Узбекистан

21.11.2022 | 15:15

Как узбекская самобытность стала главной культурной темой

Мы расскажем о смене тенденций, актуальности национальных атрибутов в повседневной жизни, рекламных кампаниях и фотографии. А главное, поговорим о том, как тренд на национальную идентичность влияет на туризм и имидж страны.

Фото: Камила Рустамбекова

Фото: Камила Рустамбекова

Данная статья будет полезна для читателей, которые интересуются культурной жизнью Узбекистана, искусством, медиапроизводством, внешней и внутренней средой страны.

Repost.uz поговорил с профессиональной фотографкой из Ташкента – Камилой Рустамбековой. Редакция узнала о творческих планах, интересах, исследованиях и наблюдениях Камилы из жизни и путешествий по Узбекистану и Средней Азии.

Камиле интересны темы, касающиеся Узбекистана. Она снимает документальные сюжеты про страну, народ, поднимает социальную проблематику, работает над отдельными проектами с молодежью. В данный момент идут работы над документальными сериями о жизни кишлаков. 

«Исследование своей страны – это исследование себя самого, своих корней, истоков. Мое путешествие началось спонтанно, с незнакомых мест. Сейчас я повторяю поездки по уже изученным мне маршрутам», – сообщает фотографка.

Фото: Камила Рустамбекова

Фото: Камила Рустамбекова

Для Камилы путешествие было не только объектом исследования, но и хорошим поводом навещать своих родственников, проживающих в отдаленных регионах, в местах, откуда ее предки. Совершая поездки в страны Центральной Азии, Камила знакомится с другими самобытными культурами соседних стран. 

«С одной стороны, очень красиво, очень теплые люди, заботливые, но с другой стороны, нельзя не увидеть ужасные условия труда, жизни. Меня очень это ранит, и я надеюсь, что с помощью фотографии смогу поднимать определенные проблемы, и тем самым на что-то повлиять, изменить», – отмечает контрастность Камила.

Фото: Камила Рустамбекова

Фото: Камила Рустамбекова

Камила занимается фотографией на протяжении восьми лет, увлекается видео, смешанными техниками, работает с коллажами и пробует себя в режиссуре. Камила проявляет интерес к документалистике и проводит исследование своей страны.

Фото: Камила Рустамбекова

Фото: Камила Рустамбекова

Для редакции важно было услышать мнение Камилы об изменившихся тенденциях и востребованности этники в современности. 

«Я очень рада, что данная тема сейчас актуальна, но вдобавок важно, чтобы это не было эксплуатацией своего или чужого этноса и культуры.  Нужно относиться к этому с уважением и осторожностью. Использовать нетривиальные и неочевидные элементы, переосмысливать, открывать что-то новое. Сейчас действительно на повестке деколониальность, то, что мы отделяем себя от влияния колониального прошлого, заявляем, что мы сами по себе очень интересный народ, у нас богатая история, культура, музыка, искусство, живопись», - делится Камила.

Смена тенденций 

За последнее время в сфере медиа наблюдаются некоторые изменения в выборе тематик и стилизации разных видов проектов. Новая тенденция повлияла на съемки фото и видео, вдохновила местных фотографов на создание работ, которые отсылают нас к вопросам этнографии.

Сейчас наступил период, для которого характерно маркирование своей индивидуальности, конструирование собственных норм и идеалов, а не подражание  имеющимся стандартам.

Отметим, что в повседневности национальная символика не фигурировала до определенного времени. Нам предстоит рассмотреть сферы, которых коснулась эта трансформация.

Влияние Запада и ответ Востока: джинсы, дружба, жвачка

Как известно, для многих молодых людей по всему миру примером являются западные актеры, музыкальные исполнители, инфлюенсеры, которые задают определенные тренды и транслируют это с помощью ТВ-сериалов, фильмов, музыки, социальных сетей. 

В некотором смысле тенденция «перенимать» пришла еще с эпохой Голливуда, телевидения, джаза, рекламы, поэтому задаваться вопросом: «Как так вышло?» – нам не приходится.

Эта особенность имеет право на существование и по сей день, но с определенными изменениями, которые мы рассмотрим на примере создания проектов, подчеркивающих значение узбекской культуры. В Узбекистане хорошо развивается такой вид искусства, как фотография и видеопроизводство. 

