Приватизация земли противоречит Конституции

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему приватизация земельных участков противоречит Конституции и не будет гарантировать неприкосновенность частной собственности на землю.

Излишние законы ослабляют законы необходимые.

Шарль Монтескье, французский писатель, правовед, философ и политолог.

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Вольтер, величайший французский философ-просветитель XVIII века, поэт, прозаик, историк.

С 1 марта 2020 года вступил в силу закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения». Новый закон регламентирует порядок приватизации земельных участков и правовой статус приватизированных участков. Принятие такого закона предусматривалось в подписанном президентом указе в январе 2019 года о совершенствовании процессов урбанизации в стране.

«Что наспех делается — недолго длится» (Саади, персидский поэт, мыслитель)

Принятый закон является не первым нормативно-правовым актом, направленным на практическую реализацию в частную собственность земельных участков. В статье 2 закона Республики Узбекистан от 20 июня 1990 года № 97-XII «О земле» (утратил силу) уже было определено, что «земельные участки могут передаваться в собственность: юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным, при приватизации объектов торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены…». Обратите внимание на дату принятия закона. 1990 год. Еще существовала Узбекская ССР!

Затем были приняты указы президента от 21 января 1994 года «О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства», от 24 ноября 1994 года «О повышении эффективности   использования земель», от 15 марта 1994 года «О приоритетных направлениях дальнейшего развития процесса разгосударствления и приватизации в Республике Узбекистан». Так начинался первый этап ограниченной приватизации земельных участков: инвесторам планировалось передавать в собственность участки вместе с приватизируемыми объектами торговли и сферы услуг. Но процесс забуксовал.

Позже появился указ президента от 24 июля 2006 года № УП–3780 «О приватизации земельных участков, занятых зданиями и сооружениями юридических лиц и граждан», в котором гражданам – резидентам Республики Узбекистан впервые предоставлялось право с 1 января 2008 года приватизировать земельные участки, выделенные им для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома. При осуществлении задуманного – это был бы второй этап приватизации, масштабный и ожидаемый. Но и он не был осуществлен.

Почему эти указы не были реализованы? Думается, что из-за невозможности предусмотреть все последствия введения земельных участков в гражданский оборот, не были созданы соответствующие организационно-правовая и экономическая базы реализации прав собственности на землю, а также отсутствовали механизмы определения справедливой выкупной цены земли и регулирования земельного рынка.

Кроме того, существуют и психологические установки: более века нам внушали, что земля принадлежит государству, ее нельзя продавать, она может находиться лишь в пожизненном наследуемом владении, постоянном владении или временном пользовании. То, что земля – кормилица, питающая всех, кто живет на ней, мы знаем с раннего детства. Благоговейное отношение к земле отметил Карл Маркс в работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года»:

«Земельная собственность, в отличие от капитала, есть такая частная собственность, такой капитал, который еще обременен местными и политическими предрассудками, такой капитал, который еще не вполне пришел к самому себе из своей переплетенности с окружающим миром, капитал еще незавершенный».

Поэтому в Земельном кодексе были сохранены положения, которые гласят, что «физические лица могут иметь земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования, аренды и собственности…» (статья 17), при этом «право собственности юридических и физических лиц на земельные участки возникает… при приватизации объектов торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены» (статья 18).

То есть, до настоящего времени в законодательстве не прописана возможность выкупа земельных участков, на которых расположены индивидуальные домостроения и сооружения их собственниками, а также здания, принадлежащие на правах собственности юридическим лицам. И вступивший в силу закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» вступает в явное противоречие с действующим законодательством, включая Конституцию и кодексы.

«Не знаю… По-моему, надо заниматься приватизацией самого себя. Потому что ничего другого не получается» (Андрей Битов, советский и российский писатель)

3акон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» фактически возвращает нас к ситуации 2006 года, когда государство начинает приватизацию тех же категорий земель, что планировалось вывести из государственных активов во время второго этапа приватизации.

