Фото: Repost.uz
Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований изучили влияние снижения налога на добавленную стоимость (НДС) с 15% до 12% на уровень цен потребительских товаров в Узбекистане.
В отчете отмечается, что анализ проводился на основе изучения цен в супермаркетах, которые являются плательщиками НДС и ведут официальную деятельность.
К примеру, методом data-scraping были получена статистика за четыре месяца по 97 группам и 3754 товарным видам народного потребления. Изменение цен в декабре-январе для каждого вида продукции (treatment group) сравнивалось с изменением цен в ноябре-декабре и январе-феврале (control group).
Результаты показали, что снижение НДС не привело к соответствующему снижению цен на потребительские товары.
Изменение цен в декабре-январе было на 0,3% выше, чем изменение цен в ноябре-декабре и январе-феврале. Это означает, что цены, которые должны были упасть на 2,6%, выросли на 0,3%, при исключении влияния всех остальных факторов, следует из отчета.
В частности, без изменений остались цены на 1115 товаров в 46 группах (детское питание, мороженое, макароны, средства по уходу за телом и т.д.).
На 1% увеличились цены на 1306 товаров в 20 группах (шоколад, сладости, средства гигиены и др.). На 1-5% выросли цены на 585 товаров в 12 группах (стиральные порошки, фрукты, мясные продукты, молоко и др.). Снизились цены (до 1,6%) на 567 товаров в 7 группах (канцтовары, соусы, кофе и др.).
Основными причинами, из-за которых снижение НДС не повлияло на цены в магазинах, эксперты назвали:
- большая доля теневой экономики на рынке товаров народного потребления, следовательно, отражение эффекта от снижения налогов на увеличении нормы относительно небольшой прибыли официально действующих фирм;
- недостаточное формирование соответствующих конкурентных условий на рынках;
- усиление влияния других основных факторов на цены (курс доллара, ставка рефинансирования, денежная масса и др.).