Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат.
Макс Планк
В последнее время школьное образование невольно привлекает к себе внимание и негативными фактами (драки, коррупция, низкий уровень образовательного процесса) и намечающимися изменениями в системе образования: президент Узбекистана 29 апреля 2019 года подписал указ, которым утверждена Концепция развития системы народного образования Узбекистана до 2030 года.
Школьные годы чудесные…
Школа… Наша школа… Родная… С каким волнением и робостью входят первоклассники в здание школы, которая на годы займет важное место в их жизни. Со школой связаны мысли и переживания родителей школьников. С ней связаны первые победы и поражения, надежды и разочарования.
Школа – это не только образовательное учреждение. Именно в школе закладывается культура, нравственная основа ребенка, идет формирование человека как личности.
Согласно Конституции«государство гарантирует получение бесплатно общего образования»(статья 41).25 января 2018 года президент подписал указ «О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования», которым предусмотрено, что с 2018-2019 учебного года обязательное общее среднее образование осуществляется на базе непрерывного и бесплатного 11-летнего цикла. «Всё возвращается на круги своя». И это правильное решение.
Колледжи и лицеи не обеспечивали необходимый уровень получаемых знаний, что приводило к тому, что выпускники не могли устроиться на работу по полученной специальности.
Кроме того, ребята тратили много времени на поездки, чаще попадали в стрессовые и конфликтные ситуации, что приводило к различным негативным последствиям.
Но приведет ли 11-летнее образование к улучшению качества образовательных услуг? Например, в 2018 - 2019 учебном году в 303 общеобразовательных школах столицы, рассчитанных на 309 тысяч учащихся, обучались 409,7 тысячи человек, или на треть больше. В 2019—2020 учебном году эта цифра составляет 450 тысяч (нехватка мест в школах достигла 141 тысячи).
В 266 школах города Ташкента наполняемость находится на нормальном уровне, в остальных она превышает норму, в некоторых случаях — более чем в 2 раза.
Система образования: советская, американская, японская…
В связи с проводимыми реформами в общественной и социальной жизни остро встал вопрос изменения системы школьного воспитания и образования. Так какой она должна быть?
Понятно, что эта система должна формировать и воспитывать человека как гражданина, как всесторонне развитую личность, как нравственно и физически здорового члена общества.
На Глобальной неделе предпринимательства (Global Entrepreneurship Week Uzbekistan) заместитель министра народного образования Атабек Назиров высказал мысль, что отечественное школьное образование, базирующееся на советской системе, необходимо модифицировать. В качестве примера он привел образовательную систему США, которая дает ученику изучать то, что ему интересно.
"Я учился в США, там ученики в последние годы обучения могут выбирать предметы, которые им интересны. Мы должны дать возможность ученику изучать то, что ему интересно и реализовать свой потенциал", – отметил Атабек Назиров.
А если бы кто-то из руководства Министерства народного образования учился, например, в Японии, то были бы взяты к реализации элементы японской системы школьного образования? И, может, не ограничиваться модифицированием, а провести реформирование не только в школьном образовании, но и в высшем педагогическом? И так ли уж плоха была советская система образования, основанная на всестороннем развитии, обучении и воспитании детей?
Советская, а потом и российская, система школьного образования базировалась на принципе «всем равные знания» в отличие от американского «знания по интересам».
Вот что писал вице-президент Российской академии естественных наук, лауреат Государственной премии СССР Георгий Фурсей: «Нам хотят навязать американскую систему образования. Я считаю, что в США плохая система школьного образования и очень средняя вузовская. Российское образование вопреки безобразным условиям, в котором оно содержится государством, до сих пор остается одним из лучших в мире. Те же американские вузы готовы брать у нас целые потоки студентов».
Конечно, кто-то может возразить: «Каждая лягушка свое болото хвалит». Но вот президент США Дж.Ф. Кеннеди 4 октября 1957 года - день запуска СССР первого искусственного спутника - сказал: «Космос мы проиграли русским за школьной партой».
Давайте обратимся к независимым источникам, например, к данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). Это мониторинговое исследование качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?»
«В бананово-лимонном Сингапуре...»
Приведенные результаты исследования показывают, что ни США, ни РФ не могут претендовать на лидирующие позиции в сфере школьного образования. Во всех трех номинациях первое место – со значительным отрывом – удерживает Сингапур.
Консалтинговая компания McKinsey назвала сингапурскую систему образования самой эффективной в мире, особенно была отмечена организация подготовки учителей. Аналогичные исследования IMD (International Institute for Management Development) также показали, что образовательная система Сингапура является наилучшим образом приспособленной к требованиям глобальной экономики.
Можно много и долго говорить про систему образования в Сингапуре, но хочется выделить особо, что базовым ее принципом является меритократия - система, при которой положение человека в обществе определяется его способностями и заслугами, а не происхождением.
Другим основным принципом является развитие у детей цели, к достижению которой школьники должны прийти.Цель есть и у преподавателей – это подготовка учеников к продолжению образования в университете.
