Однажды студентка медицинского колледжа Сабина попала вместе со своими однокурсниками в дом малютки. Единственным условием для студентов при посещении этого места было не расплакаться. Первой не выдержала Сабина. Узнав, как много там находится детей-сирот и ребят с синдромом ДЦП, Сабина выскочила из комнаты со слезами. Собравшись с мыслями, девушка взяла себя в руки и вернулась в комнату чтобы поиграть с детьми и раздать им собранные подарки и сладости.
Сабина поняла, как много людей вокруг нуждаются в помощи и заботе. Как студентка медицинского колледжа, она решила оказывать людям помощь в качестве медсестры.
Девушка не знает, когда она стала «волонтером». Студентка просто старалась помогать людям по мере своих возможностей. Она вступала в различные организации, через которые с группой студентов могла ездить по домам и делать больным уколы или ставить капельницы.
Когда началась пандемия, волонтеры выложили объявление в Facebook о том, что они могут оказать медицинскую помощь, тем, кто в ней нуждается. В это время в городе началась нехватка медицинского персонала, поэтому Сабина со своими друзьями-медиками решила помочь людям, зараженным коронавирусом.
Об их работе узнавало все больше людей и у волонтеров
появились спонсоры, обеспечивающие студентов средствами индивидуальной защиты.
После того, как в СМИ появилась информация о студентах-медиках, правительство
решило запретить студентам оказывать помощь без присутствия высококвалифицированного
специалиста.
«Я понимаю, почему так случилось. В любой момент могло что-то произойти. Например, у больного мог возникнуть анафилактический шок из-за аллергии на определенные препараты, в то время как у нас не было необходимого оборудования для оказания первой помощи. В таком случае, нужно было бы ехать в медучреждение, а в определенный промежуток времени они все были переполнены. Исходя из этого, мы больше не могли ездить и помогать людям»,
Затем, когда студентам запретили заниматься волонтерством, они решили устроиться в экспоцентр, но попасть туда они так и не смогли.
«Мы шли по дороге грустные, на нас висели наши волонтерские бейджики. Нас заметил милиционер и спросил, ищем ли мы работу. Услышав утвердительный ответ, он отвел нас в здание федерации гимнастики, где проходил набор медперсонала»,
Волонтеры пришли за полчаса до окончания набора и их
приняли, так как в ковид-центре при МВД сказалась нехватка персонала ввиду
недавнего открытия. Студенты решили рискнуть, несмотря на опасность заразиться,
тем более им предлагали оплату за их работу.
«Мы все студенты, нам надо оплачивать контракты. Волонтерство – это хорошо, но в такой тяжелый период пандемии, заработать и помочь нашим родителям было бы отлично»,
Когда администрация узнала, что студенты уже закончили четвертый курс училища, им предложили работать в качестве врачей, но брать такую ответственность на себя ребята побоялись. На следующий день всех волонтеров созвали и объявили, что отныне за черту забора здания, никто переступить не может, все необходимые вещи они могут получить от своих родных, не вступая с ними в личный контакт. Посылки будут забирать и передавать определенные люди в специализированных костюмах.
Студентов поселили в общежитие. По словам Сабины, в целом
условия были хорошие. В одной комнате проживало трое девушек. Каждый день всему
персоналу привозили завтрак, обед и ужин. Государство финансировало все расходы
на питание и проживание, единственным недостатком оказалась одна общая душевая
на четыре этажа, куда волонтеры ходили по записи.
Семья на решение Сабины отреагировала неоднозначно. Ее мама была против поездки
на длительный срок и предлагала дочери организовать волонтерскую помощь в
городе.
Сабина боялась заразить своих родных, поэтому дала себе такую установку – если им предоставят общежитие – она переедет туда, чтобы огородить себя от своих родных, тем более девушка живет с бабушкой и дедушкой, а пожилые, как известно, находятся в группе риска.
Когда студентка записывалась в ковид-центр, она никому из близких ничего не говорила, а о ее планах знали только друзья-волонтеры, с которыми она пришла записываться в центр. Мама Сабины была против, но несмотря на сопротивление родителей, документы девушка все равно подала. После оформления документов и общего собрания в центре, Сабина больше не могла выходить на улицу.
В сумке находился лишь антисептик, расческа и помада. Ей нужно было поставить семью в известность, и чтобы кто-то приехал и передал ей личные вещи.
Мама Сабины переживала и была против ее деятельности, однако через какое-то время девушке удалось успокоить маму и заверить, что ничего плохого с ней не произойдет. В итоге, ее мама решила, что это очень благородно со стороны Сабины пойти в ковид-центр, и что она взрослый человек, способный сам принимать решения. Ей привезли личные вещи.