Организация земельного рынка – это исключительно сложный и противоречивый процесс, требующий комплексного решения и очень осторожного подхода. Не случайно во многих странах – учитывая важность этого вопроса – были проведены референдумы о введении частной собственности на землю. Например, в Кыргызстане всенародный референдум по этому вопросу был проведен в октябре 1998 года. Интересен и такой факт: 24 декабря 1990 года IV съезд народных депутатов СССР принял постановление о проведение референдума о частной собственности на землю.

Но закон о выкупе земельных участков принят и вступил в действие с 1 марта 2020 года. Отмечу, что 10 января 2019 года был издан указ президента «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации», которым с 1 июля 2019 года установлен порядок, в соответствии с которым:

юридические лица — резиденты Республики Узбекистан вправе приватизировать земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки, в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности;

физические лица — граждане Республики Узбекистан вправе приватизировать земельные участки, предоставленные им для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома.

Для начала приватизации с 1 июля 2019 года указом президента было предусмотрено принятие ряда нормативно-правовых актов:

  • Земельного кодекса в новой редакции (не принят);
  • Закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» (подписан президентом 13 августа 2019 года, вступил в силу с 1 марта 2020 года);
  • Положения о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими юридическим лицам (подготовлен проект постановления правительства 1 июня 2019 года ID-3684, Положение не принято);
  • Положения о порядке определения границ земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, а также участков, прилегающих к ним, необходимых для осуществления производственной деятельности (подготовлен проект постановления правительства 8 мая 2019 года ID-3366, Положение не принято);
  • Положения о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома (подготовлен проект постановления правительства 1 июня 2019 года ID-3687, Положение не принято).

Срок, определенный для начала приватизации земельных участков указом президента от 10 января 2019 года, оказался сорванным.

13 августа 2019 года – одновременно с подписанием закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» - был принят указ президента, в котором содержалось также положение об отсрочке вступления в силу закона. Основание: «проведение в срок до 1 февраля 2020 года правового эксперимента по апробации процедуры приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения в Сырдарьинской области».

Несмотря на содержащееся в указе поручение Кабинету Министров «регулярно освещать в средствах массовой информации, а также среди населения ход практической реализации правового эксперимента» о ходе и результатах этого эксперимента нам остается только догадываться.

Что будет дальше? Нетрудно предположить, что закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» не будет работать какое-то время из-за отсутствия утвержденных Положений, процедуры и механизма выкупа.

«… В стране бесчинствовала приватизация и прочие прелести перехода на рыночные отношения» (Сергей Тармашев, из книги «Ареал. Заражение»)

Выкуп земли… Для чего так спешно хотят провести приватизацию земельных участков? Сразу возникает мысль, что реформы требуют денежных средств и возмездная приватизация позволит пополнить доходную часть бюджета. Статья 14 закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» определяет, что  «средства, поступающие от приватизации земельных участков, направляются в Фонд развития урбанизации». Статья 19 уточняет: «Фонд развития урбанизации: аккумулирует средства, поступающие от приватизации земельных участков, с последующим целевым использованием их на развитие процессов урбанизации…» Другими словами речь идет об очередном внебюджетном фонде.

Довольно расплывчата и цель созданного Фонда. Особенно учитывая, что Фонд развития урбанизации создан при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан. Фонд развития урбанизации не следует путать с Агентством урбанизации. Последний создан также при Министерстве экономики и промышленности.

В указе президента от 10 января 2019 года «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации» указано, что Фонд развития урбанизации будет осуществлять «финансирование проектов по разработке проектов генеральных планов новых городов и городов-спутников, создаваемых в рамках Концепции, а также финансирование работ по строительству для них необходимых объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры».

Думается, что Минэконопром не состоянии заниматься подобной деятельностью и было бы рациональнее организационно связать Фонд развития урбанизации и Агентство урбанизации с Кабинетом Министров страны. Такие глобальные задачи должны решаться на уровне правительства, а не министерства.

