Интернет — нечто столь огромное, могущественное и бессмысленное, что для некоторых он стал идеальным заменителем жизни.
Эндрю Браун, британский журналист, писатель, редактор, один из основателей еженедельной газеты The Independent.
Как часто, общаясь со своими детьми или внуками, мы приводим в пример себя: и успеваемость была хорошая, и дисциплина на уровне, и книги читали в огромных количествах, и спортом занимались. И упрекаем подростков в том, что кроме интернета их ничего не интересует.
Интернет и социальные сети… Без них уже невозможно представить современную жизнь. Но еще большую роль они занимают в жизни современных подростков, для которых в компьютере и мобильном телефоне заключены все их интересы, увлечения, друзья и враги.
Формирование собственного «Я»
Согласно общей периодизации подростковый возраст (пубертат) наступает с 12 лет и продолжается 2–3 года (до 14–15 лет). В некоторых случаях его границы смещаются: он может наступить раньше или позже, может быть более короткий или же затянуться. Согласно учебникам по возрастной психологии молодой человек или девушка от 11 до 17 лет – подросток. С запада к нам пришел термин тинейджер (teenager), которым обозначают человека от 13 до 19 лет. «Человек в возрасте Teen»: 13 по-английски это thirteen, а 19 – nineteen.
Почему же понадобилось специальное слово для тинейджеров? Ведь нет отдельного термина для людей от 30 до 40 лет или для тех, кому от 50 до 60. Это подчеркивает то, что подростковый возраст зачастую является критичным для человека. Именно в этот период формируется личность, дети меняются физически и психологически, они превращаются во взрослых людей. Они стремительно растут, на теле появляются вторичные половые признаки, просыпается половое влечение.
Этот период обычно протекает сложно как для ребенка, так и для близких ему взрослых. Подросток напоминает сгусток нервов, у него меняются характер, отношение к себе и окружающим, ценности, увлечения, появляется повышенный интерес к своей внешности.
Всё это последствия перестройки организма, связанной с половым созреванием тинейджера. В связи с физическими и физиологическими изменениями у подростков наблюдаются частые перепады настроения. Бодрость и азарт часто сменяются на ощущения разбитости и подавленности. Подросток находится все время в состоянии стресса и эмоциональной нестабильности.
В подростковом возрасте человек уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он относиться к себе как к взрослому, ощущает и хочет казаться взрослым человеком. Практически у каждого тинейджера в той или иной степени проявляются главные характеристики пубертатного периода.
Уязвимость к оценке. Во время полового созревания, тело начинает меняться и приобретает черты свойственные взрослым. Но подросток не знает, как оценить свои внешние данные и поэтому ориентируется на высказывания окружающих. Поэтому для тинейджера так важна оценка от других людей и, получая неудовлетворительные оценки, ребенок замыкается.
Бескомпромиссное отношение. Категоричность и упрямство свойственны для подросткового возраста. Для них нет полутонов: хорошо или плохо, белое или черное, доброта или жестокость, любовь или ненависть, дружба или вражда.
Эмоциональная нестабильность. Это проявляется в резкой смене настроения, желании привлечь к себе внимание и при этом демонстрации полной независимости, противостоянии каким-либо авторитетам, но при этом наличии какого-нибудь кумира.
Психологические проблемы подростков и их неадекватное поведение в той или иной мере будут проявляться в течение всего пубертатного периода. Зачастую, родители не понимают, что происходит и стараются своим авторитетом давить на ребенка, заставляют их следовать «правильным» нормам поведения.
Это время конфликтов «отцов и детей», когда взрослые относятся к подросткам как к детям, не понимая, что тинейджеры требуют, чтобы с ними разговаривали как со взрослыми, стремятся, чтобы их мнение учитывалось. В противном случае непонимание приводит к замыканию подростка в собственном мире, его отстранению от обсуждения, протесту, бунтарству и трагическим последствиям.
