Если другие сектора экономики постепенно отходили от постковидного шока, связанного с перебоями в работе, то автопром – как зарубежный, так и отечественный продолжает трясти.
Дефицит комплектующих в том числе отразился на крупных игроках. Так, General Motors на время приостанавливали операции на трех предприятиях в США, Канаде и Мексике, а на ее заводах в Южной Корее объемы производства в прошлом году сократились вдвое.
В 2021 году Компания Hyundai в начале апреля на неделю останавливала свое головное предприятие в Южной Корее, у Toyota в марте не работали конвейеры в Чехии, а у Ford – в феврале в Германии, Volkswagen не смог выпустить в прошлом году на разных континентах порядка 100 тысяч автомобилей.
Российский «АвтоВАЗ» так же вынуждено либо сокращал объемы и модельную линейку, либо приостанавливал производство. В этой стране в связи с перебоями в логистических поставках произвели на 7,7 миллионов автомобилей меньше, чем годом ранее.
Отечественный UzAuto Motors в 2021 году выпустил 235 600 автомобилей (всего на 16% меньше, чем в 2020 году). В анализе Центра экономических исследований и реформ говорится, что продажи на отечественном авторынке с начала 2022 года демонстрируют стремительный рывок. Однако в основном рост продаж обеспечивается за счет активности на рынке вторичных авто.
При этом, компании не могут влиять на скорость поставки комплектующих, без которых невозможно полная сборка машин. Согласно прогнозам аналитиков глобальные проблемы с микрочипами и логистикой не отпустит мировой рынок до 2023 года.
Проблемы с перебоями в поставке микрочипов отразились на ряде последующих шагов, предпринятых компанией. Так, с 19 января автомобили Chevrolet Lacetti и Cobalt по ранее заключенным договорам стали поставляться клиентам без автомагнитол.
«Дефицит микрочипов не обошел стороной компанию Humax - единственного сертифицированного GM производителя магнитол для UzAuto Motors. Корейская компания приостановила поставку автомагнитол на неопределенный срок, о чем нас официально и известила»,
На фоне задержек в поставках возникли очереди за машинами. На совещании в феврале президент поручил снизить размер предоплаты за автомобиль с нынешних 85% до 50%, полностью ликвидировать к 1 мая возникшие очереди при покупке автомобилей. Каждому заказчику в очереди сказали, что будет направлено уведомление с указанием конкретной даты поставки автомобиля.
Тогда же отмечалось, что в этом году запланировано реализовать 23 проекта по освоению выпуска 600 видов комплектующих. Таким образом, в Узбекистане планируют локализовать производство этого вида продукции. Такой шаг позволит смягчить последствия перебоев в поставках и ориентироваться при выпуске автомобилей на собственные мощности.