По словам экспертов, кинопрокат стран СНГ скоро захлестнут фильмы, снятые в Узбекистане. В среднем каждый сложнопостановочный фильм может принести местной экономике до миллиона долларов.
Кинематограф в Узбекистане проживает новый этап: в СМИ соседних стран в новостях кино — почти везде фигурирует Узбекистан. Например, Беларусь активно снимает совместно с Узбекистаном фильмы о Второй мировой войне: только представили на кинофестивалях фильм «Узбечка», уже готовят ленту «Казбек».
С Туркменистаном Узбекистан собрался снять драму о Махтумкули. Влияние страны затронуло и популярные турецкие сериалы — в них можно встретить Джавахира Закирова. В России индустрия испытывает «узбекский кинобум». Популярный актер и режиссер Евгений Стычкин анонсировал в августе выход нового сериала «Игры» об Олимпиаде-80. Часть сериала сняли в Ангрене и Ташкенте. Для этого к съемкам привлекли узбекских костюмеров, чтобы воссоздать моду Узбекской ССР конца 1970-х. Интересно, что одну из ролей в проекте сыграет Юрий Стоянов, не раз признававшийся Узбекистану в любви и даже посвятивший Ташкенту песню — дело в том, что мать артиста была эвакуирована в этот город в годы войны.
Ташкент будет фигурировать и в фильме «Ринг за колючей проволокой» о легендарном боксере Андрее Борзенко. Скорее всего, столицу покажут и в новой драме Алексея Учителя — режиссер заявил, что будет снимать эпизоды фильма о Дмитрии Шостаковиче в Узбекистане, но не уточнил, где. Однако широкой публике известно, что великий композитор посещал Ташкент по приглашению музыкального фестиваля «Ташкентская весна».
Тем временем студия «Лендок» снимает сказку «Волшебный кувшин» в Бухаре. Порцию славы получила и Хива, где Фархад Махмудов снял семейный фильм «Подарок пери» (или «Подарок феи» в международном прокате).
Новое — хорошо забытое старое
Природа и архитектура Узбекистана вдохновляли режиссеров еще в прошлом веке.
Локации Узбекистана традиционно были съемочными площадками для советских фильмов. Это и легендарная картина «Два бойца», и комедия «Джентльмены удачи», и фильм об индейцах «Апачи» с Гойко Митичем, — рассказывает PhD по кино, академик Стамбульской киноакадемии, основатель ВГИК Ташкент Эльдар Юлдашев.
Он же напоминает: со временем в Узбекистане стали снимать российские проекты. К примеру, многие сцены нашумевшего фильма с Сергеем Безруковым «Высоцкий. Спасибо, что живой» снимали в Узбекистане.
Каждая такая съемка — прямая экономическая выгода для Узбекистана, отмечает Юлдашев.
Это реальная поддержка среднего бизнеса. Потому что покупают билеты на наши самолеты и поезда, заселяются в наши отели. Наши строители сооружают декорации. Ну и конечно, заняты водители, заполнены рестораны, специалисты, возникает запрос на техобеспечение. В среднем за сложнопостановочный игровой полнометражный фильм в стране может аккумулироваться до 1 миллиона долларов, — говорит эксперт.
По мнению Эльдара Юлдашева, развитие отрасли может повлиять и на рост туристического потока в Узбекистан.
Самый известный пример — это динамика роста туристического рынка Новой Зеландии после выхода «Властелина колец», — говорит он. — Хотя фильм вышел в начале нулевых, даже в 2019 году 18% туристов называли причиной визита хоббитов.
Поможет закон
У кинематографистов есть все основания ожидать, что число российско-узбекских фильмов в скором времени увеличится. В конце мая этого года страны достигли межправсоглашения о сотрудничестве в кинопроизводстве.
Соглашение затронуло и систему дистрибуции фильма, его дальнейшего кинопроката, а также организации мероприятий в области кинематографии — это различные кинофестивали, кинофорумы, кинорынки, — объясняет Эльдар Юлдашев.
Одно из таких мероприятий уже есть. Это Ташкентский международный кинофестиваль «Жемчужина Шелкового пути», который в этом году должен состояться в середине сентября. Подготовка к нему уже идет полным ходом, подробностей организаторы не раскрывают. Можно предположить, что состав гостей в очередной раз будет звездным, учитывая, что в прошлые годы фестиваль посещали Такеши Китано, Бурак Озчивит, Люк Бессон, Кшиштоф Занусси, Кевин Спейси и Тимур Бекмамбетов.
Кинофестиваль возвращает былую славу. Первый Ташкентский кинофестиваль провели в 1968 году — через него в СССР хотели укрепить дружбу народов и наладить культурное взаимодействие со странами Азии и Африки. Уже тогда на фестиваль прибыли кинематографисты и из Европы, представители международных кинофестивалей во Франкфурте-на-Майне и Лейпциге. Говоря современным языком, мероприятие действительно на весь мир прорекламировало продукты «Узбекфильма».
