Производители и импортеры должны наносить на воду средства идентификации и предоставлять данные сведения в информационную систему маркировки «Asl Belgisi».
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 ноября 2020 года была внедрена Национальная информационная система мониторинга маркировки и отслеживания продукции «Asl Belgisi», а ООО «CRPT TURON» назначено ее оператором.
Маркировка воды и прохладительных напитков через национальную систему «Asl Belgisi» работает так же, как и в отношении лекарств, табака, пива, алкоголя и бытовой техники, которые нуждаются в защите от опасного и некачественного товара.
Система маркировки позволяет отслеживать весь путь изделия от завода до магазина благодаря уникальному Data Matrix коду, который она генерирует. Код содержит в себе данные о производителе и поставщиках, составе и сроке годности, сертификатах качества, необходимой документации.
Так, маркировка воды и прохладительных напитков в системе «Asl Belgisi» будет вводиться поэтапно в 2023−2024 годах. Первый этап начнется уже с 1 июля 2023 года.
Цифровая маркировка — защита бренда и контроль продукции
Цифровая маркировка несет в себе пользу для потребителей, производителей и государства. Так, покупатель приобретает исключительно качественный и легальный товар, государство получает прозрачный рынок, рост собираемости налоговых и таможенных платежей, снижение контрафактной продукции. Производитель, в свою очередь, также заинтересован в цифровой маркировке, так как именно она позволит не только защитить бренд, выпускаемой продукции, но поможет бороться с контрафактным товаром, а также создаст равные условия конкуренции.
Своим мнением о цифровой маркировке воды и напитков поделился начальник отдела экспорта компании по производству минеральной воды «Ocard» Умаров Ботир.
«Мы хотим, чтобы наши потребители были уверены в качестве производимого продукта»
«Мы надеемся, что цифровая маркировка воды и прохладительных напитков повысит уровень безопасности потребителей, существенно снизит количество контрафакта и некачественных аналогов. И мы уверены, что цифровой DataMatrix код гарантирует подлинность и качество товара. Конечно, мы хотим, чтобы наши потребители были уверены в качестве производимого продукта, который употребляют. Цифровая маркировка важна потребителям так как, с помощью данной системы можно проследить путь товара на всех этапах — от производителя до потребителя»,
Контрафакт и фальсификат воды и прохладительных напитков является значительной проблемой для многих стран. С внедрением обязательной цифровой маркировки в полном объеме, ситуация с нелегальной и фальсифицированной продукцией на рынке воды и прохладительных напитков должна заметно улучшиться.
Кабинет министров Узбекистана утвердил порядок обязательной маркировки бутилированной воды и прохладительных напитков. Требование маркировки вступит в силу как для местных производителей, так и для импортёров, а именно:
- для первой группы (газированной либо негазированной воды, напитков, а также неферментированных подслащённых фруктовых и овощных соков, кроме виноградного) — с 1 июля 2023 года;
- для второй группы (воды и напитков в металлической таре) — с 1 августа 2024 года.
Оператор системы ООО «CRPT TURON» бесплатно предоставит коды маркировки для негазированной воды, которая выпускается на территории Узбекистана, в бутылках объёмом до 0,5 литра.