12 декабря 2019 года заместитель хокима Самаркандской области Гавхар Алимова дала интервью для УзА. В ходе интервью чиновница рассказала, что ей «позвонила мать 17-летней девушки. Она попросила посадить ее. Оказалось, что девушка не приходила домой 10 дней. Она проводила время в ночных клубах».
19 октября текущего года в каршинской школе № 7 классный руководитель обнаружила в телефоне ученик 10-го класса видео интимного характера и сообщила об этом его маме. Мать ребенка, придя в школу, отругала его.
Не выдержав позора, подросток убежал из школы. 15-летний мальчик совершил суицид, спрыгнув в канал «Карши Бош канали».
Здесь можно видеть вопиющее отсутствие взаимопонимания между родителями и их детьми, должного педагогического подхода, проявление принципа «учитель всегда прав» и нарушение законодательства. Ведь Конституция и Гражданский кодекс гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ни директор, ни учитель, ни охранник, никто не имеют права изымать имущество другого лица, в данном случае телефона ученика. В противном случае налицо факт самоуправства.
Даже если педагог каким-либо образом увидел подобного рода видео, то он обязан просто поговорить с учеником и ни в коем случае не предавать огласке этот факт. Но в Карши учительница вовлекла в эту ситуацию мать ученика, которая отругала своего сына.
Это вторая роковая ошибка взрослых. Если подросток может примириться с унижением со стороны чужих людей, то предательство, - по-другому я никак не могу назвать поведение его матери, – от родных людей является крахом его жизненных ценностей.
Эти ужасные случаи наглядно показывают, что взрослые зачастую не хотят понять своих детей и учеников, не чувствуют, что происходит в их умах и сердцах, не желают вникнуть в проблемы подростков, считая их блажью или списывая все на инстинкты и переходной возраст.
Да, половые гормоны главные «враги» рассудочной части мозга. Тестостерон, эстроген подростков может полностью заглушить голос разума. Эти гормоны не только пробуждают интерес к лицам противоположного пола и вызывают желание привлечь внимание. Эти гормоны - виновники эмоциональных перепадов, тревожности, конфликтности. Добавьте к ним гормоны стресса (дофамин, адреналин) и получите настоящий взрывной коктейль, который может привести к появлению у подростков психических проблем.
Избыток гормонов — главная причина, почему в пубертатный период биполярное расстройство, шизофрения, прочие тяжелые психические заболевания встречаются намного чаще, чем в другие периоды человеческой жизни.
И что они там находят?
Поиск себя… Тинейджеры обычно стремятся ощутить вкус всего нового, часто запретного или вредного. Необычное хобби, экстремальные виды спорта, первые сигарета, стакан спиртного напитка, поцелуй, секс... Интересы подростков широки, несмотря на кажущуюся их бездеятельность.Интернет – вот настоящее увлечение для многих подростков.
Интернет представляет другой мир. Он текучий, прозрачный, сверхбыстрый, гибридный. И в этом мире бурлит жизнь цифрового мира. Нет ни одного вопроса или позиции, которые были бы не представлены в виртуальном мире, который живет по своим законам и правилам самоорганизации.
Подростки, которые не могут или стесняются спросить что-либо у родных людей и друзей, с легкостью находят ответ в интернете. Благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все вопросы, но на их базе обязательно возникают новые. Давая возможность подростку познавать информационный мир подобным образом, взрослые подталкивают его к самостоятельному получению дополнительного - внешкольного - образования. Неудивительно поэтому, что именно поиск необходимой информации занял первую строчку рейтинга типичных сетевых практик (76 процентов).
Положительное влияние Интернета прослеживается не только в том, что он помогает в учебе. Многие психологи полагают, что общение подростков друг с другом в интернете положительно влияет на развитие их коммуникационных навыков и вырабатывает правильные модели поведения. Формат блога, например, помогает им понять принципы построения пересказа, развивать навыки общения, а также учиться правильно и интересно излагать свои мысли. По результатам исследований, каждый пятый подросток ведет собственный блог.
В Глобальной сети тинейджер находит новые знания, знакомства, развлечения, общение по интересам, пытается решить интересующие его вопросы, проходит своего рода социализацию, обучается новому. Поэтому вопрос «Нужен ли интернет подростку?» вообще не стоит. Всемирная сеть нужна.