Сейчас интерес к узбекским режиссерам, фильмам и актерам привлекают и Дни узбекского кино, которые ежегодно проходят в разных городах России.
Этой весной они состоялись в Казани, в рамках празднования 100-летия кинематографа Татарстана, а в прошлом году — в Санкт-Петербурге. К слову, встречные Дни российского кино проходят как раз во время Ташкентского кинофестиваля, — говорит Эльдар Юлдашев.
Возвращение легенды
Снимать фильмы в Узбекистане иностранным режиссерам удобно еще и потому, что в Ташкенте существует филиал ВГИКа. Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова открыл миру Али Хамраева, Эльёра Ишмухамедова, Юлдаша Агзамова, Камару Камалову, Рано Кубаеву, Джаника Файзиева и многих других.
Сейчас студенты и выпускники ташкентского филиала побеждают на международных конкурсах. Так, Тимур Мурадов с короткометражной лентой «Кассета» победил на международном фестивале Эмира Кустурицы «Кустендорф» — в результате Кустурица предложил Тимуру участвовать в съемках киноальманаха. Стивен Спилберг обратил внимание на сценарий другой студентки ВГИКа — Гульнары Ивановой.
Знаменитый актер, заслуженный артист Узбекистана и почетный профессор ВГИКа Рустам Сагдуллаев («Ромео» из «В бой идут одни старики») все эти победы оценивает следующим образом:
Молодежь у нас талантливая, — говорит он. — И мы должны это поощрять, помогать ей. Поэтому я очень рад, что у нас открыли филиал легендарного ВГИКа и что я сам могу внести вклад в помощь молодому поколению — мне доверили открыть свою мастерскую.
Осваивать киномастерство граждане Узбекистана могут не только в ташкентском филиале, но и в самой Москве. Основатель одной из самых престижных киношкол в Центральной Азии — школы кино и театра Focus, — Мария Мусакова рассказывает:
Мне кажется, огромный прыжок для наших слушателей был сделан именно в 2020 и 2021 году, когда по инициативе президента Узбекистана молодые ребята из нашей страны имели возможность поступить во ВГИК в Москву. После всех экзаменов были отобраны три группы молодых людей по направлениям «режиссер игрового кино», «режиссер мультимедиа», «операторское искусство» и «драматургия». Так вот, большинство из них — выпускники и слушатели нашей школы. Сейчас эти ребята проходят обучение в одном из лучших, на мой взгляд, киновузов планеты. Поэтому, говоря о плюсах, то я лично вижу их воочию. Например, один из этих ребят, Эльдор Шодмонкулов, снимал прошлым летом короткометражный фильм «Прощальное письмо»в Ташкентской области при полной поддержке нашей школы. У этой картины успешная фестивальная жизнь. Картина занимает призы на фестивалях по всей России.
Феномен узбекского таланта
Поступать во ВГИК молодежь, очевидно, мотивируют многочисленные примеры узбекских кинозвезд в России. Упомянутые Джаник Файзиев и Фархад Махмудов — не единственные популярные узбекистанцы в российском кинематографе. Мало какой российский телепроект в последнее время обходится без Сейдуллы Молдаханова. Одной из главных красавиц российского кино считается Равшана Куркова, а ее дядя Рауф Кубаев — создатель самых популярных сериалов, таких как «Кармелита» или «Ундина».
Стоит упомянуть и о российских артистах, являющихся выходцами из Узбекской ССР. В их числе художественный руководитель Театра имени Ленсовета Лариса Луппиан, актер и ведущий Дмитрий Харатьян, артист Алексей Гришин, не так давно сыгравший в космическом блокбастере «Вызов», и ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. Всех их можно назвать амбассадорами узбекской культуры, потому что в многочисленных интервью, вспоминая детство, они очень тепло рассказывают про Узбекистан.
Несколько лет назад Игорь Золотовицкий проводил творческую встречу в Ташкенте. Такое общение с мастерами кино также способствуют развитию культурных связей, считает Мария Мусакова.
Больше новостей в Телеграме ПодписатьсяОтдельным звеном идут встречи с дорогими нашему сердцу мастерами — такими как Игорь Золотовицкий, Владимир Меньшов, Владимир Машков, Александр Феклистов, Сергей Дворцевой, — говорит она, отмечая, что большое значение имеют и практические занятия. — В 2023 году мы проводили лабораторию документального театра с выпускником нашей школы, магистром режиссерского курса международной магистратуры при Центре имени Вс. Мейерхольда и Школе-студии МХАТ Тимуром Шарафутдиновым. В том же году мы организовали лабораторию юных актеров совместно с Международным Центром русского языка и театра «Апрелик» (Франция) в рамках Форума «Международная неделя театрального сотворчества» при поддержке Ассоциации деятелей русских театров зарубежья.