Возвращаясь к теме практического применения закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения». Согласно статьи 15 «Кабинет Министров Республики Узбекистан: … определяет размеры платы за приватизируемые земельные участки, а также порядок ее оплаты…»

На портале обсуждения нормативно-правовых актов 12 февраля 2020 года был размещен проект решения хокима города Ташкента (ID-13667), в котором установлены ставки минимальной стоимости на приобретение права постоянного пользования свободными земельными участками в столице.

Как было уже отмечено, Положение о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими юридическим лицам, не утверждено. Но хокимият уже подготовил стартовые цены для приобретения права постоянного пользования земельным участком через электронный интернет-аукцион. Как будут увязаны стоимости приобретения права постоянного пользования земельным участком и его приватизации в дальнейшем – не понятно.

Допустим, что инвестор захотел взять в пользование и в дальнейшем выкупить земельный участок площадью один гектар в первой зоне Ташкента.

Получается, что если учесть проект решения хокимията Ташкента и Порядок проведения правового эксперимента по апробации процедуры приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения в Сырдарьинской области, то в Ташкенте минимальная стоимость права постоянного пользования в первой зоне составит 18,4 тысячи долларов за сотку. С учетом дальнейшей приватизации земельного участка эта цена возрастет как минимум до почти 29 тысячи долларов за сотку.

Но первая зона, как и другие зоны, неоднородна, и применять единый коэффициент доступности точек подключения к сетям некорректно. Тем более, в проекте Ташгорхокимията предусмотрено введение дополнительных коэффициентов.

Поэтому необходимо дождаться выхода Положения о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков. Коэффициент доступности необходимо дифференцировать от 50 до 150. В этом случае стоимость права пользования и выкупа земельного участка, расположенного в первой зоне, будет располагаться между 20 и 38 тысячами долларов за сотку в зависимости от характеристик земельного участка.

Конституция по понятиям, или когда телегу ставят впереди лошади

Насколько соответствует Конституции страны начавшаяся приватизация земельных участков физическими и юридическими лицами?

Согласно статье 55 Конституции Узбекистана: «Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством».

Такой статус земли закреплен в Земельном кодексе («Земля является общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию и охраняется государством как основа жизни, деятельности и благосостояния народа Республики Узбекистан» (статья 1), в законе «Об охране природы» («В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством» (статья 5).

Так что такое общенациональное богатство? Статья 16 Земельного кодекса четко отвечает на этот вопрос:

«Земля является государственной собственностью — общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию, охраняется государством и не подлежит купле-продаже, обмену, дарению, залогу за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Узбекистан».

То есть, общенациональное богатство равно государственной или республиканской собственности. Статья 214 Гражданского кодекса определяет, что «в республиканской собственности находятся земля, недра, вода, воздушное пространство…»

Все это не предполагает отчуждения земельных участков в частную собственность. Согласно статье 17 Земельного кодекса: «Юридические лица могут иметь земельные участки на праве постоянного владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования, аренды и собственности в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Физические лица могут иметь земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования, аренды и собственности в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства».

В этой статье уже использован термин «собственность». В статье 18 Земельного кодекса уточнятся, что «право собственности юридических и физических лиц на земельные участки возникает в порядке, установленном законодательством, при приватизации объектов торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены». Данное изменение было внесено согласно указу президента «О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства» от 21 января 1994 года.

Но эти нормы права являются «мертвыми», неосуществленными. Поэтому на практике они не воплощались в правовых отношениях, носили декларативный характер. Хотя уже тогда возникло противоречие с Основным законом (опустим возможность выкупа земельных участков  дипломатическими представительствами, сотрудниками дипломатического корпуса, постоянных представительств фирм, компаний и международных организаций). Содержащаяся в Земельном кодексе отсылочная норма «за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Узбекистан» противоречит статье 55 Конституции, которая допускает лишь государственную собственность на землю.

