Развод, вероятно, почти столь же стар, как и брак. Хотя я полагаю, что брак на неделю-другую древнее.
Вольтер, величайший французский философ, поэт, прозаик, историк.
Свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях.
В.И.Ленин, теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель.
Президент Шавкат Мирзиёев 18 марта 2020 года провел видеоселекторное совещание по вопросам своевременного выявления и решения проблем в махалле и семье. «Самая большая проблем, которая беспокоит меня больше всего, – это разводы. Представьте себе: за год более 30 тысяч разводов. Если в этих семьях есть дети в среднем два ребенка, это означает, что 60 тысяч детей лишаться семейного счастья», – отметил президент.
«Как много таких, кто считает развод панацеей от всех недугов, а потом обнаруживает, что лекарство хуже болезни» (Дороти Дикс, американская журналистка, писательница)
Это не первый случай, когда глава государства обращается к проблеме разводов.
В феврале 2018 года президент Шавкат Мирзиёев выразил обеспокоенность распадами семей в Узбекистане: «Вызывает беспокойство тот факт, что в последние годы количество разводов ежегодно растет на 10-11 процентов. В одном только 2017 году зарегистрировано более 31 тысячи разводов. Учащаются случаи совершения преступлений женщинами».
Президент Узбекистана, выступая на встрече с молодежью в школе имени Мухаммада аль-Хорезми 27 декабря 2019 года, прокомментировал высокий уровень разводов в стране. Глава государства заявил, что его «особенно сильно мучают» разводы среди молодых семей. «Число разводов растет прогрессивно. Все молчат… Комитет женщин, Центр «Оила», «Махалла» думают, что делают свою работу на пять… На выборах этот вопрос тоже не обсуждали. Это никому не нужно?» — спросил Шавкат Мирзиёев.
Действительно, в стране растет число разводов. В 2000 году этот показатель составил 19,9 тысячи, в 2005 – 16,4 тысячи, в 2010 – 17,8 тысячи, в 2015 – 29,6 тысячи, в 2019 – 31,4 тысячи. Но максимальное значение – в 1991 году было зарегистрировано 33,3 тысячи разводов – не достигнуто. При этом нужно учитывать, что население Узбекистана составляло в 1991 году 20,6 млн человек, а в 2019 году достигло 33,9 млн.
Поэтому для объективной оценки в статистике используют общий коэффициент разводимости – это отношение числа зарегистрированных в течение календарного года разводов к среднегодовой численности населения. Обычно этот показатель исчисляется в промилле (число разводов на тысячу человек).
И по этому относительному показателю все не так уж и плохо. Если в 1980-1991 годах общий коэффициент разводимости на тысячу человек составлял по Узбекистану 1,4-1,6 промилле, то в дальнейшем он начинает сокращаться и, достигнув в 2008-2012 годах минимального значения 0,6 промилле, вновь стал увеличиваться.
За период 2014-2019 годы этот показатель находился в районе 0,9-1,0 промилле. В эти годы сохраняется специальный коэффициент разводимости (количество заключенных браков, приходящихся на один развод) на уровне 10 или на десять браков приходится один развод.
Среди стран бывшего Советского Союза Узбекистан занимает первое место по наименьшему показателю индекса разводимости на тысячу человек.
Конечно, такой позитивный момент не может не радовать, но приближение числа разводов к историческому максимуму не может не вызывать беспокойства. Рекорд числа разводов был установлен в 1991 году. Это год провозглашения независимости. Время не только строительства нового государства, но и разрушения привычного уклада, установления государственных границ между республиками бывшего СССР, разрыва хозяйственных, общественных и родственных связей, решения вопросов переезда.
Кроме того, в Советском Союзе с 1969 года процедура развода была значительно упрощена. Брак расторгался по заявлению одного из супругов в судебном порядке даже без согласия другого. В случае отсутствия детей и по обоюдному согласию оформить развод стало возможно в органах ЗАГС(такой порядок сохранен и в действующем Семейном кодексе Республики Узбекистан). В результате уже в 1980-х годах общий коэффициент разводимости на тысячу человек в СССР достиг 3,5 промилле.
