Фото: Zero Line gallery/Repost
В галерее Zero Line проходит выставка «Служебный характер сновидений», идея которой принадлежит куратору галереи Вячеславу Ахунову. Художник предлагает нам задуматься о реальности происходящего вокруг: «личный выбор уже не сам сон, но продолжение в реальности каждый раз приснившейся истории».
Вячеслав Ахунов – художник, писатель и философ. Работает в техниках коллажа, живописи, инсталляции, перфоманса, видео, а также является автором многочисленных эссе и романов. С начала 2000х годов Ахунов стал исследовать возможности новых медиа, в особенности, видео. Его работы подчеркивают парадоксы культурной маргинальности. Он также исследует изменения и проблемы общественного неравенства в собственном регионе, косвенно комментируя развитие коллективной религиозности в некогда светском обществе. Его работы всегда направлены на целостность и личностную ответственность, к какой бы силовой структуре эта личность не принадлежала.
Фото: Мариам Ахмадова
«Сны бесцеремонны. По каким-то неизвестным причинам одно сновидение неожиданно обрывается, уступая место следующему сновидению с совершенно другим сюжетом. Между обрывками образуются дыры, которые не имеют края, а их протяженность не вычисляема, их невозможно заполнить тем смыслом, который бы соединил два обрывка в одно целое», – сообщает нам художник.
Подобно необъединенным единым замыслом снам авторы выставки предлагают свое видение реальности или же иллюзорности происходящего вокруг каждого из нас. Одни из них очень молоды, другие никогда ранее не выставлялись несмотря внушительный опыт, а третьи, имея за спиной мировые имена и признание, неизвестны узбекскому обществу.
Repost поговорил с искусствоведом Викторией Ерофеевой.
Может создаться впечатление, что кураторское видение концепции выставки как некоего коллективного сна, рассуждений о социальных аспектах сновидения разнится с самими работами, которые также и мало похожи друг на друга. Но, как и отметил Ахунов, «одно сновидение неожиданно обрывается, уступая место следующему сновидению с совершенно другим сюжетом». Ведь даже если общество спит, то у каждого сон свой. Поэтому на выставке представлены разнообразные сны, – объясняет искусствовед Виктория Ерофеева.
Фото: Мариам Ахмадова
Первое, что мы видим, попадая на выставку – рой бабочек, тянущий гостей выставки дальше. Каждая из них уникальна. Под потолком на их крыльях летает сон или мечта каждого, будь то курорты, красивая одежда, украшения или изображения домашнего уюта, но ухватить его невозможно. Вереница бабочек уносится вглубь комнаты и исчезает в «черной дыре».
Фото: Zero Line gallery
Это использование образа бабочки как аллегории сна. Это очень романтичная и трогательная инсталляция, посвящённая Стивену Хокингу, эффектно решенная (стая бабочек исчезает в «чёрной дыре» потолка).
Кажется на первый взгляд, что работа абсолютно исключена из пространства бодрствования, но все бабочки вырезаны из глянцевых журналов, и если приглядеться, то на каждой можно увидеть сны или мечты о красивой жизни: отдых на курорте, шикарные дома и дорогие машины, драгоценности и модные бренды, счастливые семьи и карьерные успехи…
Но граница между нашими собственными мечтами или снами и навязанными, внушёнными обществом, медиа, глянцем сегодня размыта. Где наше личное сновидения, а где коллективная мечта, вписываемая в традиционные представления о том, что нужно человеку для счастья. В данном случае один проект сумел объединить противоположные полюса: первичные и материалистические желания большинства, культивируемые обществом и полет разума и фантазии яркой индивидуальности, уникальной личности, выходящие за пределы нашей Вселенной, – объясняет искусствовед Виктория Ерофеева.
Фото: Zero Line gallery
Следом «Симулятивный коан» Андрея Корниенко обыгрывает притчу о Бабочке и Чжуан-цзы: «Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он - бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуан-цзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он Чжуан-цзы и не мог понять: снилось ли Чжуан-цзы, что он - бабочка, или бабочке снится, что она –Чжуан-цзы».
Андрей Корниенко – художник философствующий, его рассуждения о снах тесно связаны с аллюзиями на различные философские концепции, а также подверганием сомнению авторитетов мысли. Так, его несогласие с концепцией Бодрийяра (постмодернистский философ, автор понятия о гипперреальности) выливается в ироничный комикс, где оппонентами Бодрийяра становится даосский философ Чжуан-цзы с его притчей о бабочке и актёр Энди Сёркис, создающий кино-образ с помощью компьютерных технологий, что есть новый виток идей о гипперреальности.