О том, что закон не допускает приватизации земельных участков гласит статья 90 Земельного кодекса: «Купля-продажа, дарение, залог … самовольный обмен земельных участков землевладельцами, землепользователями и арендаторами являются недействительными. Лица, виновные в совершении этих сделок, несут ответственность в соответствии с законом».

Закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», вступивший в действие с 1 марта 2020 года, противоречит Конституции Узбекистана и действующему законодательству.

Даже простое сравнение формулировок Основных законов стран-соседей показывает поспешность принятия национального закона об отчуждении земельных участков.

Допустим, что закон заработал и начался третий этап приватизации земельных участков. Допустим, что начался ввод земельных участков в гражданский оборот. Допустим, что в Конституцию, кодексы и законы так и не были внесены соответствующие изменения.

К таким сделкам должна быть применена статья 116 Гражданского кодекса, которая определяет недействительность сделки, не соответствующей требованиям законодательства: «Сделка, содержание которой не соответствует требованиям законодательства, а также совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна».

Недействительность сделки, или когда и третий блин комом

Согласно статье 114 Гражданского кодекса: «При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке…» Что может произойти при сохранении существующего положения?

Инвесторы и собственники домов начнут выкупать земельные участки, естественно, в национальной валюте.

А через года два Конституционный суд, призванный обеспечивать верховенство Конституции, примет решение о несоответствии Основному закону проводимой приватизации земельных участков. И те же чиновники, ссылаясь на это решение, начнут требовать доплатить, если приведут все нормативно-правовые акты в соответствие. В противном случае, признают решения о приватизации земельных участков недействительными.

Смысл всей этой операции приведен в условном расчете. В нашем примере инвесторы потеряют почти 14 процентов в долларовом эквиваленте и будут вынуждены доплатить или лишиться прав собственности на землю и части денежных средств в долларовом эквиваленте. Если юридическое лицо приватизировало участок площадью в один гектар в первой зоне столицы, то его дополнительные расходы – для подтверждения права собственности – составят почти 400 тысяч долларов. Собственник дома, расположенного на 6 сотках, должен будет дополнительно раскошелиться на 500 долларов.

«Да не может быть такого», - скажет читатель. Статья 34 закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» гласит: «В случае перехода права собственности на земельные участки иностранным юридическим и физическим лицам, лицам без гражданства, не имеющим права на приобретение приватизированных земельных участков… приобретенные земельные участки подлежат отчуждению в течение шести месяцев с момента наступления такого случая». Видите, право собственности не является чем-то незыблемым.

И не забывайте, что «ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции» (статья 16 Конституции) и «законы Республики Узбекистан и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики Узбекистан и не могут противоречить ее нормам и принципам» (статья 7 закона «О нормативно-правовых актах»). Автор видит противоречие закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» нормам и принципам Конституции, другим актам законодательства.

Далее, статья 20 закона «О собственности в Республике Узбекистан» устанавливает, что «субъектом государственной собственности является народ Республики Узбекистан. Реализацию права собственности от имени народа осуществляют Олий Мажлис Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан и уполномоченные ими органы государственного управления».

В Узбекистане лицом, обладающим, владеющим, распоряжающимся и пользующимся землей является народ. Государство осуществляет лишь «реализацию права собственности от имени народа». Согласно статье 2 Конституции: «Государство выражает волю народа, служит его интересам». А истинного собственника земли государство спросило нужно проводить её приватизацию или нет?

Статья 9 Конституции ведь определяет, что «наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум)». Государство, не узнав мнения собственника земли, само начало проводить введение земли в гражданский оборот. И у кого-то еще сохранилась уверенность в том, что государство способно защитить права собственности?

Именно на референдум необходимо было вынести такой животрепещущий вопрос, как проводить приватизацию земли или нет, а если проводить, то, как передавать землю в руки физических лиц, возмездно или нет.

Ведь странно, что закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» основным принципом приватизации земельных участков определяет возмездность (статья 4). Коллизия заключается в том, что народ, будучи собственником земли по закону, должен у себя же и выкупать ее.