Центром цифровых технологий будущего (Center for the Digital Future) Великобритании проведено исследование по использованию Всемирной паутины подростками, в котором приняли участие подростки в возрасте от 12 до 14 лет из 13 стран мира. Исследование показало, что популярность интернета и пребывание в сети, онлайн-игры и онлайновое общение с другими людьми положительно влияют на развитие подростков и школьников.
«Юные интернет-пользователи осваивают азы новых технологий и повышают уровень своей грамотности, - считает автор исследования Мими Ито. - Они общаются, создают собственные страницы, обмениваются ссылками».
Интернет является способом самовыражения и развития творческих способностей. Этот результат отчасти противоречит устоявшемуся мнению относительно того, что длительное пребывание во Всемирной сети является исключительно негативным фактором в жизни молодых людей.
Что же делает интернет таким привлекательным для тинейджеров? Отсутствие в сети единого центра управления и границ делает невозможным установление тоталитарного контроля над всей сетью. Свободный доступ к огромному объему информации, представленному в виде текста, графики, аудио или видео, дает возможность реализовать любые информационные потребности.
Интернет является универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки любых видов информации в форме электронной почты, форумов, конференций, досок объявлений, рассылок; общения в реальном режиме времени; интернет – телефония; видео-конференции и другие. Глобальная сеть дает безграничное увеличение аудитории общения. Многие средства общения не требуют личного знакомства, что снимает целый ряд психологических барьеров и дает широкие возможности самовыражения в диалоге.
Возможность анонимного представления себя в сети - это альтернатива для создания нового образа, основанного на мечтах или идеальных стандартах. А возможность существования нескольких виртуальных образов, по-разному раскрывающих внутреннее «Я», дает возможность для самопознания и самореализации в различных проявлениях.
По результатам анкетирования среди подростков, можно сделать вывод о следующих положительных аспектах влияния интернета на современную жизнь: способ показать и проявить себя; общение с друзьями и родственниками; получение электронной почты; быстрый поиск ответов; улучшение качества жизни, в том числе подростков с ограниченными или специальными возможностями; возможность использования электронных библиотек; приобретение профессиональных знаний и навыков; повышение уровня своей коммуникационной грамотности.
Пятерки нам не нужны! Нам нужны лайки!
Именно подростки склонны к получению наибольших информации, эмоций, душевных переживаний, стереотипов, внимания, дружбы и даже любви в виртуальном пространстве. Неумение тинейджеров выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, наличие проблем с самооценкой, отсутствие понимания со стороны сверстников и родителей, игнорирование их интересов вынуждают находить альтернативные варианты. Это могут быть сомнительные компании, неформальные группировки, объединения и движения, имеющие просоциальную, асоциальную и антисоциальную направленности. Именно там подростки находят возможность самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного - со стороны взрослых - общения.
Но чаще молодые люди находят все это в интернете. Постоянная потребность в признании, лайках и всё большем количестве подписчиков вынуждает их максимально погружаться в виртуальный мир. Именно поэтому интернет-зависимость у подростков проявляется наиболее остро.
В феврале 2019 года школьники в Самарканде решили набрать популярность в соцсетях и заснять свои пранки на видео: они использовали ступени остановившихся автобусов для чистки своей обуви. Это видео вызвало критику со стороны жителей, что не помешало, однако, парням быстро набрать огромное количество просмотров и продолжить свое занятие.
Два блогера-подростка решили устроить в июне 2019 года пранк с пиротехникой в метро. Однако благодаря публикации в Instagram правоохранительным органам удалось их задержать.
16 августа 2019 года 19-летний парень YouTube-блогер Артур Бабаев выложил видео, на котором он бросается под движущийся локомотив на перегоне станций «Салар» - «Чукурсай» в Юнусабадском районе Ташкента. Блогер признался, что совершил данный поступок ради подписчиков и лайков. Видео действительно набрало несколько десятков тысяч лайков и просмотров.
