В 1936 году, когда в западном мире бушевала Великая депрессия, английский экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал свое научное произведение «Общая теория занятости, процента и денег». В книге он показал, что рыночная экономика не возвращается к состоянию полной занятости ресурсов после кризиса и шока. Так как рынок, стремясь к эффективности и повышению прибыли, также неизбежно стремится к повышению производительности труда, эффективности использования ресурсов и сокращению рабочих мест, особенно в трудные времена, что в макроэкономическом масштабе неизбежно приводит к падению совокупного спроса и, как следствие, к экономической рецессии и продолжению кризиса.
В дальнейшем его идеи вылились в такое направление экономической мысли, как «кейнсианство», суть которого в том, что для того, чтобы экономика была в состоянии роста и при этом полной занятости населения, государство должно активно регулировать экономику, тратить деньги, воздействуя на совокупный спрос и стимулируя создание рабочих мест. Или создавая их само, используя такие меры, как увеличение денежной массы, снижение ставок процентов (что стимулирует инвестиционную деятельность), проведение общественных работ, увеличение бюджетных расходов и других мер, направленных на повышение уровня занятости и совокупного спроса.
В целом все то, что подразумевается сегодня под макроэкономическим регулированием, берет свое начало в кейнсианстве и практикуется многими государствами, особенно в период кризиса. Во время Великой депрессии «Новый курс» президента Рузвельта, выведший США из депрессии, практически был основан на идеях Кейнса. В кризис 2009 года многие страны также действовали по Кейнсу, о чем писали экономисты. К примеру, во время финансового кризиса 2009 года американский экономист Роберт Лукас заявил: «Видимо, в условиях кризиса кейнсианцем становится каждый».
В Узбекистане также во время данного кризиса приняты меры согласно данной теории в целях поддержания совокупного спроса и занятости путем:
- прямой финансовой поддержки — льготные кредиты и пособия для отдельных категорий лиц;
- увеличения средств, оставляемых в распоряжении участников экономики, — налоговые, кредитные послабления и каникулы для физических лиц и пострадавших предприятий;
- проведения общественных работ и благотворительных мероприятий;
- увеличения денежной массы и бюджетных расходов при снижении налоговых поступлений, девальвации и привлечения займов извне.
В целом меры макроэкономического и монетарного регулирования, проводимые и намеченные государством к реализации, эффективные, проверенные временем и разными странами для выхода из кризиса. По оценке МВФ, данный кризис превзошел по масштабам все предыдущие за столетие, не считая Великую депрессию. Для выхода из упомянутой депрессии государствами были приняты беспрецедентные меры, включавшие в себя не только денежные, но и правовые, общественные и социальные реформы. Также оказывалось много адресной поддержки, доходило даже до структурных преобразований экономики и общества и др. Есть сторонники мнения, что крайней мерой выхода из кризиса было даже начало Мировой войны. А такие предшествующие ей спорные явления, как векселя МЕФО в нацисткой Германии, коллективизация в СССР появились не в последнюю очередь как некое решение кризиса в отдельно взятых странах.
В целом все эти меры даже не денежного характера были направлены на то, о важности чего говорил Кейнс, — поддержание совокупного спроса и занятости, ибо при развитии этих факторов происходит восстановление экономики в целом. Возможно, для выхода из этого кризиса нам тоже не следует ограничиваться только денежными мерами, но и рассмотреть и другие, которые будут отвечать оговоренным кейнсианством целям.
- В условиях массовых прекращений трудовых договоров поддержка государства в вопросе потери рабочих мест необходима в первую очередь правовая. Правовая грамотность работников и иногда работодателей в стране низка, что приводит или может привести к нарушению прав работников при увольнении или пересмотре условий труда не в пользу работника из-за снижения экономической активности предприятия. В целом мировая практика решение данного вопроса нашла давно — профсоюзы. Государству следует оказать поддержку профсоюзным организациям и объединениям (в первую очередь в наиболее пострадавших сферах — авиационной, туризма, гостиничного, ресторанного и т. д.), не только финансово, но стимулировать их расширение или создание новых путем предоставления выхода на широкие слои населения через СМИ или порталы госуслуг. Первым шагом могло бы быть создание рабочей группы по взаимодействию с профсоюзами для совместной выработки дальнейших мероприятий по защите прав работников с оказанием адресной финансовой поддержки под конкретные цели. В условиях дефицита бюджета широкое финансирование может быть слишком затратным и не дать быстрых результатов.
