Группа компаний Orient представляет инвестиционный потенциал коммерческой недвижимости Узбекистана на крупнейшей международной выставке MAPIC, проходящей с 13 по 16 ноября в Каннах.
Выставка MAPIC была основана в 1995 году в Каннах. Основной миссией MAPIC является объединение ритейлеров, девелоперов, инвесторов и специалистов из разных городов, чтобы лучше понять, охватить и продвигать самые удивительные направления образа жизни.
Ежегодно крупные игроки розничной торговли из более чем 80 стран собираются вместе, чтобы определить лучшие возможности для развития, открыть для себя новейшие бренды и инновационные решения, значительно пополнить свои деловые контакты и быть в курсе последних тенденций рынка.
Тема выпуска выставки в 2019 году — «Переосмысление пространств и мест». В этом году она станет поводом для запуска первого мероприятия, посвященного интеграции досуга в жизненную и деловую среду.
MAPIC 2019 — это:
- 80 стран
- 8 500 участников
- 750 компаний-экспонентов
- 180 000 деловых встреч
Участники MAPIC:
- Торговые и развлекательные центры, супер- и гипермаркеты
- Франчайзинговые сети
- Девелоперы
- Строительные компании
- Представители власти городов и регионов
- Архитекторы
- Консалтинговые компании
- Финансовые учреждения
- Инвесторы
- Управляющие компании
- Маркетологи
На стенде Узбекистана в этом году представлены два основных проекта в сфере коммерческой недвижимости.
HYPER PARTNERS, строящийся в Tashkent City, и Infinity Mall, спроектированный мировым архитектурным гигантом Chapman Taylor, который будет построен по заказу управляющей компании The Tower Mall Management Group, входящей в состав группы компании Orient.
В узбекскую делегацию вошли представители крупнейших игроков рынка ритейла, а также официальные лица и международные специалисты и консультанты, работающие над проектами в Ташкенте и других городах Узбекистана.
Даврон Файзиматов
управляющий компании The Tower Mall Management Group
Впечатления от MAPIC 2019
MAPIC 2019 в Каннах является одним из самых значимых для отраслевого сообщества событий года, где мы можем проанализировать полученную информацию для дальнейшего практического применения. В фокусе внимания на MAPIC всегда находятся ключевые тенденции рынка.
В какой раз вы посещаете эту выставку?
Я посещаю это событие уже третий год подряд, и для меня MAPIC — это удачный повод увидеться с коллегами, обменяться опытом и узнать из первоисточников последние новости о ведущих мировых трендах.
Какие возможности вы видите в участии?
В этом году MAPIC особенно важен для нас, так как мы приехали сюда с новым проектом, в который вся наша команда вложила очень много сил. Мы хотим заявить о нашем проекте всему ритейл-сообществу и привлечь внимание игроков, которые на сегодняшний день не представлены в Узбекистане.
Паскаль Пуйе
управляющий директор Eurasia Group
Что может ожидать Узбекистан, и на что мы можем рассчитывать, учитывая особенности развивающегося рынка?
Узбекистан — новый, стремительно развивающийся рынок, предоставляющий уникальные возможности для брендов. Условия рынка становятся лучше, и со стороны многих компаний возрастает интерес. Международные бренды внимательно следят за Узбекистаном, и открытие LC Waikiki в стране поместило Узбекистан на карту мировой индустрии моды. Eurasia в данный момент развивает двадцать официальных международных брендов, работающих по франшизам, и в дальнейшем планирует расширение своего портфеля.
Каков интерес ритейлеров к нашей стране?
Мы уже видим новые бренды, входящие на местный рынок. С открытием торгового центра Riviera наши ожидания по внедрению новых игроков увеличатся. Мы также ждем, что в 2020 году известные гиганты индустрии моды стремительно войдут на наш рынок. Несомненно, они смогут по-настоящему изменить лицо всей нашей индустрии.
Будут ли в 2020 году громкие релизы и «звездные бренды» на рынке ритейла в Узбекистане?
В 2020 в нашем проекте ТРЦ Riviera откроются новые «звездные бренды», такие как Armani Exchange и Trussardi. Оба бренда являются доступными в премиум сегменте, которые предлагают изысканную одежду, вызывающую настоящий трепет у любителей моды.