Андрей Корниенко. Фото: Мариам Ахмадова
Так же Андрей Корниенко представил видео-арт «Сны» в попытке передать восприятие сна.
«Сны» Корниенко – попытка собрать воедино обрывки снов. Мне кажется, художнику хорошо удалось передать то состояние сновидения, в котором переплетаются твои дневные события, действия, передвижения, твоя работа и мыслительный процесс с необъяснимыми и неуловимыми образами.
Интересно и то, что работу невозможно критиковать с позиции объективности, ведь в данном случае это сон индивидуальный, художник использует в видео фрагменты собственных работ, снимает интерьер своей комнаты и знакомые улицы; и зритель не сможет доказать, что данное конкретное изображение сна не соответствует действительности.
Анжела Трофимова. Фото: Мариам Ахмадова
Фильмы Анжелы Трофимовой и Дмитрия Трофимова «The room» («Комната») и «In forest» («В лесу») – пример авторского экспериментального сюрреалистического кино.
Их мир – это мир снов, охоты за воспоминаниями, пространств, наполненных символами, аллегориями, образами. Представленные работы создано вне времени, вне звука, вне сюжета, и словно вне реальности. Отсутствие явного сюжета, нелинейное повествование, отказ от диалогов, звуковые и визуальные приёмы, монтажные эксперименты подчёркивают сюрреалистическую атмосферу фильмов.
Фото: Мариам Ахмадова
Видео-арт Эстер Шейнфельд «Assume her yourself» («Собери ее сам») показывает сборку куклы из разных частей в попытке создать идеального человека – киборга, не ограниченного расовыми, национальными и социальными границами. За этим процессом внимательно наблюдают безликие другие – вероятные «идеальные куклы будущего».
Умида Ахмедова. Фото: Мариам Ахмадова
«Сон» Олега Карпова и Умиды Ахмедовой является завершающим звеном выставки.
Он приближен к реальности наиболее всего – это коллективное сновидение. Эти художники в своих документальных непостановочных видео фиксируют нашу реальность, которая порой выглядит как абсурдных сон. Так и в этом случае Умида Ахмедова, находясь в выставочном зале, столкнулась с ситуацию и зафиксировала её: на выставку портретов первого президента Узбекистана привели экскурсию из интерната для детей с особенностями развития.
Для меня самой было этической дилеммой, как относиться к этому видео. Меня смущало, что люди с особенностями развития низводятся до образа и иллюстрации политической и социальной системы нашего общества. Но с другой стороны непостановочность съёмки решает всё: люди, в реальной жизни исключённые из общественной жизни и словно не замечаемые властью в сегодняшнем обществе Узбекистана, были приведены «для галочки» на выставку, этой власти посвящённую. И здесь все идеологические программы и амбиции (сны о лучшей жизни по Карпову) «государства с великим будущим» терпят крах.
На выставке экран с видео художников оказался заклеенным надписью «Показ нецелесообразен», имитирующим печать. Этот кураторский ход является саркастической отсылкой к действиям власти Узбекистана, которая не давала выезд художникам, говорящим на политические и социальные темы, объясняя это «нецелесообразностью». Таким методам подвергался на протяжение семи лет куратор галереи Вячеслав Ахунов, которому не давали выездную визу, а накануне выставки и сам Тимур Карпов (один из авторов), которому не выдавали загранпаспорт на протяжение трех месяцев.
Так же на открытии выставки «Служебный характер сновидений» прошло обсуждение ее посетителями со всеми авторами.
Казалось бы, тематика экспозиции, где размышления о подсознательном, мало поддающимся логическому вербальному осмыслению, никак не способствует коллективному обсуждению увиденного, поскольку априори носят имманентный характер восприятия для каждого. Тем более здесь всем было любопытно вникнуть в то иррациональное, всегда сопровождающее искусство и наполняющего его понятием «художественность», как родовым признаком оного.
Экспромт, на мой взгляд, удался вполне. Сначала мы обсудили посыл куратора, и всем стало ясно, что задача, поставленная художникам, носила весьма неоднозначный характер: попытка проникновения в тайны непознанного и, в то же время, его беспощадно-связное отношение к современности.
При этом мне импонировала атмосфера в зале, где встретились разные поколения, и было интересно наблюдать реакцию «старших» на эксперименты молодых художников. Всё больше и больше я вижу деятельное участие и взаимное желание зрителей и художников узнать друг друга лучше, а вместе с этим и прочувствовать «непознаваемое колючее» современное искусство, так желающее, чтобы к нему проявляли искреннее любопытство, – отметила директор галереи Zero Line Белла Сабирова.
Автор: Влад Авдеев
Получайте статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.