«Развод как ампутация: ты остаешься в живых, но тебя стало меньше» (Маргарет Этвуд, канадская писательница, критик)
Сейчас мы приближаемся к рекордному показателю разводов в абсолютном выражении, достигнутому в 1991 году. Почему это так важно? Потому что показатель развода это своего рода барометр состояния экономической и общественной жизни страны, уровня моральных ценностей и надежности семейных отношений, решения вопросов безопасности и проблем, связанных с преступностью. Сохранение брака имеет большое значение не только для семьи, но и для общества, для динамичного развития экономики.
Проблема разводов существовала во все времена, и всегда разрабатывалась система по укреплению брака. В одних случаях развод зависел от воли супругов, в других случаях - государство брало решение этого вопроса на себя.
До середины 1940-х годов в общественном мировом сознании доминировала установка на необходимость сохранения брака при любых условиях. Такая ситуация заставляла супругов терпимее относиться друг к другу, а также к проблемам, с которыми они сталкивались, принимать меры для сохранения и упрочения семьи.
В древнем обществе брак был обязателен для всех людей, достигших половой зрелости. При этом на развод налагался запрет. В это трудно поверить, но в Чили разводы были разрешены лишь с 2004 года, на Мальте, входящей в Евросоюз, парламент легализовал разводы в 2011 году. Запрещено разводиться в Ватикане. На Филиппинах развод для любого гражданина страны считается незаконным. Даже в США есть несколько штатов, в которых развод запрещен при отсутствии вины одного из супругов (например, доказанная измена).
Ранее было отмечено, что Россия продолжает удерживать лидерство по количеству разводов среди бывших постсоветских государств. Но Российская Федерация стала и мировым лидером по этому показателю в 2019 году (4,7 развода на 1000 жителей). Социологи называют это одним из главных демографических вызовов.
Чтобы укрепить институт семьи, необходимо определиться с вектором его развития. Россия не определилась и сейчас страна находится между Востоком и Западом, между либеральными и консервативными моделями семейного поведения.
Не будет ошибкой сказать, что и наше общество не определилось, какую семью мы хотим видеть: традиционную (патриархальную, матриархальную) или коллективистскую (партнерскую). Согласно провозглашенным положениям «брак основывается на свободном согласии и равноправии сторон» (статья 63 Конституции), «все граждане имеют равные права в семейных отношениях» (статья 3 Семейного кодекса) видно, что государство декларирует формирование именно партнерской семьи.
Центр научно-практических исследований «Оила» провел опрос в Сырдарьинской области, который показал, что 37,3 процента разводящихся пар хотели бы сохранить семью, но у них это не получается. Причина заключается в противоречии между сохраняющимися традиционными представлениями на брак (соответствующие отношения и уклад) и формированием новых ориентиров семейной жизни.
На основании полученных результатов доктор психологических наук Бахриддин Умаров заключает: «И мы должны понимать: в 21-ом веке традиционный брак будет неизбежно разваливаться. Все течет, все изменяется. И наша задача не только это осознать, но и сделать все, чтобы негативные последствия рождения новой модели семьи были минимизированы и менее драматичны. За каждой такой драмой — судьбы людей».
На практике же мы стремимся сохранить традиции и уклад традиционного общежития. 18 февраля 2020 года был принят указ президента о создании Министерства по поддержке махалли и семьи. Государство перестало соблюдать формальности, ликвидировало общественные организации и создало на их базе Министерство — орган государственного управления.
Ведь что такое махалля? Общественный институт, основанный на восточном менталитете и традициях, форма общины, объединенная на небольшой территории. Как и в любой общине, проживающие в махалле несли солидарную ответственность за соседей, воспитание детей, решение бытовых вопросов, взаимопомощь и соблюдение порядка. Махалля — это, прежде всего, доверие, коммуникация и ответственность.
В городах махалля перестала выполнять традиционные функции. Отчасти это связано с тем, что горожане проживают в многоквартирных домах, которые не способствуют развитию коммуникации: часто люди не знают, кто живет не то что в их доме, но даже в подъезде.
Кроме того, раньше в махалле вырабатывались и соблюдались свои законы. Например, «шафат». Житель махалли при продаже дома должен был предложить его своим родственникам, затем соседям, а потом – в случае отсутствия покупателей — жителям своей махалли. Как правило, уже на первом-втором этапе дом продавался. Такой порядок препятствовал попаданию посторонних в махаллю.