Роман Сайфулин
управляющий сети супермаркетов Makro
Что ожидает рынок FMCG-ритейла в ближайший год?
В соответствии с изменениями в законодательстве и налоговом регулировании мы ожидаем, что большая часть традиционной торговли с открытых рынков будет плавно перетекать в организованную торговлю, принимая во внимание все нововведенные требования государства, что позитивно повлияет как на налоговые отчисления в бюджет, так и на санитарно-гигиенические нормы. Это позволит итоговому покупателю быть более уверенным в качестве приобретаемой продукции.
Какие основные мировые тренды в сегменте FMCG-ритейла вы прослеживаете?
Говоря о мировых трендах, следует отметить, что на сегодняшний день в крупных городах и оживленных мегаполисах тренд номер один — это переход на онлайн-торговлю и доставку. Онлайн-закуп может быть как с доставкой, так и просто самовывоз готового упакованного заказа из магазина. Второй тренд, набирающий максимальный оборот — Convenience Store — удобные магазины у дома, позволяющие людям в городах с более чем миллионным населением, где на дорогах встречается оживленный трафик, совершать свои покупки первой необходимости в шаговой доступности от дома.
Насколько быстро узбекский рынок может освоить и внедрить опыт мирового FMCG-ритейла, чтобы чувствовать себя частью мировой индустрии и идти в ногу со временем?
В первую очередь, все процессы, которые были начаты руководством страны по изменению экономического климата в Узбекистане, уже позитивно отражаются на росте количества игроков современной организованной розницы как сетевого формата (мы уже становимся свидетелями выхода мировых операторов), так и идентичных случаев отдельно стоящих супермаркетов по всей стране. Мы надеемся, что с приходом на рынок международных девелоперов и застройщиков увеличится количество качественной торговой площади, где игроки ритейла смогут комфортно работать, соблюдая все стандарты, необходимые для организации современной розницы.
Сегодня рынок Узбекистана настолько ненасыщен современной розницей, что пути его развития пока разновекторные: от больших гипермаркетов (но тут есть проблема наполнения ассортимента) до классических супермаркетов и удобных магазинов. Конечно, у нас имеются большие ожидания по выходу профессиональных онлайн-операторов, и сеть супермаркетов Makro тоже не стоит на месте. Уже в 2020 году Makro выведет свою онлайн-площадку для наших покупателей.
Максим Манкевич, директор по развитию «Магазин Магазинов».
Каковы у узбекского рынка конкурентные преимущества и недостатки?
Учитывая текущие политические и социально-экономические векторы развития, перспективы Узбекистана на рынке торговой недвижимости сегодня выглядят более чем позитивными. На данный момент есть все предпосылки того, что Узбекистан в течение ближайшего десятилетия пройдет трансформацию до крупного регионального игрока.
На сегодняшний день Ташкент является самым динамично развивающимся мегаполисом в Центральной Азии. Для рынка торговой недвижимости важно, как, в свою очередь, чувствует себя рынок розничной торговли региона, то есть насколько емким и динамично развивающимся является спрос со стороны населения на потребительские товары, услуги ресторанов, кафе и места проведения досуга. Существует 3 фактора, которые очень хорошо отражают данную динамику:
- Емкость рынка. Ташкент не только крупнейший город Центральной Азии, но и самый растущий рынок потребления. В последние годы численность населения города увеличивается в среднем на 40 тыс. человек в год. Причем это наиболее интересная для торговых центров аудитория — средний возраст жителя Ташкента составляет 32.5 года.
- Рост уровня доходов населения. В среднем, среднедушевой доход в реальном выражении за последние пять лет рос на 9,5% в год, а среднемесячная реальная заработная плата — на 7,3%.
- Устойчивая положительная динамика оборота розничной торговли в стоимостном выражении. К 2020 году ожидается более чем двукратный накопленный прирост данного показателя по отношению к 2013 году. Рост объемов потребления во многом связан с изменением потребительских привычек — сокращается удельная часть расходов на категории товаров первой необходимости при одновременном увеличении доли расходов на досуг, развлечения, питание вне дома, иные услуги и приобретение статусных товаров.
Опережающими темпами по отношению к обороту розницы растет сегмент общественного питания. Это можно связать с двумя факторами: развитием гастрономического разнообразия и постепенным изменением потребительского поведения на характерное современным развитым городам (увеличение расходов на общепит сопровождается снижением доли трат на продукты питания).
