На днях в Telegram-каналах Узбекистана стали активно обсуждать громкий инфоповод — возможное объединение Министерства иностранных дел с Министерством инвестиций и внешней торговли.
Первым об этом, ссылаясь на несколько своих источников, сообщил журналист Gazeta.uz Шухрат Латипов. По его словам, в настоящее время данным вопросом занимаются специалисты из Администрации президента, а возглавить новое ведомство должен будет вице-премьер Сардор Умурзаков.
Сардор Умурзаков и Абдулазиз Камилов. Фото: пресс-службы МИВТ и МИД
Некоторые общественно-политические блогеры предположили, что данное решение, возможно, будет принято после недавнего выступления главы МИД Абдулазиза Камилова на заседании Сената. Тогда он озвучил позицию страны относительно ситуации в Украине и сообщил, что Узбекистан не признает независимость ЛНР и ДНР.
Редакция Repost.uz обратилась к нескольким независимым экспертам, чтобы узнать их мнения о возможном «слиянии» МИД и МИВТ.
Объединение МИД и МИВТ в одно большое министерство не очень оптимально. Прежде всего надо понимать, что у каждой организации имеется своя специфика, в случае их объединения мы не получим повышения качества той специфической работы, которую должно выполнять каждое ведомство, — заявил Бахтиёр Эргашев.
По словам эксперта, МИД в рамках реализации внешнеполитических целей Узбекистана уже имеет серьезную часть, которая называется экономическая дипломатия.
Однако, это не должно означать, что МИВТ должен соединиться с МИД, потому что сложная ситуация в мире требует очень четких действий со стороны Министерства иностранных дел, — добавил он.
Бахтиёр Эргашев считает, что, если МИД будет отягощен экономическими вопросами, то он может потерять свою эффективность на основном направлении, то есть продвижении и защиты внешних политических интересов страны.
В целом, деятельность руководства и правительства страны в рамках реализации административной реформы и совершенствования деятельности системы органов государственной власти и управления в стране предполагает оптимизацию их структуры.
Возможны варианты слияния или наоборот разделения органов государственного управления, создания новых министерств и ведомств. В частности, появление за последние 5 лет министерств транспорта, энергетики, ЖКХ представляются необходимыми. Но, например, создание Министерства по поддержке семьи и махалли до сих пор вызывает вопросы. И то, что через три года после его создания, в 2022 году пошли на его реформирование, показывает, что создание данного министерства до сих пор вызывает вопросы к специфике, компетенции и механизмам его работы, — сказал Эргашев.
Он заключил, что работа в рамках административной реформы по совершенствованию системы органов государственной власти и управления должна опираться на понимание специфики работы, сферы компетенций каждого ведомства.
Во-первых, это наверное будет экономно с точки зрения расходования бюджетных средств на содержание этих министерств. В целом, я думаю, что это было бы логично. Потому что наша внешняя политика в настоящее время сильно отличается от предыдущего периода. Мы сейчас больше занимаемся практической внешней политикой, я бы сказал, — пояснил эксперт.
Он пояснил, что Узбекистан заинтересован больше в установлении экономических связей. С этой точки зрения эту задумку, если она реальна, можно поддержать, добавил специалист.
С другой стороны, эффективнее, когда министерства работают раздельно, хотя, если они объединят силы своих экспертов, это тоже будет большим плюсом, — добавил Алимов.
При этом Беруний Алимов предположил, что есть риски того, что при объединении министерств одно из направлений может пострадать.
Но, в любом случае, даже мировой опыт показывает, что МИД многих стран успешно работают с внешним миром именно в экономическом направлении, заключил специалист.
Эксперт считает, что, во-первых, Узбекистан, как суверенное государство до сих пор не смог наладить полноценную внешнеэкономическую деятельность. Основная причина в том, что нет четких основных направлений стратегического развития. Между государством и народом до сих пор нет «социального договора», заявил Абдукадыров.
Во-вторых, мы попытались проводить многовекторную внешнюю политику. Но как можно говорить об этом, если больше 60% экономических отношений и инвестиций приходятся на две крупные страны. Что нам дали эти 60% за 30 лет? Были ли созданы какие-то передовые технологии, революционные решения или IT-технологии? Промышленность восстановилась и начала резко развиваться? Это означает, что в экономическом сотрудничестве дело должно быть не только в цифрах, но и в их сущности, качестве, — считает Абдукадыров.
В-третьих, по словам специалиста, если Узбекистан исходя из своего вектора определил свое направление во внешней политике, то страна не должна сходить с пути, нужно работать тщательно.
Но в ситуации вокруг Украины мы не увидели эту тщательность. Наоборот, мы увидели непонятные действия министра, который не был в состоянии управлять делами. Естественно, во внешней политике ничего не бывает без ведома главы государства. Но перед принятием определенных решений МИД должен доставлять все объективные сведения, правильно толковать прямые и косвенные последствия каждого решения, — указал эксперт.
В-четвертых, не секрет, что с 2017 года работа сотрудников МИД, особенно, послов была направлена, в первую очередь, на решение экономических проблем. По мнению Абдуллы Абдукадырова, объединение двух министерств то же самое, что из «де-факто» сделать «де-юре».
И последнее — недавнее всплытие данных из «Архивов Пандоры». Почему эти сведения были опубликованы именно сейчас (документ разлетелся еще в октябре) перед принятием такого исторически важного решения, — задался вопросом бывший замминистра.
Эксперт заключил, что исходя из доктрины «сперва экономика, потом политика» пришло время связать всю внешнеполитическую деятельность Узбекистана с его экономическими приоритетами.
Если мы сначала диверсифицируем экономику (в частности, выйдем на южные логистические пути, избавимся от экономической зависимости перед двумя странами, восстановим тяжелую промышленность, повысим военный потенциал), тогда будет логично говорить о многовекторности в политике.
На момент публикации материала ни со стороны МИДа, ни в МИВТ не было каких-либо комментариев по поводу распространяющихся слухов.