Вообще, любое появление незнакомого человека вызывало в махалле повышенное внимание. Именно поэтому — пожилые люди еще могут помнить это время — двери домов в махаллях даже не запирались. Сейчас в это трудно поверить. Настолько выросла социальная отрешенность, да и махалли стали больше напоминать проходные дворы.
В настоящее время национальные традиции махалли присутствуют — в той или иной степени — среди жителей сельской местности. Но и они стремительно исчезают.
Капитализм не способствует развитию добрососедских отношений и взаимопомощи. Наоборот, он поощряет развитие индивидуализма, меняет шкалу ценностей между семьей и работой, близкими и рыночными отношениями, саморазвитием и ограниченностью, моралью и деньгами. Каждый человек в современном мире видит в другом потенциального соперника и конкурента. Не случайно принцип капиталистического общества «Человек человеку волк».
Социалистическое общество строилось на основе коллективизма, и принцип был совершенно иной («Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат»). Принципы социалистического общества близки к нормам и традициям махалли. Именно поэтому сейчас у пожилых и людей старшего среднего возраста, помнящих жизнь при социализме, возникает когнитивный диссонанс — состояние психического дискомфорта, возникающее тогда, когда в сознании сталкиваются конфликтующие между собой ценности. В данном случае, противоречия между принципами социалистического и капиталистического обществ.
Капитализм уничтожает главное достояние традиционного общежития — «социальный капитал» (высокая степень доверия и коммуникации в обществе). Насилие против пожилых людей, женщин и детей, драки среди подростков с применением холодного оружия, ранняя беременность, наркотики, погоня за деньгами, безработица, отсутствие адресной социальной помощи, широкое распространение коррупции и платных услуг — все это приметы современности.
Интересно, почему при разводе спрашивают причину, а при регистрации брака – нет?
По результатам исследований, проведенных научно-практическим центром «Оила», в современных семьях роль таких понятий, как взаимопонимание, чувственные устремления и взаимоуважение, снижается по сравнению с данными 1990 и 2010 годов.
Одной из главных причин снижения значения таких важных факторов в отношениях пар, по мнению психологов, является тот факт, что молодые люди не готовы к семейной жизни. Родители недостаточно обучают своих детей навыкам, необходимым для установления межличностных отношений в семье, для создания крепкой семьи и здоровых семейных отношений.
Исследователи предупреждают, что, если такая тенденция будет продолжаться, то произойдет увеличение количества разводов, рост конфликтных ситуаций и расширение масштабов внебрачных отношений.
15 мая 2019 года на научно-практической конференции, посвященной Международному дню семьи, в докладе научно-практического исследовательского центра «Оила» прозвучали основные причины разводов в Узбекистане.
В случаях с причинами разводов (при опросе разрешалось давать несколько ответов), происходящих в молодых семьях, 41 процент респондентов указал несходство характеров, 34 процента - вмешательство третьих лиц, 25 процентов - вредные привычки, 15 процентов - материальные затруднения,13 процента - отсутствие детей (бесплодие).
По данным, приведенным в таблице, прослеживается корреляция между коэффициентом разводимости и уровнем жизни населения в постсоветских странах. С увеличением степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, экономической безопасности личности, растет и показатель разводов. И наоборот.
Доктор Рано Тураева - ассоциированный исследователь Института социальной антропологии имени Макса Планка в Галле-Заале (Германия) - в исследовании «Женщины как агенты перемен: гендер в постсоветской Центральной Азии» (2017 год) пишет, что в академической среде принято считать, что в период после распада Советского Союза регион пострадал от износа инфраструктуры, спада промышленного производства, потери рабочих мест и дефицита товаров. В связи с этим, некоторые исследователи постсоветского перехода назвали эту эру «демодернизацией». Это мнение также подтверждается жительницами региона, многие из которых отзываются о распаде Советского Союза, как о начале отката к «каменному веку».
