В Узбекистане без изменений приняли законопроект, который разрешал тонировку стекол автомобилей. Главным стоп-фактором для большинства автомобилистов оказалась невероятная цена – 16.5 миллионов в год (!). Пока одни дожидались «добра» на разрешение затемнения, чтобы спастись от солнца и сделать автомобиль моднее, другие возмущались тому, нужна ли тонировка вообще.
Сколько граждан смогут позволить себе тонировку и нужна ли она вообще? Мы поговорили с автомобилистами и разобрались в причинах запрета на тонировку, которые действовали у нас долгие годы.
Запретный символ роскоши и безнаказанности
Тонировка автомобилей появилась в Европе и США в 1980-х годах. Первично она служила для защиты салона от палящих солнечных лучей. Со временем тонировка приобрела «особое» значение. Она стала негласным символом роскоши, так как была недоступным удовольствием для многих автомобилистов. Чуть позже ее начали ассоциировать с чем-то противозаконным. Послужили этому факты, когда в тонированных автомобилях молодежь употребляла алкоголь и запрещенные вещества. Во избежание этого правоохранительные органы ужесточили правила использования тонировки.
Основные причины запрета тонировки:
- Ухудшение обзора для водителя и, как следствие, увеличение процента ДТП;
- Совершение неправомерных действий в автомобиле – распитие алкоголя, употребление наркотиков, насилие.
Эти причины актуальны как в Узбекистане, так в России, Европе и некоторых штатах Америки, где действует запрет на затемнение стекол. С одной стороны, это проявление заботы о водителях и пассажирах, с другой – о сотрудниках ГИБДД. Ведь в «лихие девяностые» владельцы тонированных автомобилей предпочитали решать проблемы с помощью огнестрельного оружия, слегка приоткрыв темное окошко.
Времена изменились. Большинство автомобилистов далеки от определения «бандиты», а потому нет веских оснований запрещать затемнение задней полусферы автомобиля. Правда, власти не торопились давать «добро», если бы не просьбы народа. Разрешать тонировку сначала предлагали только на летний сезон, затем предложили последовать примеру Казахстана, а позже и вовсе инициировали петицию.
Думаю, что тонировку запретили для безопасности. Все-таки за темными стеклами нельзя увидеть, что происходит. Особенно, если автомобиль принадлежит молодым людям, «ищущим приключения». Поэтому я думаю, что разрешить тонировку нужно лишь ответственным и проверенным водителям. Не нужно разрешать всем тем, кто сможет просто заплатить за нее 16 миллионов.
Правительство должно ответственно подойти к проекту, соизмерить все плюсы и минусы, разработать систему правил, возможно, штрафов, а потом уже разрешать. Иначе получается, что все, у кого есть деньги, смогут затемнить стекла, а остальные нет. И кто даст гарантию, что среди тех, кто может себе позволить тонировку, ответственные водители, а не мажоры, которые часто нарушают правила на дорогах?
Как выпрашивали тонировку?
О разрешении тонировать стекла автомобилей В Узбекистане не просто заговорили в народе, а создали соотвествующую петицию. На момент написания этой новости она набрала 12483 голоса.
Ее автором выступил некий Артур Тажиев. В ней говорится о разрешении на использовании 70% тонировки задней полусферы транспортных средств. В качестве доводов автор привел следующие:
- чрезмерный перегрев автомобилей в жаркий сезон;
- опасность получить солнечный удар пассажирам, сидящим на заднем сиденье во время летних поездок;
- запрет на занавески.
Также оговаривается возможность снятия запрета с тонировки передней части автомобиля, но на платной основе. Во-первых, так Узбекистан последует опыту иностранных государств. Во-вторых, платная основа станет дополнительной статьей дохода в государственный бюджет. В-третьих, передняя тонировка будет зарегистрирована в ОВД, соотвествтвенно все тонированне автомобили будут «на учете».
Ответ на народную просьбу
Сказано – сделано! Кабинет министров рассмотрел петицию и предложил на обсуждение проект о платной тонировке окон авто. В постановлении, опубликованном на портале СОВАЗ, говорится, что услуга будет доступна физическим и юридическим лицам. Они смогут тонировать заднее стекло автомобиля на 95%, а боковые – на 70%.