Поэтому и ученики, и учителя фанатично ориентированы на результат. Именно поэтому педагога волнует лишь получение правильного ответа от учащегося, а не то, насколько ребенок понял предмет. В школах формируется система потоков, когда все классы делятся на группы по способностям и интересам. Много внимания уделяется выявлению возможностей и раскрытию талантов детей. Участие в кружках после уроков - обязательное условие для всех учеников. При этом следует учитывать, что объем домашних заданий громаден: загруженность ребенка достигает 12 часов в сутки.
Такая система приводит к развитию сильной конкуренции: раньше в Сингапуре практиковалась система вступительных экзаменов даже в начальную школу, которые впоследствии отменили. Но после окончания начальной школы (6-12 лет) дети сдают экзамены Primary School Leaving Examination (PSLE), от результатов которых зависит их судьба. Да, именно судьба: от итогов экзаменов зависит на какой курс (специальный, стандартный, экспресс, академический или предпрофессиональный) попадет ребенок в средней школе, по окончанию которой сдаются очередные экзамены Singaporean GCE 'O' Level и другие. Даже школы конкурируют между собой: элитные (такие как Anglo-Chinese School и Raffles School), международные (американские, европейские и британские), частные и муниципальные (государственные).
Основа сингапурской системы образования, как ни грубо это звучит, проведение селекции и отбора на всех образовательных уровнях. Гонка за оценками, стремление быть всегда лидером, большая загруженность, бешеный ритм, высокие ожидания родителей приводят к частым нарушениям детской психики и стрессу, во время которого ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание…
Суоми… Эта прекрасная страна Суоми
Исследования PISA показали, что школьники из Финляндии имеют наивысшую степень подготовки, а журнал «Newsweek» признало лучшим среднее образование в Суоми среди ведущих стран мира. Очень часто школы Финляндии называют «школами будущего».
Прежде всего, - это следует особо отметить, - все школы в Финляндии одинаковы. В прямом смысле. В стране нет элитных, престижных школ или школ «с уклоном»: все школы имеют равный статус государственного образовательного учреждения, одинаковое оснащение и финансирование.
Занятия проходят в свободной обстановке и без вызова к доске. Не приветствуется углубленное изучение какого-либо предмета. К исключениям относятся творческие и спортивные классы. Задания на дом практически отсутствуют: вместо заданий – внимание! - рекомендуются прогулки на свежем воздухе. Для каждого ученика разрабатывается индивидуальный планразвития (подбор учебников, объем материала, манеры или стиля преподавания).
Главная цель финского образования – это дать школьникам максимум практических жизненных навыков: ученик может не знать, как происходит фотосинтез, но он с легкостью подсчитает размер скидки на товар или налог на доход.Основной принцип образовательной системы в Суоми – пробудить интерес ребенка к самостоятельному изучению дисциплин, научить его пользоваться справочниками и интернетом.
У учителей нет разделения на плохих или хороших, посредственных или одаренных учеников.
Никто не имеет права сравнивать ребят. Все считаются умными и лучшими. Школьной формы нет и образование бесплатно, независимо от материального достатка семьи.
Бесплатны учебники, планшеты, необходимые принадлежности, а также горячие обеды и школьный автобус.
Главное: в финских школах не заставляют учиться! Зато развивают логическое мышление, практичность и самостоятельность.
Каждый год перед летним отдыхом все учителя увольняются. Перед началом учебного года их набирают вновь на контрактной основе по конкурсу (до 12 (!) педагогов на одно место). Не удивительно: на 5,5 млн населения Финляндии приходится более 120 тысяч учителей.
Профессия учителя в стране престижная и высокооплачиваемая. В финской школе знания учеников не оцениваются в отметках (баллах) до 12 лет. В начальной школе экзамены не проводятся. Каждый ученик прогрессирует в своем индивидуальном темпе.
Вместо того, чтобы максимально загрузить учеников (как, например, в КНР, Республике Корея или в том же Сингапуре), финская школа, наоборот, расслабляет и релаксирует детей, стараясь при этом стимулировать самостоятельную познавательную активность детей.
Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, психологическая безопасность и индивидуальный подход для раскрытия детского потенциала - вот отправная точка финского успеха.
Но есть и оборотная сторона медали. Стремление финской школы довести всех до среднего уровня приводит к тому, что для поступления в высшие учебные заведения ребятам нанимают репетиторов. Особенно это относится к медицине и юриспруденци. Финская система школьного образования исходит из принципа прагматизма и необходимости: интеллектуальный средний уровень и воспитание гуманистических ценностей для большинства граждан.
Учиться не для школы, а для жизни
Действительно, школа должна обучать практическим навыкам. Вспомните, насколько в жизни пригодились нам знания школьной программы, как ненавидели отдельные предметы и некоторых учителей, как радовались наступившим каникулам.
Систему школьного образования нужно менять. С этим никто не спорит. Спорят о том, что и как менять. И вот тут начинаются сложности. И связано это с тем, что система образования инерционна, и в ней господствует человеческий фактор: чиновники, учителя, учащиеся и их родители.
Новшества от Министерства образования могут не восприниматься педагогами и родителями. Педагог-новатор не находит поддержки ни со стороны чиновников, ни со стороны родителей. Предложения учащихся игнорируются всеми.