В большинстве постсоветских республиках приватизация земли для физических лиц происходила безвозмездно (Армения, Украина, Эстония, Казахстан и других). В Литве приватизация осложнялась проблемой реституции собственности (прежде всего земли), конфискованной советским правительством. Конфликт был урегулирован путем выделения всем заинтересованным фермерам небольших участков государственных земель в собственность.

В Казахстане каждый гражданин страны имеет право – один раз в жизни – получить бесплатно земельный участок под индивидуальное жилищное строительство (10 соток, но можно получить 16 соток (дополнительные 6 соток – на платной основе) или приватизировать уже имеющийся. После завершения строительства дома земля оформляется в частную собственность.

Раз в жизни можно приватизировать земельный участок и в РФ (в последующие разы это будет выкуп земли), который был получен до 31 октября 2001 года – даты начала действия нового Земельного кодекса. Кроме того, в РФ в случае образования товарищества собственников жилья придомовая территория и земельный участок под многоквартирным домом также можно бесплатно приватизировать.

Почему бы и нам не пойти по этому пути и определить в законе, что на земельные участки, предоставленные гражданам Республики Узбекистан для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома право частной собственности – один раз в жизни – предоставляется безвозмездно. Также без платежа оформлять право собственности на земельные участки, занятые многоквартирными домами и их придомовую территорию.

Повторюсь: по действующему законодательству собственником земли является народ Узбекистана.

Перекупщики под прикрытием, или как делать деньги из воздуха

В условиях, когда законодательство и нормативно-правовые акты в сфере земельных отношений не адаптированы к ведению рыночных отношений, не обеспечивается эффективная работа органов государственного управления и действенный контроль за ними, сохраняются низкий уровень жизни населения и его правовая грамотность, ввод земли в гражданский оборот приведет к росту коррупции и мошенничества.

Согласно статье 27 закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения»: «Свободные земельные участки продаются в собственность юридических и физических лиц через электронный онлайн-аукцион ...» В настоящее время найти интересующий лот крайне затруднительно. Это дает потенциальную возможность скрыть определенное предложение. Можно использовать и фактор технического сбоя единой электронной торговой площадки.

Представим ситуацию, что хокимият или Фонд развития урбанизации выставили свободный земельный участок площадью один гектар на онлайн-аукцион «E-IJRO AUKSION». Чиновник, используя свои связи, может сделать так, чтобы аукцион был признан несостоявшимся, так же как и последующие повторные аукционы.

Что это дает? Начнем с того, что рыночная стоимость определяется оценочными организациями. И здесь можно занизить цену земельного участка процентов на 20. Это далеко не критичная величина. В отчете об оценке можно указать несколько факторов, снижающих рыночную стоимость земли. Возможно, что чиновник посчитает нецелесообразным вообще приглашать оценочные организации, и в этом случае размер недооценки стоимости будет варьироваться лишь степенью его алчности. Но остановимся на 20 процентном «дисконте» исходя из того, что у чиновника имеется чувство самосохранения.

В законе «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» сказано, что «стартовая цена земельных участков, выставляемых на электронный онлайн-аукцион, устанавливается равной их рыночной стоимости на момент выставления их на электронный онлайн-аукцион» (статья 29). При каждом последующем повторном аукционе в перечне свободных земельных участков допускается снижать стартовую цену. Это может дать еще процентов 15.

И где-то на этих уровнях цен в аукционных торгах победителями оказываются «участники» приватизации, близкие к чиновнику. Этот же чиновник способствует выделению банком кредита для выкупа земельного участка «участниками» приватизации.

Победители аукциона выявлены, стоимость лота - уплачена, право собственности – оформлено. И приватизированный земельный участок продается инвестору уже по рыночной цене. Пусть стоимость одного гектара земли в первой зоне Ташкента на рынке составляет 20 тысяч долларов за сотку или 2 млн долларов за гектар (по такой цене, например, хоким Ташкента оценивал земельные участки в Ташкент-Сити).