- Правовая поддержка также необходима и юридическим лицам в вопросе неизбежного конфликта между ними в связи с невыполнением контрактных обязательств в свете возникшей чрезвычайной ситуации. К проблеме можно подойти с нескольких сторон. В первую очередь это поддержка адвокатских контор в предоставлении доступа к заинтересованным сторонам через СМИ или тот же портал госуслуг и другие каналы, через которые государство общается с населением и деловым обществом. Во вторую очередь предоставление льгот для адвокатских и консалтинговых фирм при создании новых рабочих мест, возможно, финансовые, налоговые, а также льготы в предоставлении доступа к государственным каналам и СМИ. В третью очередь — поддержка в оплате расходов на судебные тяжбы в виде отсрочек в оплате или покрытия части данных расходов государством для особо пострадавших предприятий или предприятий с высоким уровнем социальной ответственности (большим количеством оплачиваемых рабочих мест при условии максимального их сохранения).
- Адресная поддержка особо пострадавших отраслей экономики. Иначе говоря, как государство может само создать или помочь создать спрос на услуги тех предприятий, чьи отрасли особенно пострадали.
К примеру, для поддержки туристической сферы государство, помимо субсидий, налоговых и кредитных льгот, могло бы расширить количество доступных туристических объектов для внутренних туристов путем предоставления доступа к правительственным объектам и зданиям, которые интересны населению. К примеру, здание Олий Мажлиса, Сената, президентского аппарата, Дворца советов, министерств, академий, университетов, правительственные дачи и другие государственные объекты не только в столице, но и в регионах. Такое нередко практикуется за рубежом — в Белом доме, Кремле, Букингемском дворце, во многих развитых странах на крупных и знаменитых правительственных объектах проводятся экскурсии. Речь, конечно, идет о регламентируемых экскурсиях в определенное время, не мешающих работе самих объектов и разумно оплачиваемых со стороны туристических фирм, что также может быть небольшим подспорьем для Государственного бюджета в обслуживании данных объектов. В целях сохранения занятости населения в данных фирмах такой доступ следует предоставлять в открытом виде и избежать монополизации данного доступа одной или узким кругом туристических фирм, предоставляя право нескольким фирмам одновременно на каждый объект и не более одного или двух объектов на каждую фирму. Отбирая фирмы по показателям сохраненных или вновь созданных рабочих мест и предложения с их стороны наиболее интересной экскурсионной программы, возможно, с раскрытием истории данных объектов и замечательных людей (видных деятелей, получателей государственных наград), которые в них работали или продолжают работать. При грамотном подходе эта мера в перспективе может привести к популяризации правительства, т. к. население будет знать, где и как работают их лидеры.
Поддержка ресторанного бизнеса может быть осуществлена посредством перехода питания сотрудников большинства правительственных организаций и компаний во всех регионах на аутсорсинг путем кейтеринга. Кейтеринг как бизнес нов для нашей страны, и компаний, уже имеющих опыт в этом, в стране немного. Поэтому стоит продумать такой подход, конечно же, открытый, который уравняет шансы на получение контракта как ресторанов, имеющих опыт в данной сфере, так и остальных. Так как цель в целом — повышение совокупного спроса и сохранение и увеличение занятости, также следует избежать монополизации в данной сфере, в итоге обеспечивая как можно большее количество ресторанов контрактами и, как следствие, как можно большее число работников отрасли стабильным доходом. Привлечение большего количества ресторанов к обеспечению питания заинтересованных лиц, возможно, в перспективе также приведет к повышению культуры пищевой безопасности среди отрасли в целом, учитывая, что требования к пищевой безопасности в государственных организациях весьма высоки (в т. ч. школах, детсадах и пр.).
- Некоторые отрасли, переживающие кризис, столь велики, что прямая поддержка или создание и стимулирование спроса на их услуги и товары силой одной страны в данное время колоссального роста государственных расходов и бюджетного дефицита (он в видимой перспективе) может быть слишком тяжелым бременем. Вместе с тем в этих сферах занято очень большое число людей, и крах этих отраслей может привести к масштабным социальным последствиям, а сами отрасли имеют стратегическое значение. Примером такой отрасли может быть авиационная. Будущее пассажирской авиации в данное время во всем мире слишком неопределенно. Очевидно, что не все авиаперевозчики смогут выйти из данного кризиса без помощи извне. Еще одним примером подобной отрасли может быть нефтегазовая — на фоне глобального снижения цен и спроса на углеводороды она тоже в кризисе. Третья такая отрасль, что очевидно, автомобилестроение.