«Мне понравилось работать в этой клинике с коллективом. У нас были нестандартные кабинеты, там были перегородки из ткани для баннеров. Мы могли сидеть в небольшом кабинете и в полголоса петь песенки из советских фильмов и мультиков. По ночам, когда у нас было свободное время, мы гуляли с друзьями под крышей центра и называли это «свиданием под стальным небом». Основная работа была утром и днем, а по ночам у нас было свободное время, когда мы много и душевно разговаривали»,
Сабина отработала в центре две смены. Сотрудникам не разрешалось есть и пить во время смены, а в туалет разрешалось выходить под расписку, чтобы работники не нарушали герметизацию своих защитных костюмов из-за частых выходов.
«Не знаю, насколько эта информация полезна для интервью, но не могу не отметить, что в ковид-центре при МВД были самые вкусные булочки с сыром, что я когда-либо пробовала»,
Каждую неделю к ней приезжала мама передать посылку и они общались друг с другом через забор. В самом общежитии для изолированных сотрудников открыли маленький магазинчик со всем необходимым: зубные щетки, паста, еда, порошок. Поэтому приобрести нужную вещь не было проблемой.
Сабина отметила, что приятными моментами в работе было общение с пациентами в свободное время. В среднем пациенты лежали по 5-7 дней, и за это время становились мед. персоналу родными. Иногда они спрашивали, чем Сабина увлекается. Она отвечала, что любит петь и танцевать, а на следующий день, когда студентка возвращалась в палату, пациенты включали музыку и спрашивали, нравится ли ей эта или другая композиция. Многие интересовались, любит ли она сладости, и когда им отправляли посылку, пациенты всегда старались чем-то Сабину угостить.
«Нам нельзя было ничего принимать от пациентов, но сам факт, что они старались уделить внимание, очень грел душу»,
Как рассказывает Сабина, иногда ей встречаются люди, которые не верят в COVID-19, и какие бы аргументы им не предоставляли, они всегда настаивают на своем. Но продолжается это ровно до тех пор, пока они сами или их близкие с этим не столкнутся. Тогда они начинают бегать по всем инстанциям, звонить всем, кто сталкивался, плакать и паниковать.
Первое время Сабина ходила ставить уколы и капельницы только своим родственникам и соседям. Но со временем о ее деятельности узнали люди, проживающие в том же районе и посредством сарафанного радио у девушки стали появляться пациенты с соседних кварталов и даже других районов. Не имело значение, болен человек коронавирусом, или нет, просто кому-то нужно было сделать укол или поставить капельницу.
У нее никогда не было фиксированного прайса и работала она зачастую за «спасибо», прочтенную молитву, или за апельсин. Иногда определенные семьи могли отблагодарить материально, а кто-то угощал шоколадом.
«Я не пойму, почему в каждом районе нет таких людей, которые в трудные минуты могли бы оказать медицинскую помочь тем, кто в этом очень нуждается. Мне звонили даже с Куйлюка и просили приехать помочь им, сказав, что сами отвезут и привезут, или оплатят такси до дома»,
Неприятно удивляет Сабину тот факт, что многие не воспринимают ее деятельность всерьез из-за отсутствия прайса. Вопрос стоимости уколов или капельниц – для нее самый раздражающий.
«Для меня это, в первую очередь, практика. Если кто-то захочет отблагодарить за оказанную помощь, мне конечно же очень приятно. Но ведь не у всех есть возможность. Как-то раз у меня был случай с апельсином. Я ходила к одной старой бабушке ставить капельницу и видела, что тот апельсин – это последнее, что у нее было. Она бы с удовольствием сама его съела. Но бабушка сказала, что я должна получить благодарность, что бы руки не болели. Я съела его, и это был самый вкусный апельсин в моей жизни. Столько слов благодарности, столько молитв было прочитано – вот то, ради чего стоит работать»,
Сейчас Сабина на онлайн-обучении. Иногда вечерами ее зовут за медицинской помощью, она ставит людям уколы и капельницы. Но так было и до пандемии. Если бы у нее была возможность поработать в ковид-центре еще раз, она бы пошла.
Самым тяжелым случаем в практике Сабины оказался момент, когда ей нужно было взять кровь и сделать внутривенный укол бабушке с болезнью Паркинсона. У нее был сахарный диабет. Когда Сабина вошла в палату, бабушка увидела шприц и заплакала, объясняя, что у нее плохие вены. Сабина пыталась уверить бабушку в том, что проблемы нет, и вены у нее отличные. Задачей студентки было успокоить пожилую женщину. Когда Сабина взяла ее руку, она заметила, как та сильно дрожит, и что вены действительно трудно разглядеть. Студентка поняла, что ей нужно попасть в вену с первого раза, иначе это может привести к еще более сильным слезам. Сабина успешно справилась с задачей и перед уходом успокоила женщину, сказав, что вены у нее хорошие. После того, как студентка покинула кабинет, на нее нахлынули эмоции, а по затылку потек холодный пот.
«Сердце колотилось бешено, но я почувствовала себя супергероем»,
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.