Потенциальная прибыль от проведенной операции достигнет 700 тысяч долларов. Корректируем полученную величину на выплату процентов за банковский кредит, накладные и сопутствующие расходы (около 200 тысяч долларов). Чистая прибыль – 500 тысяч долларов! Великолепный результат, учитывая, что «Чиновник и Ко» ни вложили ни одного сума в проведение операции. Напомню, что речь идет всего об одном гектаре земли. На практике, подобного рода схемы выглядят намного сложнее и многообразнее. 

То ли дождик, то ли снег, то ли слёзы, то ли смех...

Введение частной собственности на землю не приведет к укреплению защиты прав ее собственников. 

Действующее законодательство не предоставляет абсолютных и квазиабсолютных исключительных прав собственности на землю и отсутствуют преимущества права собственности на землю перед правами владения и пользования.

Нет смысла выкупать земельный участок, если собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земли платят земельный налог, если не введен налог на имущество на приватизированные земельные участки. Хотя такие меры были предусмотрены указом президента от 10 января 2019 года.

Собственники и не собственники одинаково не защищены от изъятия земли для государственных и общественных нужд, конфискации, национализации и реквизиции. Статья 35 закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» гласит: «Изъятие приватизированного земельного участка у собственника допускается только при обращении взыскания на этот земельный участок по обязательствам собственника в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, а также в порядке национализации, реквизиции и конфискации».

Как будто вот оно – преимущество. В приведенной статье не указано изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд. Читаем дальше. И уже статья 37 уточняет, что «национализация приватизированного земельного участка: осуществляется исключительно для государственных и общественных нужд и при получении согласия собственника земельного участка…» Но как чиновники представляют «государственные и общественные нужды», и как получают «согласие», мы уже знаем.

В этой же статье указано: «Национализация приватизированного земельного участка в коммерческих целях не допускается». Но мы тоже знаем, как быстро меняются планы у застройщиков и вместо гузара возникает жилищный комплекс. В законодательстве не учтено соблюдение и восстановление прав собственника в случае перепрофилирования объекта строительства, или когда национализированный земельный участок передан в постоянное пользование другому физическому или юридическому лицу.

При соблюдении действующего законодательства размер денежной компенсации за изымаемый земельный участок одинаков, независимо от того в собственности или во владении он находится.

Выкуп земли, находящейся в частной собственности, производится по договорной стоимости. Но ведь и при изъятии земельного участка, находящегося во владении и пользовании, собственнику объектов недвижимого имущества, находящихся на данном земельном участке выплачивается рыночная стоимость права на изымаемый земельный участок. При этом величины рыночной стоимости прав владения и земельного участка, находящегося в собственности, идентичны.

Основа законодательства Узбекистана и государственного управления – это командно-административная система или «ручное» управление, когда руководитель страны или ведомства берет решение всех вопросов на себя и каждую задачу решает индивидуально.

Без осуществления перехода от ручного управления к регламентному будут сохраняться правовые коллизии, нарушения нормативно-правовых актов и прав собственников и владельцев земельных участков..

Другая проблема заключается в том, чтобы не допустить узурпирования прав собственности общества со стороны государственной бюрократии и использования этой собственности в интересах своего обогащения, или в таких формах, которые наносят экономический, социальный и экологический ущерб.

Следует помнить, что Всеобщая декларация прав предупреждает, «что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

Назрела необходимость скорейшей разработки и принятия закона «Об антикоррупционной экспертизе». В нем должны быть закреплены:

  • обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов;
  • объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
  • определение компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов;
  • сотрудничество органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

С введением в гражданский оборот земельных участков начнется четвертый этап приватизации в стране. Думается, что необходимо критически изучить допущенные в ходе осуществления предыдущих этапов приватизации ошибки и просчеты и сделать правильные выводы: ведь результаты этих упущений особенно видны сегодня.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

Последние новости

Популярные новости

Популярные новости