— Как вы оцениваете важность управления репутацией в интернете для брендов Узбекистана?
С каждым годом запрос на ORM-услуги (Online Reputation Management) возрастает и эта тенденция продолжается. Если сравнивать даже с ситуацией за последние два года по одной только категории банков и финтеха, а она наиболее уязвима к информационным атакам и мошенничеству, количество обращений за ORM-услугами в наше агентство возросло в несколько раз.
Бизнес, особенно крупный, начинает понимать, что информация о компании в интернете и ее представленность — это основной столп для продаж и развития. То, как компания выглядит и позиционирует себя в Интернете, а также управляет своей представленностью — формирует мнение не только у клиентов, но и у потенциальных партнеров.
— Есть ли особенности репутационного маркетинга в Узбекистане?
Наш рынок только формируется по части репутационных услуг. Поэтому в 90% случаев запрос один — решение кризисных ситуаций, отражение информационных атак и запрос на так называемый «срочный пиар». К сожалению, чаще всего пока это история про тушение пожара, а не про заблаговременное формирование репутационной стратегии и работы по ней на долгосрочной основе.
В России, например, где рынок репутационных услуг сформирован давно — работа с кризисами является лишь малой часть всех услуг, которые агентства оказывают в этом направлении. Вне кризисов репутационные инструменты используют для повышения продаж в компаниях, когда действующие клиенты уходят, а новые не появляются из-за возросшей активности сильных конкурентов. Либо используют репутационные услуги для эффективного вывода на рынок новых брендов и продуктов, потому что клиенты верят только тем брендам, которые знают.
— Перечислите основные риски для узбекистанских компаний, которые не занимаются управлением репутацией
Их много. Потому что репутационным маркетингом сейчас занимаются единицы. При этом недоброжелатели и сильные конкуренты уже используют механизмы, которые портят репутацию. Во-первых, это информационные атаки — вбросам в соцстеях и Телеграм-каналах верят сотни тысяч людей. Вспомните любую историю из наших Телеграм-каналов про то, как у курителя вейпа выросла третья рука — стоит копнуть чуть глубже и понимаешь, что информация — классический фейк. При этом доверие к Телеграм-каналам и популярным группам в соцсетях — очень высокое.
Во-вторых, это атаки на личный бренд руководителей — лица популярных в Узбекистане бизнесменов всё чаще используют в фишинге, вкупе с низкой финансовой грамотностью это трагично не только для личной репутации, но и сопряжено с потерей денег третьими лицами.
В-третьих, люди всё больше доверяют отзывам других людей. Согласно международным исследованиям, уже сейчас доля тех, кто перед покупкой читает отзывы — 80%, и она растет. При этом даже ранее выпущенная негативная статья в СМИ даже давностью в несколько лет может лишить вас потенциально хорошей сделки — и здесь на помощь приходят услуги по SERM (Search Engine Reputation Management).
Для крупных холдингов с многотысячной базой сотрудников любой негативный отзыв от одного из них в публичном поле — это еще и испорченная репутация HR-бренда компании, над построением которого вы могли трудиться годами.
— Какие инструменты Index использует для мониторинга и управления репутацией клиентов?
В отличие от маркетинга и даже PR, репутационный набор инструментов чаще всего нестандартен и требует индивидуального подхода. Базовыми услугами являются только системы мониторинга и организация правильной работы с ними, налаживание в круглосуточном режиме контроля за информационным пространством, удаление и деиндексация негатива из поисковых систем, а также работа с репутацией в соцсетях и других репутационных площадках.
За прошлый год мы помогли нескольким десяткам компаний в Узбекистане решить текущие репутационные проблемы, выстроить комьюнити-команды внутри или на аутсорсе, а также сформировать либо усилить их пиар- и маркетинговые стратегии. Важно понимать, что без разработки грамотной репутационной стратегии эффективность реализуемых пиар- и маркетинговых кампаний может быть не просто значительно ниже, но и в целом они могут оказаться провальными.
У ORM свои тренды, инструменты и специфика, которые важно учитывать. По этой причине доверять репутацию своего бренда всегда лучше специалистам.
Index — первое в Узбекистане агентство репутационного маркетинга. Компания занимается услугами по ORM, SERM и широким спектром услуг по управлению репутацией в интернете. Является верифицированным партнером Brand Analytics в Узбекистане.
Если ваша компания нуждается в построении репутации и контроле за инфополем бренда, связаться со специалистами Index вы можете по следующим контактам:
Телефон: +998 33 404 66 00
Сайт: indexpr.uz
Instagram: @indexpr.agency