташкенте в третьем квартале, поскольку строительство продолжалось во время национальной блокировки.
«На первом этапе в 2020 году будут открыты четыре магазина, из которых будет три супермаркета и один гипермаркет», – сказал Reuters генеральный директор Хани Вайсс.
Также отмечается, что компания выделит около 11 миллионов долларов для выхода на рынок и инвестирует 10 миллионов долларов в год для поддержки расширения в ближайшие годы.
Помимо этого, Reuters дали комментарий в местной сети супермаркетов Korzinka.uz, которые планируют утроить количество магазинов к 2023 году.
По словам основателя и СЕО Korzinka.uz Зафара Хашимова, компания может открыть чуть меньше мест в этом году, чем планировалось ранее, из-за пандемии, с ее повышенным вниманием к онлайн-продажам, которые, вероятно, будут расти быстрее, чем раньше.
Пандемия может ускорить модернизацию розничной торговли в Узбекистане, вытеснив из бизнеса некоторых торговцев, работающих на базаре, и круглосуточные магазины, которые имеют меньшие финансовые буферы, чем крупные сети.
«В среднесрочной и долгосрочной перспективе, скорее всего, предпочтения и поведение потребителей изменятся. Санитария, безопасность и гигиена станут более важными.
Нам нужно не в три раза, а в 10 раз больше магазинов, чтобы наверстать упущенное и обеспечить полный охват современной розничной торговлей», – добавил он.
Для узбекского рынка продуктов питания нет полных независимых отраслевых данных. Вайсс сказал, однако, что рынок Ташкента был оценен в 3,4 миллиарда долларов в 2018 году и, как ожидается, достигнет 5 миллиардов долларов в 2023 году, ссылаясь на данные SAD Marketing.
Он добавил, что жители Ташкента покупают более двух третей продуктов на традиционных фермерских рынках и более четверти – в небольших магазинах у дома. Крупные современные торговые точки составляют всего 4,4%, но их доля может увеличиться более чем втрое за пять лет.
Однако Вайсс и Хашимов предупредили, что ключевой проблемой для роста является обеспечение надежных поставщиков в условиях сбоев производства и закрытия границ.
Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.