Даже если реформы прогрессивны, то они могут забуксовать из-за того, что педагоги не имеют достаточно знаний и способностей, чтобы учить по-новому.
Сравнение европейской и азиатской систем образования показывает значительные различия в методах и способах обучения учащихся. Но есть и общие черты.
- Высокий социальный статус учителя и постоянное профессиональное развитие преподавателей и директоров школ. Как поднять статус учителя? Повысить резко зарплату и финансирование образования? И это тоже. Но, прежде всего, пересмотреть систему подготовки педагогических кадров в ВУЗах: начинать нужно с нынешних студентов, которые завтра придут работать в школы. Увеличить число институтов с тем, чтобы школа могла организовать конкурс на место учителя и выбрать из нескольких претендентов самого достойного.
Посмотрите, кто в основном работает в наших школах. Люди пожилого возраста и молодежь без опыта (педагоги с опытом или устраиваются в частные школы, или меняют профессию). По словам министра образования «профессия преподавателя полностью потеряла свою привлекательность, и ныне в школах Узбекистана не хватает 11 тысяч педагогов, более 66 тысяч человек работают в системе просвещения без высшего образования. При этом мужчин-учителей менее 30%, а в Ташкенте их и вовсе мизерные 10%».
- Искоренение системы поборов в школах и полную ликвидацию принудительного труда педагогов. Учитель, который на уроке вещает о конституционном праве на бесплатное среднее образование, а потом объявляет о необходимости сдать деньги на нужды класса или школы, за аренду учебников – жалок. И пусть арендная плата комплекта учебников не так велика - дело не в этом. Дети с детства видят, как воплощаются в жизнь двойные стандарты: с одной стороны право на бесплатное общее образование, с другой стороны - поборы и арендная плата, с одной стороны, декларируется об авторитете учителя, с другой – ученики видят педагогов с веником в руках.
- Обеспечение идеологической и общественной поддержки учителей. Не нужно делать репортажи о длине юбок школьниц и учительниц: не унижайте ни героинь репортажа, ни себя. Рассказывайте об уважаемых людях: заслуженных учителях и наставниках, подвижниках и новаторах. Назрела необходимость создания телеканала «Maktab», на котором транслировались бы репортажи журналистов и самих школьников, демонстрировались фильмы о школьниках и школах, обсуждались новости в сфере образования. Нам надо понять, что всё начинается со школы: личность и будущая жизнь, любовь и судьба, дружба и правда, Родина и духовность, патриотизм и предательство, победа и неудача, свобода и страх…
- Создание эффективной схемы мотивации и вознаграждения труда учителей. Это может быть оценка работы со стороны учащихся или коллег. Схема должна создавать стимулы для педагогов постоянно учиться и совершенствовать свои знания, осваивать новые навыки и методики, общаться с учениками в неконфликтной форме.
- Внедрение новых стандартов и стимулирующих программ обучения. Освободить учителя от рутины, предоставив ему право самостоятельного проведения занятий с тем, чтобы выявить индивидуальные наклонности и способности каждого ученика.
- Обязательное изучение двух языков английского (как языка международного и межнационального общения) или другого зарубежного и родного с постепенным доведением преподавания школьных дисциплин на зарубежном языке до 80 процентов.
- Трансформировать систему образования, в целом, и школьное, в частности, в приоритет во внутренней политике. Необходимо, чтобы государство рассматривало человеческий капитал как основной фактор экономического и социального развития, гарантию стабильного и поступательного роста и инновационного развития.
Из финской системы образования целесообразно взять отказ от оценки знаний учащихся в начальной школе («Все дети умные и талантливые») и центральный принцип образовательной политики – равенство (качественное школьное образование для всех учащихся, независимо от места расположения школ, разнообразия языков, национальности, социального слоя и пола).
Реформа образования включает в себя структурные, ресурсные и методические изменения. В первом случае появляются учреждения нового типа (например, частные школы), меняется длительность обучения и принципы формирования классов. Ресурсные преобразования связаны с увеличением числа преподавателей или объема финансирования. Часто основное внимание уделяют именно первым двум стратегиям, в то время как целесообразнее сконцентрироваться на методическом подходе (совершенствование учебных планов, способов и методов обучения и управления школами, повышение профессионализма и квалификации педагогов). Отрадно, что это понимают и чиновники сферы образования. Как отметил первый заместитель министра высшего и среднего специального образования Узбекистана, директор Центра среднего специального профессионального образования Муродилла Холмухаммедов, как бы не обновлялась материально-техническая база школ, претворение в жизнь инноваций зависит от учителя.
Главный фактор успеха реформ – это широкое обсуждение планов по реформированию школьного образования, включая самих школьников. Ведь реформы проводятся не ради реформ, а ради нахождения оптимальной системы образования, в которой счастливые (!) дети будут с интересом приобретать жизненные навыки, раскрывать свои способности и умения. Нужна, условно говоря, политика «Три «О»: Открытость, Обоснованность и Ответственность.
Вместо эпилога, или главное воспитать в ученике человечность
Однажды ученики спросили Хинг Ши (известный китайский мудрец, философ, педагог), какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.