Для граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные люди преуспевают, целое же разрушается.
Принято постановление президента от 15 декабря 2020 года № ПП–4925 «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами в городе Ташкенте». Согласно постановлению, Государственное унитарное предприятие «Махсустранс» и Государственное предприятие «Чикиндиларни кайта юклаш ва утилизация килиш» из системы Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды передаются в систему хокимията города Ташкента. Также поручено до 1 апреля 2021 года внести в Кабинет министров предложения по внедрению механизмов включения в состав тарифов за использованную потребителями электрическую энергию затрат на сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов.
Понятно, что это решение продиктовано желанием сократить размеры задолженности мусоросборочным предприятиям и повысить собираемость платы за вывоз мусора. Понятно также, что, пожалуй, единственным платежом, регулярно собираемым с населения, является плата за электроэнергию. Особенно это проявляется при расширении охвата потребителей, подключённых к Автоматизированной системе контроля и учёта потребления электроэнергии (АСКУЭ).
Но насколько верно такое решение? Государственное унитарное предприятие «Махсустранс» и Государственное предприятие «Чикиндиларни кайта юклаш ва утилизация килиш» из системы Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды передаются в систему хокимията города Ташкента. Это противоречит закону «Об отходах»: «Специально уполномоченными государственными органами в области обращения с отходами являются: Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды…» (статья 6).
Что такое «область обращения с отходами»? Это процесс или деятельность, связанные со сбором, обезвреживанием, транспортировкой, использованием, хранением и размещением отходов.
«Органы государственной власти на местах: … создают условия для развития предпринимательской деятельности в области обращения с отходами; решают вопросы размещения объектов обращения с отходами на соответствующей территории…; содействуют созданию предприятий по сбору и утилизации отходов…» (статья 11 там же).
Какое отношение сбор мусора имеет к электроэнергетике? Статья 24 закона «Об электроэнергетике» гласит: «По договору электроснабжения предприятие территориальных электрических сетей или его электроснабжающее предприятие обязуется поставлять потребителю через присоединённую сеть электрическую энергию, а потребитель обязуется производить своевременную оплату за использованную электрическую энергию…» Как видим – никакого.
Мы уже привыкли, что с законами у нас довольно вольное обращение. Но что будет на практике? Если у потребителя нет задолженности по оплате электроэнергии, но есть - по вывозу мусора, то у него отключат электроэнергию. Потребитель вынужден будет погасить долг за мусор. «Система кнута» в действии.
При этом никого не смущает, что при образовании задолженности за один вид услуги потребителя лишают права пользования совсем другим. Никого не смущает, что «потребители имеют право на: …свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги)…» (статья 4 закона «О защите прав потребителей»). Никого не смущает, что «Договор считается заключённым, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора» (статья 364 Гражданского кодекса).
Статья 235 Гражданского кодекса гласит: «Обязательство не создаёт обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства». Или третьи лица могут иметь «права в отношении одной или обеих сторон обязательства», если это предусмотрено законодательством.
Но не много ли прав даётся Ташкентскому хокимияту? А как же с правами других областных хокимиятов?
Хорошо, если правом пользуются во благо проживающих. Но ведь чиновники всегда идут по лёгкому пути, часто перекладывая бремя на плечи граждан.
Показателен в этом отношении проект решения хокима столицы «О мерах по установлению регулируемых цен на услуги питьевого водоснабжения и канализации в Ташкенте», размещённого для обсуждения на портале СОВАЗ.
«Учитывая необходимость дальнейшего снижения задолженности, реализации проектов, своевременного погашения внешних займов, своевременного устранения неисправностей в сетях и сооружениях, необходимо повысить действующие тарифы ООО «Тошкент шаҳар сув таъминоти», — говорится в проекте.
В проекте решения хокима предлагаются следующие тарифы:
За 1 кубометр питьевой воды:
- для населения, бюджетных организаций и оптовых потребителей (без НДС) тариф поднимется с 310 сумов до 500 сумов (повышение в 1,6 раза);
- для коммерческих организаций – увеличится с 730 сумов до 1500 сумов (повышение более чем в 2 раза).
Тарифы на услуги канализации:
- для населения, бюджетных организаций и оптовых потребителей (без НДС) - с 250 сумов до 350 сумов (повышение в 1,4 раза);
- для коммерческих организаций –с 460 сумов до 820 сумов (повышение в 1,8 раза).
В проекте решения хокима среди прочих причин указывается, что «повышение тарифов позволит своевременно погасить долги перед международными финансовыми институтами. В частности, по кредиту Исламского банка развития по модернизации канализационной сети (общий долг на сегодняшний день составляет 25,2 миллиона долларов). Возврат сумм в размере 434,6 тысячи евро планируется для насосов, поставленных европейской компанией «Grundfos».
Когда берётся кредит или заключается договор поставки с условием об отсрочке платежа, то обязательно приводятся источники их погашения или оплаты. Или в проект по модернизации канализационной сети уже изначально была включена возможность переложить долг на горожан?
24 ноября на пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса было отмечено, что в 2021 году тарифы за потребление газа и электроэнергии повышаться не будут. Премьер-министр Абдулла Арипов, принимавший участие в пленарном заседании, отметил, что вышеуказанная норма направлена на оказание помощи и поддержки гражданам во время пандемии.
Правительство смягчает негативные последствия от введённых карантинных мероприятий для населения, а хоким Ташкента планирует увеличить тарифы за питьевую воду в 1,6 раза. Очень странная позиция столичного градоначальника.
И уже как-то не вызывает удивления, что 18 декабря Джахонгир Артыкходжаев на пресс-конференции в рамках Ташкентского молодёжного форума обосновал введение платного вход в парк «Tashkent city», тем что другого способа сохранить парк нет.
«Деньги из бюджета не выделяются. Налогоплательщики не платят налоги, поэтому будет справедливо, если они будут платить за вход в парк. То есть бюджет формируется за счёт налогоплательщиков», - заявил хоким столицы.
А ведь во время открытия «Tashkent city» Джахонгир Артыкходжаев сказал, что «Tashkent city» является достижением и богатством всех ташкентцев, а также гостей столицы. При этом столичный градоначальник подчеркнул, что вход в парк будет бесплатным.
Правильно в народе говорят: «Обещать — не значит жениться».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.