В настоящее время в психологии все чаще используется термин «аддикция» - состояние сознания человека, характеризующееся уходом от реальности с помощью искусственных, часто химических средств (никотин, алкоголь, наркотики). К аддикции относятся духовные практики, медитации, влюбленность, творчество, экстремальный спорт, а также игромания, интернет-зависимость, обжорство, токсикомания и другие. Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.
Все виды деятельности, осуществляемые посредством интернета (общение, познание, стремление к признанию, игра) обладают свойством захватывать человека, его сознание. Такое заболевание получило название «интернет-зависимость» или «интернет-аддикация» (Internet Addiction Disorder, IAD). Оно характеризуется сильной психологической зависимостью от отношений, игр, общения и поиска информационных ресурсов.
Доктор Кимберли Янг, психолог Питтсбургского университета в Бредфорде, директор Центра интернет-зависимости, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу во Всемирную сеть, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются подростки. Интернет-зависимые используют мировую паутину для получения социальной поддержки, подтверждения своего виртуального статуса, серфинга, участия в играх, форумах, чатах и социальных сетях.
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о пропавшем интернете…
Интернет-зависимые пользователи с психологическими проблемами часто выбирают виртуальное общение как основное: подросток не умеет общаться, заводить друзей и испытывает непреодолимую робость в общении со сверстниками или представителями противоположенного пола. И тут на помощь приходит интернет, который заполнен всевозможными чатами и форумами, в которых такому тинейджеру всегда рады, где он с легкостью находит единомышленников и советчиков.
Главной причиной, по которой подросток начинает погружаться в виртуальный мир - это поиск общественной поддержки, отсутствие понимания или безразличие со стороны близких людей. Тинейджеры находят в сети такое понимание. Они свободно выражают свои мысли, мнения, отстаивают собственную точку зрения, не боясь осуждения реального общества: ведь все участники скрываются под никами и аватарами. Кроме того, участники в виртуальном пространстве недосягаемы и физически недоступны.
Важнейшим побуждающим фактором интернет-зависимости является возможность стать лучшим или одним из лучших. На всех сайтах и форумах, в социальных сетях пользователи сравниваются по рейтингу (баллы, звезды, звания, уровни, количество друзей и так далее). Да, это все виртуальное превосходство, но и оно дает пользователям чувство удовлетворенности.
Стремление стать первым особенно ярко проявляется в игровой зависимости. Интернет-игры заполняют пустоту в жизни, заменяют реальные цели, вносят разнообразие в «серые будни». Зачем чему-то обучаться, заниматься спортом, когда можно стать победителем в игре «Танчики»?
Уже не единичны случаи, когда длительная игра приводила к трагическим последствиям. Многочасовой онлайн-сеанс игры в World of Warcraft в октябре 2005 года довел китайскую школьницу до истощения организма и смерти.
В Екатеринбурге в мае 2008 года подросток погиб после 12 часов непрерывной игры на компьютере. Часы, проведенные в клубе, спровоцировали инсульт. Врачи, которые несколько дней боролись за жизнь мальчика, не смогли его спасти.
14-летняя школьница из Санкт-Петербурга предприняла попытку покончить с собой, оставив записку о том, что не желает больше жить в этом мире. Такой шаг стал своеобразной реакцией девушки на запрет родителей играть в компьютерные игры более двух часов в день.
В недавно опубликованном докладе Американской ассоциации психологов, который был посвящен проблеме игровой интернет-зависимости, говорится, что данное пристрастие затягивает людей значительно сильнее, нежели казино или обычные игровые автоматы. Также в докладе особенно отмечалось, что в группу риска попадают в первую очередь подростки: среди них зависимость от игр в интернете встречается намного чаще.
Современная цивилизация лояльно относится к увлечению интернетом детьми и приравнивает его использование к их неотъемлемым правам. В Европе до 80 процентов времени подростки проводят во Всемирной сети и запрет на пользование сотовым телефоном считается психологическим насилием. В Германии в тюрьмах для подростков у каждого заключенного есть отдельная комната с обязательным выходом в интернет.