Что отличает данные крупные отрасли от других? Это сравнительно большое наличие долгосрочных финансовых обязательств и задолженностей, большое число управленцев (часто отдельный от производственных мощностей управленческий аппарат) и большие убытки от вынужденного простоя или уменьшения активности из-за высокого уровня постоянных расходов, в том числе из-за большего количества непрофильных и непроизводственных активов. Соответственными мерами поддержки со стороны государства может быть помощь в снижении данных постоянных расходов с условием максимально возможного сохранения уровня рабочих мест, чтобы при снижении этих расходов у предприятий даже со снижением выручки остались средства на выплату заработных плат.
- Помощь в реструктуризации долгов этих предприятий перед внутренними и внешними заемщиками и поставщиками путем участия в переговорах с кредиторами или предоставления им гарантий.
- Оставление дивидендов и доходов, получаемых от государственной доли, в распоряжении предприятий.
- Проведение разъяснительных работ среди управленцев (в первую очередь среди высшего менеджмента) о сокращении заработных плат и других расходов на данную категорию персонала — служебные автомобили, командировочные расходы и т. д. Все равно у большей их части есть личные автомобили, а в командировке жить можно в гостинице попроще. Вместе с тем ввести для них систему разового премирования за введение рационализаторских, новаторских решений, имеющих своей целью сохранение доходов компании и рабочих мест, а также сокращение постоянных расходов. Это даст им возможность сохранить личные доходы и в дальнейшей перспективе показать себя в общем деле. Более того, поможет государству в определении хороших кадров для пополнения правительственного кадрового резерва в будущем.
- Помощь квалифицированными кадрами, из налоговых органов, счетной палаты, бизнес-аналитиков и пр. в проведении консультаций и компетентного анализа непрофильных активов этих предприятий. В международной практике во время кризиса многие крупные компании, когда не получают или получают сниженный доход от своих производственных активов, задумываются над тем, как получать доход от своих непрофильных активов (непроизводственные здания, машины, земля, персонал и т. д.) путем сдачи в аренду или оказания непрофильных услуг, используя эти активы в целях сохранения уровня доходов компании. Тем же путем можно пойти и в данном случае. Какие конкретно это могут быть решения, можно вывести путем упомянутых выше предложений от самих управленцев и привлеченных государственных специалистов. В случае, если получение доходов от этих активов не представляется возможным, их, очевидно, следует продать.
- Помощь квалифицированными кадрами проектных, академических, научных институтов, возможно, иностранных, в проведении консультаций и совместной со специалистами отраслей выработке предложений по повышению эффективности использования профильных активов предприятий в условиях кризиса, разработке рационализаторских, новаторских решений и технологий, направленных на сохранение доходов предприятий и уровня занятости.
- Такие отрасли, как авиационная, нефтегазовая и автомобилестроение, являются большими и системообразующими, вместе с тем слишком дорогими для содержания в период кризиса с условием сохранения занятости на них. Учитывая это, возможно, государство посчитает целесообразным разделить данные расходы с кем-нибудь. В таком случае есть несколько возможных путей. Их можно реализовать как в масштабе всего системообразующего предприятия в целом, так и в масштабе малых подразделений/компаний, входящих в его структуру:
- привлечение иностранных кредитов;
- привлечение иностранных инвесторов для участия в собственном капитале и управлении;
- привлечение местных кредитов или инвесторов для участия в капитале;
- слияние или синергетическое взаимодействие отраслей на двухстороннем межгосударственном уровне или уровне межгосударственных образований и экономических союзов.
В первом случае национальный контроль над отраслью не будет потерян и будут привлечены необходимые средства. Но, во-первых, иностранные кредиты могут иметь такие условия, как сокращение рабочих мест и оптимизация расходов не в пользу социальных целей государства или даже привлечение зарубежных подрядчиков и их работников для освоения данного кредита. В долгосрочной же перспективе иностранный заемный капитал не увеличивает национальный доход (Валовый национальный доход — ВНД, он же gross national income — GNI, он же назывался ранее валовым национальным продуктом — ВНП. Многими международными финансовыми организациями GNI принят как более лучший показатель экономики стран, чем ВВП/GDP, который до сих пор активно используется в аналитике и планировании на постсоветском пространстве) и совокупный спрос, т. к. средства будут выведены с процентами из национальной экономики и продолжат увеличивать национальный доход и совокупный спрос зарубежной страны, а не нашей. Большинство крупных иностранных кредитов, выдаваемых под конкретные отрасли, направлено именно на увеличение экономики страны кредитора, помимо вывода денег с процентами, предусматривая увеличение совокупного спроса и занятости той страны, включая в условия кредита такие пункты, как привлечение подрядчиков, технологий, поставщиков и т. д. оттуда, а не из страны-получателя.
