В каком состоянии находится рынок пассажирских перевозок на легковых автомобилях в Узбекистане

Независимый экономист-аналитик Игорь Цой рассуждает о состоянии рынка пассажирских перевозок легковыми автомобилями и деятельности агрегата «Яндекс.Такси» в Узбекистане.

Фото: @valdemarios / Instagram. 

5 декабря 2018 года постановлением Кабинета Министров утверждено «Положение о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом». Принятое Положение практически не отличается от прежнего, принятого в 2006 году. В пункте 2 также как и раньше указано, что «деятельность по осуществлениюгородских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на коммерческой основе осуществляется исключительно юридическими лицами». 

Вы поверили, а мы вам ничего не обещали…

20 декабря 2017 года на 13-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса заместитель премьер-министра, министр финансов Узбекистана Джамшид Кучкаров сообщил, что в 2018 году граждане, желающие заниматься частным извозом, смогут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (получить патент), оформить лицензию и заниматься пассажирскими перевозками на автотранспорте, в котором количество пассажирских мест не превышает четырех. Это сообщение было с энтузиазмом воспринято и в обществе и среди предпринимателей, ведь частным извозом имели и имеют право заниматься исключительно юридические лица.

Это был логичный шаг в преддверии Года поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий. Вскоре Министерство юстиции подготовило проект указа Президента, в котором содержался пункт о предоставлении права индивидуальным предпринимателям оказывать услуги такси, а также об отмене требований по установке в линейных такси контрольно-кассовых машин и средств радиосвязи. Но в принятом указе Президента от 11 апреля 2018 года № УП-5409 «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса» это положение уже отсутствовало.

«Физическим лицам еще не скоро разрешат заниматься частным извозом на основе патента», – заявил первый заместитель министра финансов Ахадбек Хайдаров. По его словам, предложение разрешить частникам (незаконным таксистам) оказывать услуги на основе патента было раскритиковано. В частности, специалисты отметили, что «в этой ситуации жизнь пассажиров и водителей остается под угрозой, и в целом нет единого подхода ко всем аспектам». По мнению экспертов, получается, что легализация деятельности «бомбил» или продолжение их работы без патента приведет к одинаковым результатам. Тогда почему нельзя «из двух зол выбрать меньшее»? На то, что это просто перестраховка, свидетельствует факт отсутствия в «Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан на 2018 — 2022 годы» положений о борьбе с незаконным частным извозом.

Специалисты и пассажиры ведь знают, что нелегальные таксисты никуда не делись. Также работают и для многих занятие этим видом деятельности единственный вид заработка. Да, они рискуют. Сотрудники Ташкентского городского департамента по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта, АК «Тошшахартрансхизмат», столичного отделения Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта, ДПС УБДД и ГНИ города Ташкента регулярно проводят рейды по выявлению и предотвращению перевозок пассажиров и грузов владельцами автотранспортных средств без соответствующих документов. Согласно статье 176Кодекса об административной ответственности «занятие деятельностью по перевозке пассажиров автомобильным транспортом без лицензии влечет наложение штрафа на граждан от двадцати до ста, а на должностных лиц — от пятидесяти до ста пятидесяти минимальных размеров заработной платы». В Узбекистане нелегальные таксисты заплатили в 2016 году штрафов на общую сумму 26,6 миллиарда сумов. Ранее даже планировалось создание специальных  хозрасчетных департаментов, задачей которых будет выявление лиц, занимающихся незаконным извозом. И здесь опять наблюдается использование административных ресурсов вместо экономической целесообразности легализации частного извоза.

«Безусловно, эта услуга нуждается в патентовании, но если сейчас трезво оценивать ситуацию, то очевидно, что мы в 2018 году к таким изменениям не готовы», — сказал первый заместитель министра финансов Ахадбек Хайдаров. До каких пор государственные служащие будут лучше знать, что нужно и лучше для граждан? Может надо спросить у самих граждан, что они хотят, какие у них имеются пожелания и устремления, как им проще и удобнее будет жить.