Но, к сожалению, Всемирная информационная сеть дает доступ не только к полезной и интересной информации, но и к такой, которой следовало бы быть закрытой. Это информация порнографического содержания, пропагандирующая насилие и ненависть. Очень часто, даже размещая в поисковой строке вопрос самого невинного содержания, можно получить ссылку на странички, переполненные изображениями, предназначенными исключительно для взрослых людей.
Именно поэтому генеральный директор YouTube Сьюзан Войчицки не разрешает своим детям смотреть видео на YouTube, если только они не используют версию, предназначенную для детей — YouTube Kids.
«Я разрешаю своим младшим детям использовать YouTube Kids, но я ограничиваю количество времени, которое они проводят там. Я думаю, что слишком много чего угодно — это плохо», — сказала Войчицки.
YouTube Kids — это специальная версия, предназначенная для детей младше 13 лет. Предполагалось, что она должна была обезопасить детей от нежелательного контента. Однако, даже в этой версии платформы появились жестокие и непристойные видео. Эти проблемы вынудили компанию установить более строгий родительский контроль.
Есть ли жизнь в офлайне?
Чрезмерное количество времени, проведенное в Интернете подростками, может привести к повышенному артериальному давлению, сообщает новое исследование, проведенное в системе здравоохранения Генри Форда в Детройте, штат Мичиган.
Было исследовано более 330 подростков в возрасте от 14 до 17 лет, чтобы понять, может ли использование интернета повлиять на их артериальное давление. Четверо из десяти подростков ежедневно пользовались Интернетом более двух часов. Девятнадцать процентов этих пользователей имели высокое кровяное давление, по сравнению с семью процентами пользователей, которые проводили мало времени в Глобальной сети.
Интересные исследования ведутся в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) в отделении нейробиологии под руководством доктора Питера Уайброу. Ученые-нейробиологи сравнили привлекательность компьютерных игр и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Оказалось, что, когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании о дозе: выработкой дофамина – гормона «удовольствия». Это дало основание Питеру Уайброу назвать экраны компьютеров «электронным кокаином».
В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «игровое расстройство» в 11-е издание «Международной статистической классификации болезней» (ICD-11). Текст утвердили на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Однако, он вступит в силу лишь с 1 января 2022 года. Документ описывает «игровую зависимость» как навязчивую и регулярно возникающую потребность в игре, настолько острую, что она «превосходит по важности прочие жизненные интересы».
В 2017 году исследование Королевского общества общественного здравоохранения показало, что Instagram является социальной сетью, наиболее пагубно влияющей на психическое здоровье тинейджеров. Среди многих обнаруженных проблем - в общей сложности их четырнадцать - оказались одиночество, кибер-домогательства, депрессия, беспокойство, комплексы по поводу своего имиджа и тела, а также FOMO (fear of missing out), то есть необходимость оставаться на связи в страхе пропустить какое-то событие.
В чем причина того, что Instagram воспринимается как в наибольшей степени вредная для психического здоровья социальная сеть? Капиталистическое общество способствует разделению общества на богатых и бедных, и, зачастую, мерилом успеха является имеющееся у человека количество денежных средств: чем они значительнее, тем больше у их владельца возможностей подчеркнуть свой статус. Деньги являются символом успеха и результативности.
И Instagram предоставляет возможность сравнивать людей между собой, следить за жизнью людей, добившихся успеха, подстегивает стремление подростков быть такими же, как их кумиры. Подобные социальные сети затрагивают самооценку молодых людей и, не имея возможности реализовать свои мечты, они часто впадают в депрессивное состояние.
В тревожное положение вводят подростков и недостаточное, по их мнению, число подписчиков и количество лайков под их постами. Тинейджеры убеждены, что от этих критериев зависит отношение к ним окружающих. Так, популярный в социальной сети ребенок становится самовлюбленным, а у владельца, недостаточно просматриваемого аккаунта, начинают формироваться комплексы.