Рынок торговой недвижимости Ташкента на фоне активного экономического роста пока что остается одним из наименее насыщенных среди всех крупных городов СНГ. Например, обеспеченность жителей Москвы площадями в современных ТРЦ в 10 раз выше, чем в Ташкенте, а жителей Алматы — в 8 раз. Даже в случае реализации на территории Ташкента всех заявленных проектов в сфере торговой недвижимости, показатель обеспеченности составит 125 м²/1000 жителей, что будет все равно меньше чем, к примеру, в Бишкеке на текущий момент. Эти цифры отражают крайне низкий уровень насыщения рынка качественной торговой недвижимостью столицы Узбекистана, даже если принимать во внимание разницу в уровне жизни в различных странах и городах.
На протяжении последних лет мы тщательно изучаем активность международных розничных брендов на территории СНГ. Удалось выявить следующую зависимость: чем больше в городе современных торговых центров, тем выше концентрация сетевой розницы, в том числе магазинов крупнейших глобальных игроков. В Ташкенте сложилась уникальная ситуация: международных брендов много, а современных торговых площадей мало. Основная причина тому — активность узбекских компаний в вопросе заключения франчайзинговых договоров на открытие магазинов на территории страны под известными мировыми брендами. Так, например, только один из игроков — Eurasia Group — обладает правами на развитие 20 модных брендов на территории Узбекистана.
Рейтинги городов-миллионников СНГ по обеспеченности качественной торговой недвижимостью и присутствию международных брендов:
Каковы шансы у узбекского рынка на то, чтобы заполучить себе серьезных мировых игроков ритейла? Смотрят ли в данном направлении основные «геймченджеры» рынка, и насколько им интересен Узбекистан в среднесрочной перспективе?
На данный момент сформированы все условия для увеличения количества присутствующих на рынке Ташкента международных брендов. Благодаря стабильно растущей экономике Узбекистана, можно прогнозировать, что число международных брендов, как и объем иностранных инвестиций, будет только расти. Помимо экономического роста, этому будет способствовать ряд открытий новых качественных ТЦ, запланированных к вводу в период с 2019-2021 гг. Ведь, как мы уже упоминали, бренды выходят на новые для себя рынки вслед за открытием современных качественных ТЦ.
Так, с появлением ТРЦ Samarqand Darvoza в Ташкенте появились такие турецкие бренды, как Koton, Colin’s, французский бренд Jennyfer, а также другие международные бренды — Etam, US Polo, Guess, Cacharel, Celio и так далее. В 2018 году открылся первый магазин турецкого бренда LC Waikiki. Мировые лидеры в сегменте общественного питания, KFC и Wendy’s, в текущем году начали активную экспансию на рынке Ташкента.
Мы уверены, что с открытием новых ТЦ, в ближайшее время на Ташкент выйдут крупнейшие мировые игроки. В открытии своих магазинов в столице заинтересована группа Inditex (бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear, Massimo Dutti и другие). Возможно, в ближайшем будущем состоятся открытия люксовых магазинов группы LVMH.
Особенность рынка Узбекистана — это устойчивые культурные и экономические связи со странами Ближнего Востока. А ведь именно в этом регионе базируется ряд крупных компаний, владельцев прав на открытие точек всех основных мировых розничных брендов. Каждая из подобных компаний способна вывести на рынок Ташкента 10-15 новых брендов. То, как будет выстроена работа властей с глобальными игроками рынка, в немалой степени отразится на качественном развитии розничного рынка в Узбекистане.
Некоторую неопределенность в развитии на территории Узбекистана чувствуют бренды, развивающиеся в формате Big box (гипермаркеты DIY, FMCG-сегмента). Для них важна определенность в вопросе частной собственности на землю, которой в стране пока нет.
Отметим, что крупнейшие российские игроки активно изучают рынок Узбекистана для дальнейшей экспансии. На многих розничных рынках городов РФ уже чувствуется насыщение, поэтому выход в соседнюю страну является одним из перспективных вариантов для роста бизнеса. Мы думаем, что уже в ближайшее время в составе торговых центров Ташкента стоит ожидать открытия магазинов сети «Спортмастер», «Детский мир» и других признанных лидеров в своем профиле.