Легализация частного извоза: за и против

Почему же люди, занимающиеся частными перевозками пассажиров, не стремятся официально устроиться на работу в таксопарки? Вопрос упирается в финансы: автомобиль необходимо переоборудовать, застраховать машину и ответственность перевозчика, оформить документы у нотариуса и лицензионную карточку, приобрести и установить таксометр, контрольно-кассовую машину, расчетный терминал, средство радиосвязи и многое другое. Также необходимо перекрасить кузов в «профессиональный» цвет (при полностью перекрашенном кузове машина теряет рыночную стоимость в 1,5 раза и более). Эксперты оценивают затраты по приведению автомобиля в соответствие требованиям к такси, в сумме 5-8,5 миллиона сумов в зависимости от модели. Кроме того, не у всех нелегальных таксистов извоз пассажиров является основной деятельностью: большая доля занимается перевозкой пассажиров или в свободное от основной работы время или от случая к случаю. Именно поэтому необходимо максимально упростить процесс узаконивания частных перевозок людей.

Может возникнуть вопрос: «Ведь это приведет к тому, что на улицах города появится масса нахальных таксистов, нарушающих правила движения и ставящих под угрозу жизнь и здоровье пассажиров?» Не приведет. Они уже на дорогах. На наших дорогах. А водителей-хамов, не соблюдающих правила дорожного движения, немало и среди шоферов линейных такси. Или когда человек голосует на дороге, то он принципиально не садится в остановившуюся машину, если  на передней двери автомобиля нет «шашечек»? 

Государство часто говорит про развитие предпринимательства, проводит компании по выделению кредитов на развитие птицеводства и садоводства на приусадебных участках, изыскивает пути для повышения собираемости налогов, определения дополнительных резервов увеличения и легализации доходов. И не хочет видеть то, что лежит под ногами, то, что сможет приносить дополнительный доход в бюджет и  при этом не требует никаких государственных вложений. Необходимо просто включить в виды деятельности, которыми разрешено заниматься индивидуальным предпринимателям «Пассажирские перевозки на автотранспорте, в котором количество пассажирских мест не превышает четырех».

На 1 января 2018 года в Узбекистане работали 62 тысячи 777 лицензионных такси. Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта сообщило, что в 2017 году в Ташкенте перевозку пассажиров нелегально осуществляли 8 тысяч автомобилей, но экспертные оценки резко отличаются от этих цифр. Так, директор таксопарка «Kamina Trans Service» Бахтиёр Каюмов и основатель «Taxi.uz» Рустам Шамурадов считают, что в республике нелегально перевозят пассажиров более 100 тысяч автомобилей, из них 20−35 тысяч приходится на Ташкент.

По данным Департамента по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта хокимията Ташкента в 2017 году было 179 транспортных предприятий с парком лицензированных машин 2 507 единиц, на 1 февраля 2018 года, соответственно, 160 предприятий и 2 212 единиц. Идет сокращение официальной сферы перевозок пассажиров легковым автотранспортом и увеличение ее неформального сектора.

Простейший расчет показывает, что 100 тысяч частных перевозчиков внесут в республиканский бюджет свыше 240 миллиардов сумов в год в качестве фиксированного налога (ставка условно принята на уровне 1 минимальной зарплаты в месяц). Эта цифра приближается к прогнозируемому поступлению налога за пользование водными ресурсами в бюджет на следующий год. Лицензирование поможет укрепить дисциплину и уменьшить число происшествий на дорогах, повысить правовую культуру среди водителей.

Этому вопросу обратил внимание в своем докладе Шавкат Мирзиёев на торжественном собрании, посвященном 26-летию принятия Конституции. «Мы повысили ответственность за нарушение правил дорожного движения. Но достаточно ли этого для решения проблемы? Думаю, нет. Причина таких правонарушений связана с проблемами в правовой культуре. Пока мы не сформируем высокую правовую культуру в нашем обществе, не положим конец подобным явлениям, нарушения закона будут продолжаться», – сказал Президент.

Предполагается, что выдача патентов будет осуществляться при выполнении ряда требований к частным извозчикам: определенный водительский стаж, количество нарушений на дорогах или их отсутствие. Водители, злостно не соблюдающие правила дорожного движения, будут отсеиваться при выдаче патента.