Стоимость тонировки составит 90 МРЗП для физических лиц, 120 МРЗП для юридических лиц и 140 МРЗП для юридических лиц с иностранным гражданством. Этот закон приняли без изменений 18 июля и утвердили следующие цены в соотвествии с новым размером МРЗП от 15 июля:
- 90 МРЗП (16.587.000 сумов) для физических лиц;
- 120 МРЗП (22.116.000 сумов) для юридических лиц;
- 140 МРЗП (25.802.000 сумов) для юридических лиц иностранных государств.
Постановление также предусматривает и увеличение штрафа за незаконную тонировку сразу в 25 раз (!). Нарушителю придется заплатить 4 миллиона сумов. Сейчас же можно обойтись эвакуацией машины на штраф-площадку и штрафом в размере 1 МРЗП.
Без тонировки в Узбекистане не обойтись. Если летом в тени термометр показывает +40 градусов, то на солнце доходит до +50 0С. Машина нагревается и о комфортной поездке можно забыть. А как быть, если среди пассажиров дети и старики? Но то, что сейчас предлагают, вряд ли можно называть выгодным и доступным? Разве смогут все позволить тонировку за 16 млн. сумов в год? Я думаю, что нужно сделать равносильную плату. Примерно, 5 МРЗП в год. Это смогут позволить многие. Иначе это разделит общество на «богатых» и «бедных». Представьте, вы без тонировки в жару тормозите на светофоре, а рядом тонированная машина. Какой будет ваша реакция? Первая мысль: откуда у него столько денег? Такое разделение может стать разрушающим фактором стабильного общества.
Табу на правила
Требования к светопропусканию автомобильных стекол ужесточились в 2016 году с введением в действие новых Правил дорожного движения. И если раньше они допускали затемнение задних стекол, то теперь оно стало допустимым всего до 30%.
При этом нет категоричного запрета на использование занавесей. В техническом регламенте «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации» говорится, что допускается наличие занавесок и жалюзи на задних стеклах легковых автомобилей при наличии наружных зеркал заднего вида.
Тонировка нужна! Но должны быть специальные условия, чтобы люди правильно ей пользовались. К примеру, ее можно разрешить на полгода, так как осенью и зимой она ухудшает обзор и не нужна. Также думаю, можно разрешить ее только надежным водителям со стажем от 5 или 10 лет. Обязательно нужно проверить их здоровье. И, конечно же, пересчитать стоимость. Снизить хотя бы до 2-3 миллионов сумов в год, а не 16 миллионов!
Что имеем по факту?
…сотрудники ГУБДД порой останавливают машины, у которых на стеклах задних дверей установлены занавески или жалюзи. Их не волнует отсутствие формального запрета.
«Не трогают» на дорогах лишь автомобили представитель дипмиссий, международных организаций, некоторых спецслужб и государственных служащих, а также иностранных граждан, находящихся в Узбекистане транзитом.
После вступления в силу постановления свободно передвигаться с тонированными стеклами смогут и местные автомобилисты. Пока же остается ждать и копить деньги на недешевую защиту от палящего солнца. Этот закон уже принят и с 1 августа на дорогах Узбекистана, вероятно, начнет появляться всё больше авто с затемненными стеклами. Тонировать стекла разрешели только в подразделениях ГУП «Центр инновационных проектов и оказания сервисных услуг населению» при МВД Узбекистана. Предварительно соотвествующее разрешение на тонировку нужно будет получить в Государственной службе безопасности движения.
Тем временем в социальных сетях уже начали «топить» за то, чтобы инициировать еще одну петицию за запрет о платной тонировке. Мол, если, и разрешать, то только бесплатно либо снижать цену до доступной каждому. Иначе пока возможность затонировать стекла остается только прерогативой для состоятельных. Проведенный нами опрос на Facebook, в котором приняли участие 538 человек, показал, что лишь 9% готовы сделать тонировку. Остальные тратить столько сейчас не готовы и посчитали установленую стоимость неоправданно высокой.
Узнавайте о новых статьях первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.