Второй случай схож с первым в своих макроэкономических последствиях, помимо прочего, включая потерю или уменьшение национального контроля над отраслью.
Привлечение местных кредитов и инвесторов в долгосрочной перспективе не имеет таких негативных макроэкономических последствий в сравнении с привлечением иностранных средств. Но местные капиталисты могут не иметь достаточно навыков, компетенций, технологий для управления, продолжения деятельности или обеспечения возврата средств в данных высокотехнологических отраслях. В связи с чем данные решения сложно применимы для отраслеобразующих предприятий в целом (макроуровень), но могут быть применимы к их подразделениям и подведомственным организациям (микроуровень), как профильным, так и непрофильным. Выдаваемые кредиты должны быть небольшими и адресными, под конкретные проекты или новаторские решения, с кредитными условиями максимального использованием местных подрядчиков, технологий и персонала. А приватизация — частичная или полная не отраслей в целом и управляющих компаний, а конкретных объектов, подразделений в их структуре как профильных, так и нет, с обязательными условиями по инвестициям в объект, использованием местных подрядчиков и поставщиков и сохранением рабочих мест в период кризиса и увеличением их в перспективе.
Однако, так как цель государства — не просто сохранение отраслей путем разделения расходов по их содержанию через привлечение кредитов и продажи активов, а чтобы данные действия имели максимальный макроэкономический эффект в перспективе, то и в данном случае следует избегать монополизации и делать все максимально открыто. Каждый кредит может быть выдан разными кредитными организациями или даже займами от частных компаний (под ставку рефинансирования. Возможно, найдутся предприниматели, готовые занять средства этим предприятиям государственного значения на льготных условиях). Каждый объект приватизации продан разным местным инвесторам и частным компаниям. Данная максимальная, но разумная диверсификация местных источников финансирования этих отраслей, возможно, в дальнейшем позволит демонополизировать эти монополии, развить здоровую конкуренцию и максимизировать занятость как среди приватизируемых объектов, так и среди их кредиторов. И, как следствие, повышение совокупного спроса.
В условиях падения спроса на услуги и продукцию данных отраслей возможно открыть для них новые рынки, источники капитала и сырья. Но, учитывая, что большинство других государств в настоящее время занято сохранением капиталов и рынков для своих резидентов, данное условие трудно реализуемо. Однако наблюдаемый кризис — мирового масштаба, и аналогичные отрасли также испытывают трудности в других странах. Соответственно, выходом может быть эффект масштаба — повышение эффективности от масштабирования и снижения расходов на единицу выхода продукции (economies of scale) путем объединения данных отраслей в виде слияния или масштабного сотрудничества с общим пулом рынков капитала, поставщиков сырья, интеллектуальных и технологических ресурсов и, конечно, общего рынка потребителей. Такое возможно реализовать в рамках двухстороннего отраслевого сотрудничества или многостороннего экономического союза.
Вступление в экономический союз без развитой конкуренции нежелательно, т. к. любой экономический союз в макроэкономическом масштабе выгоден в первую очередь самому крупному и развитому члену союза. Это происходит из-за самой сути рыночной экономики — конкуренции. Как, к примеру, выгода от участия в ЕС бесспорна для национальных экономик Германии и Франции, но имеет однозначный негативный экономический эффект для стран Балтии, как положительные, так и негативные стороны для стран Восточной Европы. ЕАЭС имеет, бесспорно, положительный эффект для России. Для других стран союза положительный эффект достижим только в случае конкурентоспособности их предприятий. США с избранием на президентское кресло Трампа отказались от дальнейшей экономической интеграции с ЕС и вышли в Транстихоокеанское партнерство, т. к. Трамп как бизнесмен понимал, что в рамках единого рынка с ЕС многие американские предприятия не выдержали бы конкуренции с европейскими, а в ТТП с японскими и общий национальный доход США, возможно, снизился бы. Более того, в условиях кризиса страны — члены разных союзов в основном поддерживают лишь свою экономику, не оказывая поддержки менее крупным странам союза.