Фото: Евгения Арутюнова

Фото: Евгения Арутюнова

Будет справедливо сказать о личном наблюдении: фотографы и видеографы Узбекистана все чаще стали обращаться к локальным кодам, стилизовать свои съемки под Восточный колорит, отражать значение традиции через современность и технологию.

Мы можем заметить, что зачастую авторы используют в своих работах бытописательство, запечатлев, к примеру,  обычный день в махале, с пиалой чая, лепешками, арбузами, где модели в рубахах широкого кроя и чапане с курпачами на фоне отражают дух этники и обычаев. 

Фото: Евгения Арутюнова

Фото: Евгения Арутюнова

Нередко вдохновению Востоком служат горные хребты, реки, поля, степи и другие природные блага, которыми богата земля Узбекистана. Нельзя не упомянуть и красоты минаретов, мечетей, медресе и дворцов, история которых уходит в средние века. 

Национальная идентичность и зарубежное медиапространство 

Не сомневаясь в таланте работников медиа Узбекистана, можно привести и пару примеров сотрудничества с международными компаниями. «Без границ» – тема российского Elle в октябре 2021г. Номер посвящен «Дружбе народов», съемка была организована при участии фотографа, модели и команды стилистов, визажистов, дизайнеров из Узбекистана.

В конце октября этого года независимый цифровой канал Nowness, который сотрудничает с брендами высокой моды провел съемку в Ташкентском регионе в совместной работе с местными моделями и съемочной группой.

Был снят видеоклип, спонсированный компанией Nike, целью которого является исследование динамичного движения, что представляет будущее компании для первый платформы Nike Forward. 

Интеграция традиций в современную культуру

За последние годы, помимо прогресса в сфере медиа, в Узбекистане появляются интересные музыкальные проекты, тематические вечеринки, открываются частные культурные центры, фестивали и ярмарки. О некоторых из них: 

Plovistan –  это название культурных вечеринок, где играют локальную инди-музыку, в которой смешиваются звучания восточных мотивов и современных музыкальных жанров. Туда приглашаются диджеи из разных стран Центральной Азии, проводятся они в Ташкенте, основатель – Тимур Азимов. 

YangiaMarket – новаторское мероприятие, где себя и свои работы демонстрируют представители культуры и искусства:  молодые дизайнеры, художники, музыканты, гастро-любители и просто энтузиасты, пробующие себя в разных направлениях. ФОто

Фото: Instagram.com

Фото: Instagram.com

Стихия – масштабный проект, известный всем узбекистанцам, который проводится в городке Муйнак, и несет в себе очень важную цель: напомнить о сложившейся экологической проблеме Аральского моря и привлечь внимание к ситуации в самом регионе. 

Фото: Instagram.com

Фото: Instagram.com

Все эти проекты объединяет идея переосмыслить культуру через призму современности, найти новые формы и при этом использовать традиционные коды узбекского искусства. Поиск собственной идентичности – очень важный процесс, подобные мероприятия обращают на это внимание. Сегодняшний день диктует все больше уходить в историю и культурологию при осуществлении своих задумок. 

Многообразие орнаментов в местных магазинах и на мировых подиумах 

Если рассматривать вопрос иденткии предметно, то проще будет сделать это с помощью оценки рынка, взгляда на сам продукт и его востребованность.

 Благодаря появлению таких местных брендов как Kanishka, национальные элементы были интегрированы в повседневной одежде. Стоит заметить, что постепенно, на протяжении последних нескольких лет национальные узоры и даже элементы одежды стали пользоваться популярностью среди жителей Узбекистана разных возрастных групп. 

Фото: Instagram.com

Фото: Instagram.com

Эта тенденция стала набирать большие обороты, рынок потеснили такие магазины, как: Fratelli Casa, Korpe, Humanhouse, Silk Road, Handcraft gifts, Студия Керамики Рахимовых, Mursak Boutique и так далее. Повод приобрести что-то с национальной символикой нужен не только для подарка, сувенира, но и для собственного пользования. 

Помимо одежды и аксессуаров, востребовано и приобретение посудной продукции, элементов декора, постельного текстиля, мебели и других необходимых товаров.