На подростков обрушивается целый спектр надуманных проблем, значение которых сильно переоценивается в силу переходного возраста. У детей, испытывающих постоянный стресс, отмечаются беспричинные перепады настроения и нарушения сна. Находясь в постоянном нервном напряжении, они перестают извлекать пользу от общения в социальных сетях и все чаще чувствуют себя одинокими и непонятыми.
Кроме эмоциональных и социальных проблем подросткам, проводящим много времени в интернете, становится сложнее выполнять повседневные задачи и грамотно распоряжаться собственным временем. Из-за длительного погружения в виртуальный мир у них ухудшается способность концентрировать внимание, в результате чего дети становятся рассеянными, забывчивыми и тревожными.
Ученые начинают разрабатывать методики борьбы для освобождения от интернет-зависимости. Первыми выразили обеспокоенность американские врачи. Уже в 1995 году в США начали свою деятельность центры, предоставляющие консультации не только отдельным людям, но и учреждениям, клиникам и корпорациям по этому вопросу.
В соединенных Штатах интернет-зависимость пока не относится к официально признанному заболеванию, но исследования по широкому кругу вопросов в этом направлении уже проводятся. Так, согласно данным Стенфордского университета американские девочки 8-12 лет посвящают он-лайн контактам почти семь часов в день, а реальным встречам - только два часа. В высших учебных заведениях добавлены лекции про интернет-зависимость, помогающие предотвратить ее возникновение и развитие.
В 2005 году была открыта первая клиника в Китае. Принимают туда не только взрослых людей, но и подростков. Лечение длится в течение 15 дней. В это время все пациенты живут по строгому распорядку дня: подъем в 6 утра, затем следуют занятия спортом, оздоровительной гимнастикой, принятие антидепрессантов и другие мероприятия.
Существуют хорошие клиники в Финляндии. Лечение там назначают индивидуально после тщательного изучения особенностей болезни. Это может быть работа с каждым пациентом и групповые занятия, принятие лекарств и физические нагрузки. Подросткам, страдающим от интернет-зависимости, предоставляется отсрочка от службы в армии.
В России специализированные клиники, занимающиеся лечением зависимости, находятся только в Москве и Санкт-Петербурге. Методы лечения во многом схожи с лечением алкоголизма и наркомании. Это работа с психотерапевтом, физические упражнения и прием медикаментов.
Странная у меня семья: папа разговаривает со своей машиной, мама с цветами, сестра с кошками, я одна нормальная — с компьютером и телефоном
Повторюсь, согласно результатам исследований, именно подростки относятся к группе повышенного риска: их восприимчивая и неустойчивая психика наиболее подвержена массовому влиянию, а сами тинейджеры находятся в постоянном поиске новых увлечений и эмоций. Становление характера взрослеющей личности напрямую зависит от того, что и кто ее окружает.
Работы ученых подтвердили общеизвестный тезис о том, что нормы поведения, включая правила общения, наиболее активно транслируются и усваиваются в семье. Даже чрезмерно увлеченные интернет-коммуникациями дети оказались очень восприимчивы к тому, как ведут себя их родители. В исследовании сравнивались две группы испытуемых-подростков: у одних была выстроена интернет-коммуникация с родителями, у других – нет. Согласно полученным данным, дети из семей, где принято общаться, в том числе через Глобальную сеть, реже демонстрируют агрессивность при переписке со сверстниками. Подобные данные подчеркивают, насколько глубоко информационные технологии проникли в нашу жизнь, затронув даже внутрисемейную коммуникацию.
Фактор взаимодействия с родителями оказался значимым и в южнокорейском исследовании, посвященном кибербуллингу (вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж). В выборке из 1 200 подростков 12—15 лет было установлено, что фактор участия в кибербуллинге
прямо пропорционален количеству времени, проводимому в интернете. При этом опыт обучения в интернете, знание сетевого этикета и, главное, регулярные взаимодействия с родителями снижали риски вовлеченности в кибербуллинг.