Постсоветские реалии принесли с собой трудности, но также принесли с собой новые возможности для мужского и женского населения Центральной Азии. Исследователь обращает внимание на упрощенность суждений о демодернизации региона и его возврате к досоветской традиционности, автоматически подразумевающих, что у женщин нет права голоса или способности принимать решения. Данные, собранные с 2005 года по настоящее время, показывают, что в регионе происходили изменения гендерных ролей, где все больше женщин стали занимать ведущие роли в экономической жизни.
После мужчин частью трудовой миграции стали женщины Узбекистана. Теперь они работают не только в России и Казахстане, но и в Турции, в Южной Корее, США, ОАЭ… «Женщины воспользовались возможностями, созданными в результате открытия границ, повышения мобильности и глобализации», - пишет Рано Тураева.
Кризисы бьют одних по карману, других – по мозгам. В обоих случаях страдает семья...
В кризис испытываются характеры и отношения. Но этот кризис необычный: он вызван эпидемией коронавируса. Введение карантинных мер усугубило кризисную ситуацию.
Если в экономический кризис можно хоть как-то заработать, то - в условиях ограничения перемещения - это становится просто невозможным. Отсутствие заработка и совместное нахождение в режиме «24/7» способствуют возникновению эмоционального и психического напряжения. И достается больше всего близким людям. Ведь других-то рядом нет.
Как показывает статистика, увеличение случаев домашнего насилия в условиях карантина — общемировой тренд. Китай первым столкнулся как с распространением коронавируса и жестким карантином, так и с большим количеством разводов, когда эпидемию удалось остановить, а ограничения ослабли.
Основатель некоммерческой организации по борьбе с домашним насилием в провинции Хубэй Вэй Фэй рассказал китайскому изданию Sixth Tone, что после введения режима жесткого карантина количество сообщений о злоупотреблениях в семьях удвоилось. По его мнению, причинами этого стали страх и экономические трудности, а также ослабление системы помощи жертвам. В Китае с 2016 года действует закон о семейном насилии, но большинство полицейских во время эпидемии коронавируса были заняты другими проблемами.
По сообщению BBC News карантин из-за пандемии коронавируса в Великобритании привел к значительному росту числа обращений по горячей линии для жертв домашнего насилия. Представители Национальной линии помощи жертвам домашнего насилия рассказали, что звонков и онлайн-обращений за время карантина стало почти в 1,3 раза больше. В Великобритании работникам почты и служб доставки, которые продолжили ходить по домам в силу специфики своей работы, дали поручение внимательней наблюдать за напуганными девушками и агрессивными мужчинами. Британский закон, касающийся штрафов за нарушение карантина, прописал: самую строгую изоляцию можно смело покинуть в целях «избежать травмы или болезни или избежать риска причинения вреда».
Профильные службы Италии усовершенствовали систему обработки сообщений по Whats App и SMS, поскольку многим женщинам, оказавшимся запертыми в одном пространстве с агрессивными сожителями, стало сложнее сообщить о своих проблемах по телефону.
Правительство Франции объявило, что оплатит 20 тысяч ночей в гостиничных номерах для жертв домашнего насилия и откроет временные консультационные центры в супермаркетах.
Глава общественного фонда «НеМолчи.KZ» Дина Тансари сказала: «Большинство женщин в изоляции не могут попросить о помощи, потому что понимают: полиция заберет агрессора на 2-3 часа, а затем вернет домой. В фонд за день поступает 10-15 звонков. Из десяти только две женщины соглашаются идти в полицию. Остальные отказываются, потому что не верят, что там помогут».
По официальным данным, с теми или иными ограничениями в связи с пандемией коронавируса в мире сталкивается около четырех миллиардов человек. Около двух миллиардов находятся на жестком карантинном режиме. По данным служб спасения в Европе и Азии по состоянию на 1 апреля текущего года зафиксирован резкий рост числа обращений на горячие линии от жертв издевательств в домашних условиях. Так, во Франции количество обращений выросло на 30 процентов, в Великобритании - на 25 процентов, в Австралии – на 75 процентов, в Китае – втрое.