Как известно, модная индустрия всегда являлась своего рода ориентиром во многих культурных аспектах. История вдохновения восточными орнаментами модных дизайнеров будет тому примером. Расскажем вам о том, как узбекский икат полюбился не только местным, но и мировым брендам, соблюдая при этом хронологию событий.  

Национальные узбекские узоры не перестают удивлять своим многообразием и неповторимым колоритом. Один их самых известных техник плетения нитей – это икат, способ, при котором происходит окрашивание продольных нитей разными цветами. 

Оскар де ла Рента один из первых модельеров, который зарекомендовал себя как любителя иката. Он использовал узбекскую ткань на показе в 2005 году, и повторил опыт в коллекциях в 2008, 2013, 2019 года. 

Вслед за де ла Рента, интерес проявил и Дрис Ван Нотен, который посетил Узбекистан, чтобы ознакомиться с элементами техники, и уже в 2007 г. в показе Balenciaga фигурировал узнаваемый узор.  

В те же годы Gucci и Proenza Schouler демонстрировали на подиумах красоты восточных орнаментов. Певица Бьорк, известная своими эпатажными выступлениями, показалась публике на концерте в Голд-Косте в 2008 году в накидке из узбекского иката. 

Восточные мотивы становились все более популярными, прославляя узбекскую культуру и вызывая тем самым интерес, как экспертов, так и обычных покупателей. Внимание к этой теме дизайнеры продолжают проявлять и это отражается на показах последних нескольких лет. 

Dior в своей коллекции весна-лето 2021 подчеркнули самобытность, яркость этнически-восточных мотивов, предоставили огромный выбор принтов и моделей.  Коллекция весна-лето 2022 тоже была окрашена узорами Востока: бренд Ralph Lauren представил свое видение восточной сказки. Классические и узнаваемые силуэты были преобразованы с помощью иката ручной работы. 

Мода на интерьер и посуду в восточном стиле

Отношения высокой моды и узбекского иката не ограничиваются линейкой одежды и аксессуаров. Узор стал востребован и в производстве посуды, и в декорировании интерьеров.

Voyage en Ikat – это домашний сервиз, представленный французским модным домом Hermes,  Tissus Tartares выпускали мебельную обивку, подушки, валики, совместная работа Schumacher и Williams Sonoma над знаменитыми принтами Zanzibar Trellis, Samarkand Ikat, Arborvitae, Primavera Stripe и Ibiza Flamestitch, которые были нанесены на предметы декора.

Примечательно, как восточные мотивы универсальны: они оживляют минимализм, так полюбившейся в Европе и США, украшая лаконичные интерьеры, и в то же время они подчеркивают самобытность и колорит узбекских домов, вписываются в быт и дополняют уют.

Как меняется Узбекистан с новыми традициями 

Интересно наблюдать за тем, как одни тенденции сменяются другими. Проследить этот процесс становится все проще, особенно, с развитием технологий, и осмыслением того, что запечатлено в истории. Оглядываясь назад, мы легко можем заключить, как менялась мода и выделить отличительные черты каждого десятилетия. 

Одним из примеров того, что люди другой культуры проявляют интерес к нашей стране может стать французская пара Шарлотта и Арно, которые путешествуют на велосипедах, преимущественно по странам Средней Азии, и делятся впечатлениями в своем аккаунте в Instagram.

Фото: Instagram.com 

Фото: Instagram.com 

В настоящее время они живут в Узбекистане, посещают разные национальные мероприятия, интегрируются в культуру нашей родины и делают потрясающие снимки, которые передают колорит страны, отражают дух народа. 

В заключении стоит отметить, что ранее над вопросом национальной идеи, развитии и продвижении культуры зачастую занимались государственные организации. Сейчас же мы видим, что новое поколение заинтересовано ничуть не меньше. Приведенные в этой статье проекты не являются исключением, а скорее правилом, что отражается и на общем настроении в стране. 

Все перечисленные изменения приносят огромную пользу для развития жизни Узбекистана, оказывая при этом влияние на внешнюю среду, а точнее привлечение иностранной публики к Востоку. Набирающая популярность культуры Узбекистана отражается в первую очередь на туризме и экономике страны, его узнаваемости в мире.

Автор статьи: Кристина Инякина

Если вы хотите поделиться своей историей, предложить тему для нового материала, вы можете связаться с нами здесь.

Последние новости

Популярные новости

Популярные новости