Главный аргумент сторонников не спешить с налоговой реформой, противников снижения налогового бремени на экономику – якобы высокий уровень социальной защищенности в нашей стране. «Нельзя снижать налоговую нагрузку, она у нас потому такая высокая, что мы много тратим на учителей, врачей, пенсионеров. Налоговая реформа может привести к сокращению поступлений в бюджет, а, следовательно, к социальным потрясениям», – говорят они.
И действительно социальные расходы в нашем бюджете занимают весомое место, а через бюджет и внебюджетные государственные фонды перераспределяется, как минимум, треть валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Такую высокую налоговую нагрузку могут позволить себе только очень богатые страны. В развивающихся странах данный показатель обычно в 1,5-2 раза ниже. И это понятно: чем выше налоговая нагрузка на экономику, тем больше издержки местного производства товаров и услуг, тем менее конкурентоспособны местные товары и услуги, тем меньше возможностей для экономического роста и роста доходов населения. Поэтому если вы хотите догнать по уровню развития богатые страны, то не можете позволить себе значительное налоговое бремя. Его могут позволить только те, кто и так уже богатый, и кому никого догонять не надо.
Вчера были опубликованы официальные данные о среднемесячных зарплатах бюджетных работников, которые очень хорошо характеризуют состояние социальной сферы страны. На мой взгляд, это состояние – уже самое настоящее социальное потрясение. Судите сами.
Зарплата воспитателя детского сада, имеющего высшее образование, работающего на 1,25 ставки, составляет 1,25 млн сумов – чуть больше 150 долларов. Зарплата со всеми надбавками рядового учителя начальных классов общеобразовательной школы - 1,6 млн сумов, то есть 200 долларов. Зарплата учителя начальных классов высшей категории – чуть больше – в среднем 1,9 млн сумов. Столько получают люди, которым мы доверяем самое дорогое, что у нас есть, наших детей.
Причем в эти суммы входят подоходный налог и страховые взносы (8%). Их еще надо заплатить. То есть на руки будет получено в среднем на 20% меньше. И еще одна особенность нашей «социально ориентированной» налогово-бюджетной системы: максимальная ставка подоходного налога начисляется уже с зарплаты чуть больше 200 долл. (1,724 млн. сумов). Во всем мире, если налоговая шкала прогрессивна, то максимальные ставки предназначаются для сверхдоходов, для очень богатых людей. А у нас, получается, богатыми считаются люди с доходами более 200 долл.
Такие же нищенские зарплаты у людей, которым мы доверяем нашу жизнь. Например, заработная плата врача-хирурга без квалификационной категории, работающего в районной центральной больнице – менее 1 млн. сумов. С учетом разного рода надбавок (за стаж, за особые условия, из фонда материального стимулирования), а также при наличии высшей категории — 1,8 млн. сумов.
Самая высокая зарплата, которую я обнаружил, – у профессора высшего образовательного учреждения, имеющего ученую степень доктора наук, да еще с учетом надбавки из фонда материального стимулирования и за кураторство - 3,4 млн сумов. То есть немногим больше 400 долларов. Тоже с еще неуплаченными налогами (а уж он точно будет обложен по максимальной шкале – богатей из богатеев!). И это мы говорим о доходах людей, которые должны двигать нашу науку и которые находятся в авангарде подготовки квалифицированных кадров, то есть отвечающих за наше будущее. 300 с небольшим долларов в месяц «чистыми»! Люди, которые по понятиям XXI века должны быть самими уважаемыми и высокооплачиваемыми специалистами.
Как же так получается, что, перераспределяя через бюджет треть наших доходов и провозглашая приоритетность социальной сферы, мы имеем такие удручающие доходы работников этой сферы? И заметьте, мы доверяем этим людям наших детей, наши здоровье и жизнь, наше будущее. Как можно кормить, одевать себя и свои семьи, оплачивать коммунальные услуги на такие зарплаты? И стоит ли удивляться платности якобы бесплатных образовательных и медицинских услуг, низкому качеству этих услуг и высокому распространению коррупции в социальных отраслях?
Одна из ключевых причин такого положения дел – существующая налоговая система. Именно она не позволяет развиваться экономике, расти доходам компаний и людей (а, следовательно, и повышать налогооблагаемую базу). Именно она вынуждает уклоняться от налогов, уводить бизнес и зарплаты в тень. И именно из-за нее мы не можем достойно оплачивать труд учителей и врачей.
Да, конечно, есть и другие причины, которые мешают нашей экономике развиваться, заставляют скрывать доходы. Но над большинством из них (отсутствие конвертации, искусственное ограничение доступа к наличности, грабительская стоимость банковских услуг, высокие административные барьеры ведения бизнеса и пр.) президент, правительство, Центральный банк активно и порой очень даже плодотворно работают. На данный момент главный барьер (но, разумеется, далеко не единственный) для успешного экономического развития – существующая налоговая система. Именно поэтому ее реформирование (но только кардинальное, а не имитационное) – задача номер один.
Узнавайте о новостях, обзорах и аналитике первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.