В связи с этим выходом может быть не общая экономическая интеграция с кем-либо, а отраслевое сотрудничество на двусторонней основе со странами, имеющими отрасли схожего или меньшего уровня развития. Учитывая стратегическую важность отраслей, скорее всего, желательны на эту роль страны с высоким уровнем политического доверия с нашей страной и большим товарооборотом с нами, чтобы эффект от желаемого роста совокупного спроса в их стране также влиял и на нашу экономику. Больше всего на эту роль в той или иной мере подходят страны-соседи. Даже история ЕС в 50-х годах началась именно с объедения отдельно взятых отраслей стран Западной Европы (Франция, ФРГ, Италия и Бенилюкс) — Европейского объединения угля и стали, что в итоге переросло в ЕС, каким он известен сегодня. Возможно, чтобы спасти отрасли и людей, работающих в них, стоит также провести интеграцию отраслей авиаперевозок, автомобилестроения и нефтегаза.
Начать это можно путем проведения экспертного обмена мнениями между отраслевыми лидерами по вопросу того, кто как справляется с кризисом и борется за сохранение рабочих мест, и обмена опытом в данной сфере. Возможно, подобные совещания не приведут к дальнейшим интеграционным процессам, но будут получены опыт и рекомендации, которые мы могли бы потом применить сами. Также это будет способствовать дальнейшему развитию добрососедских отношений.
Государство оказывает за свой счет или посредством привлечения частных благотворительных организаций адресную продуктовую помощь особо уязвимым слоям населения. Если человека накормить рыбой, он будет сыт один раз, а если научить его рыбачить, то он будет сыт много раз. Соответственно в долгосрочной перспективе необходимо, помимо адресной помощи, как можно больше повысить занятость. Как, помимо упомянутых мер, еще можно способствовать восстановлению уровня занятости и доходов населения?
В странах Европы иногда для оказания социально не значимых государственных услуг используются частные подрядчики, что способствует в первую очередь повышению занятости и стимулированию совокупного спроса. К примеру, государственная курьерская служба — правительственные организации бюрократичны и имеют масштабную корреспонденцию между собой. В Чехии обычный гражданин может вызваться курьером — взять письмо из одной госорганизации и отнести в другую и получить за это оплату. Что экономит государству деньги на содержании курьерской службы (ее можно оставить только для корреспонденции с пометкой секретно или ДСП) и создает рабочие места. Инициирование анализа того, какие госуслуги правительство могло бы аутсорсить и тем самым создать рабочие места, было бы неплохим началом.
В период крупных кризисов для повышения занятости многие страны инициировали масштабные инфраструктурные проекты. Известные примеры: строительство дорог, мостов, дамб и пр. в США в период депрессии, Беломоро-Балтийский канал и разные комбинаты и заводы СССР в 30-е годы. Мы — не крупная страна, и уровень проектов может быть соответствующим, главное, чтобы, помимо экономической целесообразности, они предусматривали максимальное использование местных подрядчиков, материалов и труда. Возможно, стоит создать внутриправительственные рабочие группы по определению того, какие это могут быть проекты, их масштаб и соответствие упомянутым целям. Кейнс утверждал, что экономическая целесообразность проектов может быть и низка, главное — это создание спроса и повышение занятости. Соглашаться с Кейнсом в данном вопросе или нет, наверху виднее. Для реализации данных проектов возможно привлечь частное финансирование, к примеру, выпуском государственных облигаций.
В целом стимулирование отрасли строительства путем предоставления разумных льгот и преференций, государственных заказов в период кризиса — распространенная мера для стимуляции экономики и повышения занятости. Так же, как и в предыдущих мерах, критериями применения могут быть максимальное использование местных ресурсов, в т. ч. трудовых (возможный критерий привлечения определенного количества работников с биржи труда). И реализовываться данная стратегия может, как неоднократно упомянуто ранее, в условиях открытости и разумно большей диверсификации подрядчиков. Что приведет к большему макроэкономическому эффекту.