Эмоции подростков, особенно в период полового созревания, очень обострены и совсем не стабильны. И кибер-издевательство способно оказать на них сильное негативное влияние, вплоть до резкого ухудшения их физического и психического состояния. По результатам исследований, чаще всего страдают от кибербуллинга старшеклассники.
Именно на неустойчивость психики детей пубертатного возраста делают ставку интернет-сообщества, пропагандирующие суицид и экстремизм. Ведь завлечь подростка постами об отсутствии смысла жизни, о его непонимании окружающими, о необходимости мстить кому-то не такое сложное дело. Нередко молодые люди подпадают под влияние насаждаемой идеологии,манипуляций, убеждений, давления и готовы совершить любой поступок по приказу мотиватора.
К таким трагическим последствиям может привести отсутствие у подростков настоящих друзей, психологической поддержки со стороны родителей и, главное, понимания и помощи в нахождении ими своего «Я». Прежде всего, со стороны родителей. Как часто мы «вбиваем в головы детей правильные мысли», критикуем и ругаем их, запрещаем делать какие-то вещи или поступки. Делаем, говоря словами Ленина, «нечто формально правильное, а по сути издевательство».
Мы забываем, что разговор с подростками должен носить доверительный и деликатный характер. Забываем, что ребенок имеет право иметь собственные точку зрения, позицию и интересы. Забываем, что подросток уже ощущает себя как личность, как человек, способный нести ответственность за свои поступки. Для нас же они все еще неразумные детки.
У Агнии Барто есть детское стихотворение «Разговор с дочкой»:
- Мне не хватает теплоты, - Она сказала дочке.
Дочь удивилась: - Мёрзнешь ты И в летние денечки?
- Ты не поймёшь, ёще мала, - Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: - Я поняла! И тащит одеяло.
Вот так порой, как эта дочь из стихотворения, мы не понимаем, что наши дети очень нуждаются в теплоте и любви, не понимаем, что за ершистостью, грубостью, дерзостью, холодностью или застенчивостью скрывается ранимая и тонкая душа, которая мечется в поисках ответа на постоянно возникающие вопросы.
Многие родители жалуются, что с появлением в их доме интернета дети все реже стали гулять, заниматься спортом, уроками и просто встречаться с друзьями. Значительную часть жизни подростки начали посвящать прогулкам по Всемирной сети, забывая о реальных делах. Но в большинстве случаев в зависании ребенка за компьютером виноваты сами родители.
Недостаток внимания... Родители либо сильно заняты, либо им лень, либо им проще самоустраниться: купить компьютер, планшет или игровую приставку, а самим смотреть сериалы или бесконечные ток-шоу по телевизору. Часто, измученные постоянным добыванием хлеба насущного, родители просто не в состоянии уделять сыну или дочери внимание, а оно бывает нужнее этого самого хлеба. Не дождавшись общения с родными и близкими людьми, ребенок обращается к интернету, который всегда готов «составить компанию для разговора».
И если родители заметили, что ребенок проводит за компьютером слишком много времени – это уже хорошо. В такой ситуации нельзя ограничивать доступ подросткам в интернет, ведь он им необходим точно так же, как телефон, учебник, энциклопедия, словарь, книга, как связь с другими людьми.
Нужно отвлекать подростка от использования социальных сетей, максимально вовлекая его в реальность, наполняя его жизнь событиями и эмоциями, на фоне которых интернет будет уже не так интересен. Это может быть спорт и кружки по интересам, семейные выезды на природу и походы в кино или театры, гуляние в парке и рыбалка, совместное изготовление поделок и участие в настольных играх, коллекционирование и ежедневные семейные прогулки после ужина… Конечно, все эти идеи требуют от родителей определенных усилий, стараний, фантазии и времени. Поверьте, это самое малое, что можно сделать для детей, для семьи.
Постарайтесь, чтобы в семье царили добрые, доверительные и гармоничные отношения. Это очень важно для подростков. Говорите им чаще о своей любви к ним, о том, что они находятся в прекрасном возрасте, что впереди у них интересные открытия окружающего мира. Подросток – в первую очередь еще ребенок, который также, а возможно и больше, нуждается в любви, защите, заботе и ласке, даже если не признает этого.