27 марта 2020 года спецдокладчик ООН по вопросам насилия в отношении женщин Дубравка Симонович предупредила, что карантинный режим, направленный на борьбу c эпидемией коронавируса, может повысить риск домашнего насилия. «Весьма вероятно, что широкое распространение домашнего насилия возрастет, как это уже было отмечено в сообщениях полиции и горячих линий. Для большого количества женщин и детей дом может быть местом страха и жестокого обращения. Эта ситуация значительно усугубляется в случае изоляции и полного карантина, введенных во время пандемии COVID-19», — заявила Симонович.
Проблема стоит настолько остро, что Генеральный секретарь ООН обратился к правительствам с призывом усилить борьбу с домашним насилием. 5 апреля 2020 года Антонио Гуттериш обратил внимание всего мирового сообщества на новую социальную проблему, вызванную COVID-19 - наряду с числом заболевших, растет и число случаев бытового насилия.
Рост домашнего насилия заставил Генерального секретаря ООН выступить с призывом защитить женщин, оказавшихся в западне в собственном доме наедине с агрессивным партнером. По данным ООН, каждая третья женщина в мире сталкивается с физическим или сексуальным насилием, что выводит это преступление в ряд самых частых, но наименее зафиксированных нарушений прав человека. А карантин и режим обязательной самоизоляции, действующие сейчас в большинстве стран, лишь усугубили проблему.
«В последние недели по мере усиления экономического и социального давления и страха мы становимся свидетелями ужасающей глобальной вспышки насилия в семье», — запись с такими словами Генерального секретаря появилась на сайте ООН. Антонио Гуттериш подчеркнул, что в условиях карантина и режима самоизоляции, которые ввели во многих странах для борьбы с распространением коронавируса, в разы увеличилось количество случаев домашнего насилия.
Кандидат психологических наук Василий Сериков (Россия) отмечает, что большинство людей обычно живут в режиме «работа-дом», поэтому разучились общаться с родными. «Естественно, в условиях самоизоляции нам придется общаться не с телевизором или коллегами, а с близкими, которые тоже находятся дома», — уточнил он. По мнению специалиста, это можно назвать «знакомством заново», которое зачастую открывает глаза на то, как изменился партнер: «Происходит переоценка ценностей: человек понимает, что они с мужем или женой стали совершенно разными людьми. Обычно из-за активной социальной позиции этого не замечают».
Заместитель председателя комитета Госдумы России по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина отметила, что в любой стране во время продолжительных выходных число жертв домашнего насилия увеличивается в разы. Она добавила, что с введением карантина начало поступать больше сигналов с жалобами на домашнее насилие не только над женщинами, но и над пожилыми. «С карантином увеличилось количество звонков от соседей людей преклонного возраста. Над пожилыми издеваются их собственные дети: вымещают свою неудовлетворенность жизнью, отбирают пенсии», - сказала парламентарий.
По сообщению пресс-служба Сената Узбекистана Комиссия по обеспечению гендерного равенства с 10 апреля организована служба телефона доверия по вопросам семейного насилия. «Период карантина оказался временем серьезных испытаний для многих семей. В эти дни во всех странах мира наблюдается тенденция роста числа семейных конфликтов и разводов», — отмечается в сообщении (номера телефонов: юриста (+99897) 137−26−26; психолога (+998 97) 137−27−27; оператора службы (+998 97) 137−24−24).
Вместо послесловия, или притча о разводе
В тот вечер, вернувшись домой, я застал жену накрывающей стол к ужину. Взяв ее за руку, признался, что мне необходимо с ней поговорить. Она села и спокойно начала есть, но я заметил боль в ее глазах. Я не знал с чего начать, но этот разговор был неизбежен.
— Я хочу развестись, — сказал я как можно спокойнее.
Ее, казалось, не удивили мои слова, и она мягко спросила:
— Почему?
Я отклонился от прямого ответа на этот вопрос, что несколько рассердило ее. Как я мог признаться, что мое сердце уже принадлежало Джейн. Я не любил жену больше и просто жалел ее!
На следующий день я возвратился домой очень поздно. Жена не спала и что-то писала сидя за столом. Не став ужинать, лег в постель и очень быстро заснул: сказалась усталость от насыщенного событиями дня, проведенного с Джейн.
