Не плата за службу обогащает человека, а связанные со службой денежные оказии.
В конце февраля прошлого года Министерство финансов Узбекистана по запросу «Газеты.uz» раскрыло информацию о должностных окладах государственных служащих.
Тогда вызвало недоумение, что их размер достаточно скромный. Так, у заместителя премьер-министра должностной оклад составил 2,1 млн сумов; у хокима области - 1,9 млн сумов; у министра – 1,7 млн сумов.
3 января 2020 года в Ташкенте стартовала международная конференция выпускников стипендиальных программ бывшего президентского Фонда «Умид». В ходе мероприятия выступил министр юстиции, экс-стипендиат фонда «Умид» Русланбек Давлетов и рассказал, какую зарплату получают сотрудники ведомства.
«Сейчас нет смысла скрывать информацию о заработной плате, все должно быть открыто. Например, в Министерстве юстиции начальник управления ежемесячно получает как минимум 15-16 млн сумов (включая различные вознаграждения и так далее)», - сказал он.
В ходе беседы с сотрудником исследовательского института при Министерстве юстиции выяснилось, что он получает зарплату в размере 12 млн сумов. Кроме того, он подтвердил информацию о том, что в Министерстве юстиции высокие зарплаты.
Почему такие расхождения между данными о должностных окладах государственных служащих Министерства финансов и министра юстиции?
Издание Repost.uz решило уточнить этот вопрос и направило аналогичный запрос в главный орган в сфере финансового надзора страны.
Результаты ответа Министерства финансов приведены в сравнительной таблице:
Фото: Repost.uz.
Видно, что у государственных служащих размер окладов за анализируемый период вырос на 17,7 процента. Примерно на столько же суммарно увеличились за это время минимальный размер заработной платы (МРЗП на 10 процентов) и введённый с 1 сентября 2019 года - взамен минимального размера заработной платы - минимальный размер оплаты труда. МРОТ вырос с 634 880 сумов до 679 330, или на 7 процентов.
И всё бы хорошо, если бы не детали, в которых, - как известно, - «кроется дьявол».
Государственным служащим дополнительно устанавливаются следующие надбавки:
– за особые условия труда — в размере 20 процентов от должностного оклада (для депутатов и сенаторов Олий Мажлиса, хокимов областей (районов, городов));
– коэффициент стимулирования труда — в размере 40 процентов от должностного оклада;
– за выслугу лет — в размере 20−30 процентов от должностного оклада;
материальное стимулирование — в размере 15−25 процентов от должностного оклада.
В отдельных случаях предусмотрены премирование (в размере двух должностных окладов) и оказание материальной помощи (в размере одного должностного оклада).
Так чиновники имеют возможность дополнительно к окладу получить ещё свыше четырёх размеров должностного оклада. Указанные должностные оклады и надбавки покрываются за счёт госбюджета.
Но и это ещё не всё. У министерств, ведомств и комитетов есть внебюджетные фонды (отчисления от государственных пошлин, сборы и неналоговые платежи, административные штрафы и финансовые санкции).
Государственные органы вправе использовать средства из этих внебюджетных фондов для дополнительного материального стимулирования работников. При этом доля внебюджетного фонда в фонде зарплаты сотрудников может превышать долю госбюджета.
Доходы внебюджетных фондов формируются за счёт отчислений от государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных штрафов и финансовых санкций (статья 62 Бюджетного кодекса). Внебюджетные средства могут быть направлены на укрепление материально-технической базы госоргана, материальное стимулирование работников и покрытие прочих расходов.
Например, Министерство юстиции получает внебюджетные средства в том числе за счёт поступлений от Агентства госуслуг, Генеральная прокуратура — от Бюро принудительного исполнения и так далее. Хокимият Ташкента получил право направлять часть доходов от управления муниципальными активами и сдачи их в аренду на материально-техническое обеспечение деятельности аппарата хокима и материальное стимулирование работников.
Теперь становится понятно, почему министр юстиции Русланбек Давлетов, говоря о заработной плате чиновников, приводит цифры «15-16 млн сумов (включая различные вознаграждения и так далее)».
Но ведь не у всех государственных органов имеется возможность получать внебюджетные средства. В этом случае, на помощь приходит ручная подстройка со стороны государства.
Так, 1 апреля 2019 года в 1,15 раза была повышена зарплата медицинских и фармацевтических работников государственных медицинских учреждений и установлены ежемесячные персональные надбавки в размере до 100 процентов от тарифной ставки; 1 мая 2019 года зарплаты председателей и ответственных секретарей сходов граждан были увеличены в 1,25 раза, с 1 октября – ещё в 1,2 раза, а с 1 марта 2020 года размеры заработной платы председателей и их заместителей были вновь подняты в среднем в 1,35 раза; 1 января 2019 года у работников сферы науки и высшего образования зарплата возросла в 1,2 раза, а с 1 июля 2020 года – ещё на 25 процентов; были установлены ежемесячные надбавки к заработной плате сотрудников центрального аппарата Министерства высшего и среднего специального образования; с 1 января 2020 года были повышены базовые тарифные ставки сотрудников общеобразовательных школ Ташкента – до 50 процентов. Возросли оклады сотрудников системы дошкольного образования; работников центров переподготовки и повышения квалификации (в 1,3 раза); руководящих работников научно-исследовательских учреждений; служащих Центра развития гражданского общества (в 2 раза).
Не случайно, в октябре 2019 года заместитель министра финансов Дильшод Султанов заявил о резком увеличении количества лиц, получающих зарплату свыше 2 млн сумов. Если раньше, по его словам, такие деньги получали всего 18 процентов работающих, то сейчас этот показатель находится на уровне 25 процентов.
Понятно, что повышая зарплату государственным служащим, власть стремится повысить ответственность чиновников и эффективность управления, снизить коррупцию и уменьшить размеры бюрократизма в стране. Но ведь одно лишь механическое повышение зарплаты чиновникам не приведёт к достижению поставленных целей.
При этом часто обращаются к опыту отца-основателя Сингапура Ли Куан Ю, который утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это, представляя собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия. Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. Когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора. Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня топ-менеджеров частных корпораций.
При этом умалчивают – понятно почему - про другую сторону вопроса. Ли Куан Ю в своих воспоминаниях подчёркивал, что он постоянно насаждал принцип верховенства закона и равенство всех перед законом, включая высших чиновников и своих родственников. Только так можно было искоренить коррупцию и создать эффективно действующую модель государственного управления.
Ну, а пока рост зарплат чиновников приводит лишь к разгону инфляции и падению жизненного уровня основной части населения. Особенно это касается престарелых и нетрудоспособных граждан, а также малоимущих семей.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.