Меры, направленные на то, чтобы предприниматели и население, имеющее сбережения, инвестировали данные средства в экономику и спрос путем снижения процентных ставок по вкладам и/или предоставления льгот при инвестициях, к примеру, снижение налога на имущества при увеличении собственного капитала на сумму, кратно превышающую уплачиваемый годовой налог, или льготы по налогам по вновь вводимым основным средствам и т. д. Создание единой открытой национальной базы для местного инвестора, предоставляющей информацию о секторах экономики, регионах, в которые желательны инвестиции, какие плюсы и минусы, льготы и преференции, их условия, ожидаемый уровень возврата вложений.
В условиях мирового кризиса многие страны остались без трудовых мигрантов, которые в массе своей вернулись домой. Отсутствие мигрантов в странах, зависимых от импорта трудовых ресурсов, может привести к коллапсу целых отраслей экономики. К примеру, в странах Европы возможен продовольственный кризис, т. к. основную часть работников на полях составляли мигранты, попросту говоря, некому собирать урожай. И многие задумываются о способах возвращения мигрантов как выход из ситуации. Возможно, правительству стоит изучить ситуацию в данной сфере, в основном в ближнем зарубежье, и при необходимости провести переговоры о чартерном вывозе работников под конкретные проекты, конечно, с договоренностями обеспечения условий труда, при которых здоровье и права граждан будут гарантированы принимающей стороной.
Нынешний кризис показал, что, несмотря на высокий уровень продовольственной безопасности страны, многие продукты продолжают импортироваться, в период самоизоляции вырос уровень импорта картофеля, муки и других продуктов. В условиях, когда многие страны-экспортеры для повышения собственной производственной безопасности запрещают экспорт продовольствия, в частности, злаковых и других базовых культур, государством уже обозначены меры по дальнейшему развитию сельхозсектора — предоставление земель под выращивание определенных продуктов, продумываются меры по стимуляции повышения уровня переработки экспортируемой сельхозпродукции. Облегчение для данных предприятий решения по найму труда путем освещения в СМИ, возможностей для трудоустройства населения в данной отрасли, возможно, станет следующим шагом.
В целом разработка последовательной, целостной и главное — обеспечивающей массовый охват информационной политики, направленной на простое население, о возможностях по трудоустройству, повышении квалификации, перепрофилировании, трудовых правах, имеющихся в данных сферах льготах в конкретных регионах, отраслях, позволило бы мобилизовать трудовые ресурсы, вселить уверенность в завтрашнем дне и в дальнейшем повысить занятость.
Выше обговорено очень много мер по поводу того, что можно сделать государству в данных условиях. И закономерен вопрос: откуда взять на это деньги? Про монетарные методы и заимствования говорить нет необходимости, ибо они уже принимаются. Хочется вспомнить один факт. Король Норвегии Улаф V во время энергетического кризиса 1973 года, когда в стране действовал запрет на вождения автомобилей по выходным, несмотря на то, что его этот запрет официально не касался, проявил солидарность со своими подданными и пользовался общественным транспортом. Возможно, уровень безопасности для первых лиц государства в стране не так высок, как в Норвегии в 1973 году (тогда же Улаф V в ответ на утверждение о небезопасности подобного поведения заявил, что «у него 4 миллиона телохранителей», имея в виду все население Норвегии на тот момент), и данный опыт не применим к первым лицам. Однако это не значит, что он не применим для чиновников более низкого уровня, возможно, государственным деятелям, чиновникам, депутатам стоит проявить солидарность с народом в это трудное время и позволить государству сократить расходы на их содержание в виде служебных автомобилей, специализированного питания, охраны, больших командировочных и пр. Высвобожденные активы в виде машин, помещений и пр. государство могло бы направить также на стимуляцию спроса путем предоставления в аренду или других мер их экономического использования. В нынешнее время в некоторых странах политические деятели добровольно сокращают госрасходы на свое обеспечение или направляют часть своего заработка в различные фонды.
В итоге можно сказать, что, несмотря на принимаемые денежные меры по поддержанию занятости и преодолению кризиса, стоит рассмотреть весь возможный спектр мер. Включая такие, как приватизация, сокращение правительственных расходов, стимулирование инвестиций, правовая и экспертная поддержка, освещение в СМИ, взаимодействие на международном уровне и других. Вместе с тем принимаемые меры должны быть как можно более открытыми и включать как можно большее количество заинтересованных лиц. И тогда, дай Бог, мы не только выйдем из кризиса, восстановив свое экономическое благосостояние до уровня предкризисного периода, но поднимемся еще выше.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.