Утром, дождавшись, когда сын уйдет в школу, жена озвучила свои условия развода: она ничего не требовала от меня, но просила об одном месяце отсрочки перед разводом. Она просила, чтобы этот месяц мы стремились жить максимально нормальной жизнью. В качестве довода была приведена очень простая причина: наш сын сейчас готовился к сдаче экзаменов, и жена не хотела, чтобы известие о разводе как-то помешало подготовке к ним.
Меня это устраивало. Следующая просьба была несколько необычной: жена просила, чтобы в этот месяц мы вспомнили начало наших семейных отношений, то, как я нес ее на руках в день нашей свадьбы. Она попросила, чтобы каждое утро в течение месяца, я нес ее на руках из нашей спальни к входной двери. У меня промелькнула мысль, что она сходит с ума. Только из-за того, чтобы сделать наши последние совместные дни терпимыми, я согласился и на это странное условие.
В первый день обговоренного месячного срока я поднял жену на руки и неуклюже ее понес. Это жутко развеселило нашего сына, который начал со смехом хлопать в ладоши и кричать:
— Папа держит маму на руках! Папа несет маму!
Эти слова резанули слух. От спальни до гостиной, затем к двери, я шел более десяти метров, держа жену на руках. Она закрыла глаза и мягко прошептала:
— Не говори нашему сыну о разводе…
Я кивнул, чувствуя себя несколько неуверенно и подавлено. Опустив ее возле двери, я вышел из дома, сел в автомобиль и поехал на работу.
На следующее утро раздался стук в дверь нашей спальни и веселый голос сына сообщил, что пора носить маму на руках. Для него это действие становилось забавным и увлекательным моментом нашей жизни. Когда я вынес жену на руках из спальни, то она жестом подозвала сына и крепко обняла его. Другая ее рука - мягко и естественно - обвивала мою шею.
Постояв, обнявшись, я понес жену к двери. Что-то подкатило к моему горлу, и я постарался как можно скорее дойти до выхода. На меня нахлынуло воспоминание: я нес жену на руках так же, как и в день нашей свадьбы. Просто сейчас она весила гораздо меньше, чем тогда. Странно, что раньше я не замечал этого.
Так прошел месяц. В последний день, когда я держал ее на руках, то не хотел ее отпускать. Сын отправился в школу, а я, все еще крепко держа ее на руках, признался, что не замечал, как в наших отношениях не хватало тепла и близости.
Я сел в автомобиль и поехал в офис. Внезапно – приняв решение - я изменил направление движения и, надавив на педаль газа, помчался к дому Джейн. Резко затормозив и не закрыв дверцу автомобиля, я выскочил и побежал к двери. Меня охватил страх, что любая задержка заставит меня передумать. Бросившись вверх по лестнице, я позвонил.
Как только заспанная Джейн открыла дверь, я бросил ей в лицо:
— Извини, Джейн, но я больше не хочу разводиться с женой.
Джейн, казалось, внезапно проснулась. В ее глазах сверкнули молнии, она врезала мне пощечину и, захлопнув дверь, разрыдалась.
Я медленно спустился вниз и поехал на работу. Но, не дождавшись конца рабочего дня, я отпросился у шефа и уже в полдень отправился домой: мне так захотелось увидеть жену. Возвращаясь домой, я остановился около цветочного магазина и заказал букет цветов. Продавщица спросила меня, что написать на карточке. Я улыбнулся и ответил:
— Я буду носить тебя на руках каждое утро, пока смерть не разлучит нас!
Приехав домой - с цветами в руках и улыбкой на лице – я взлетел вверх по лестнице. Но жена не встретила меня. Она и не могла сделать этого! Я нашел жену в постели… Мертвой.
Позже я узнал, что жена боролась с раком в течение многих месяцев. Я был так увлечен Джейн, что не замечал ничего и никого вокруг. Она знала, что скоро умрет и хотела спасти меня от осуждения со стороны нашего сына: в его глазах я навсегда остался любящим мужем и заботливым отцом.
Семья. Вот, что имеет реальную ценность в этой жизни. Не особняк, не автомобиль, не счет в банке. Настоящая семья. Найдите время для своей половинки, присмотритесь внимательнее друг к другу, поделитесь добротой, теплом, заботой и любовью. Это так просто и так сложно, так легко и так тяжело. И пусть у вас будет действительно счастливая семья!
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.