Больше любви и внимания к своим детям! Подростки могут думать, что интернет – это жизнь. Их жизнь. Но если родители по-настоящему любят своих детей, то они помогут им безболезненно преодолеть этот жизненный этап, как помогли – в свое время – пройти младенчество и детство.
Вместо послесловия, или когда наступает офлайн
— Раз, два, на месте стой! — руководитель «туристического клуба» Павел Михайлович махнул рукой. — Объявляю привал!
С тяжелым вздохом вся группа подростков рухнула в траву.
— Команды лежать не было. Забыли, что надо делать? Ставим палатки, собираем хворост, готовим ужин. Страшные истории у костра. И только потом спать.
Кряхтя, постанывая и приглушенно ругаясь, юные туристы стали подниматься. Опыт последних двух недель показал — никто нянчиться с ними не будет.
Усатый руководитель тихонько ухмылялся, глядя, как появляется лагерь для ночевки.
А ведь в первый день…
— Тут сеть есть?
— На ужин гамбургеры можно?
— Где розетка? Мне срочно надо зарядить телефон!
— Дайте зарядку! Планшет почти сел!
Когда до подростков дошло, что ни сети, ни электричества не будет, а на ужин только каша с тушенкой, случилось несколько истерик.
— А душ? Мне срочно нужно в душ! У меня голова грязная!
— Завтра в речке будем купаться.
— А-а-а-а-а!
Попытки бежать в цивилизацию Михалыч пресек сразу.
— От лагеря не отходить! В округе водятся медведи.
Ужин прошел в гробовом молчании. Никаких разговоров и шуток. «Туристы» сиротливо сидели над угасающими телефонами, изредка пытаясь выяснить — не взял ли кто дополнительную батарейку…
Весь второй день похода вокруг были только мрачные лица. К вечеру умерли последние телефоны. Некоторые девочки плакали. Михалыч пустил в ход байки, забавные анекдоты и страшные истории. Спать разошлись далеко за полночь.
Третий день стал временем открытий — они увидели дятла. Хором считали кукование кукушки. Угощали орехами с рук белочку. Зверек был «свой», регулярно подкармливаемый, и милостиво позволял предлагать угощение, а избранным даже погладить. Еще была лиса, выскочившая из кустов. И наглая ворона, долго обругивавшая их с верхушки ели.
Подростки оживали. Общались, ссорились и мирились. Завязывали дружбу и влюблялись. По очереди готовили обед и ужин. С криками на весь лес купались в речке и загорали. Потеряли во время перехода чайник и запас сахара. Ловили рыбу, собирали ягоды и с азартом охотились за грибами, постепенно становясь похожими на своих предков, а не на бледные придатки к электронике.
Через неделю они на пару часов зашли в маленькую деревушку пополнить запасы.
— Что это?
— Ой, кто это?
Дети толпились у заборчика, тыкая пальцем в корову. Пришлось объяснять. Они не поверили. Попросили показать хозяйку, как доят. В полном молчании наблюдали за процессом. Попробовали парное молоко. Очень понравилось. Коза, свинья, гуси, утки произвели неизгладимое впечатление. Электричество в деревне было, но ни один подросток не попросил зарядить телефон.
И снова был лес. Снова палатки, уха, каша и байки у костра. В деревне Михалыч взял гитару, старую, чуть дребезжащую. Песни были встречены недоверчиво, затем потянулись робкие попытки подпевать. А в конце ребята хором требовали спеть еще и еще…
Михалыч, наблюдая, как ставятся палатки, и разводится костер, вздохнул. Завтра последний переход, еще одна ночевка, и к обеду они выйдут на станцию монорельса. Там их встретят родители. Будут слезы прощания, судорожный обмен контактами, вся группа будет его обнимать и долго махать в окнах отходящего поезда. Для них он навсегда останется руководителем туристического клуба.
А на самом деле добрый смешной Михалыч — психолог высшей квалификации, один из ведущих специалистов Центра лечения детской интернет-зависимости.
(Продолжение следует)
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.