Кроме того, легализация частных извозчиков позволит решить вопрос об учете их трудового стажа и выплате соответствующей пенсии. По сообщению исполнительного директора внебюджетного Пенсионного фонда Еркина Турсунова: «За 10 месяцев текущего года порядка 56% вновь назначенных пенсий приходится на пенсии с неполным стажем работы, то есть им назначены неполные пенсии, поскольку у них не имеется необходимого стажа работы». Патент и уплата взноса во внебюджетный пенсионный фонд – такой подход позволит вывести неофициальную сферу перевозки пассажиров из теневого сектора экономики.

«Яндекс.Такси»: прогресс или обман?

С вопросом узаконивания деятельности лиц, занимающихся частным извозом, связана и работа российского сервиса «Яндекс.Такси». В апреле 2018 года агрегат «Яндекс.Такси» сообщил о своем присутствии на рынке Узбекистана и начале своей деятельности в Ташкенте. Это нашло положительный отклик среди таксопарков и граждан: первые рассчитывали на внедрение инновационных технологий, а вторые – на удешевление стоимости поездки на такси. В начале июня в Ташкенте с открытой лекцией выступил управляющий директор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко, который рассказал о крупных инвестициях, связанных с приходом сервиса на отечественный рынок, прогрессивных методах работы и внедрения новых технологий.

Первоначально такие надежды оправдывались: пассажиров приятно удивила стоимость поездок. Но более внимательный взгляд показал и негативные моменты в деятельности «Яндекс.Такси» в республике. Начнем с того, что сервис осуществляет предпринимательскую деятельность нелегально: компания не зарегистрирована в Узбекистане. Согласно «Положению о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства», утвержденного постановлением Правительства от 9 февраля 2017 года №66, «государственная регистрация субъекта предпринимательства (государственная регистрация) — действия регистрирующего органа, связанные с включением в установленном законодательством порядке регистрационных данных субъектов предпринимательства в Единый государственный реестр субъектов предпринимательства». Государственная регистрация удостоверяет факт создания или прекращения деятельности юридического лица со всеми вытекающими последствиями и, в первую очередь, это относится к сдаче отчетности и уплате налогов.

«Нас часто спрашивают о том, как мы платим налоги, если у нас нет местного юрлица. Начнем с того, что в Узбекистане мы пока на стадии инвестирования, мы вкладываем, а не зарабатываем. Мы вкладываем в приложение, в маркетинговые акции для привлечения пассажиров, в рост базы таксистов, которые их обслуживают. Но даже когда мы будем зарабатывать, налог в стране можно платить и без юрлица, если это предусмотрено законом. Создавать юрлица во всех странах, в которых ты работаешь, неэффективно – но это часто и не нужно. В любом случае «Яндекс.Такси» строго соблюдает законы», - заявил директор по связям с общественностью Владимир Исаев.

Искренне ли верит господин Исаев, что регистрировать предприятие нужно только при наличии выручки или получении дохода? Нет, это ложь. Общеизвестное правило: начинать свою деятельность в любой стране необходимо с регистрации субъекта предпринимательства. Без регистрации предпринимательство относится к «теневой» экономике и такая деятельность считается незаконной. Если следовать логике директора по связям с общественностью «Яндекс.Такси», то все инвесторы могут начинать свою деятельность без регистрации субъекта предпринимательства: ведь прибыль может появиться только через несколько лет, а может вообще не появиться.

Следующая ложь. В сообщении «Яндекс.Такси» говорится, что агрегат не работает с водителями напрямую, а сотрудничает с таксопарками и диспетчерскими службами. Но достаточно поговорить с водителями и становится очевидным, что сервис подключает всех желающих водителей. Эта тема неоднократно поднималась и в средствах массовой информации («Яндекс.Такси»: детальный разбор», «Без прав и без лицензии: кто нас возит в Яндекс.Такси?» и других).

Приложения системы «Яндекс.Такси» создают условия для незаконной деятельности, привлекая нелегальных перевозчиков. Это одна из главных составляющих их успеха. Нет учета, отчетности и отчисления налогов за работающих водителей, нет требований по обеспечению безопасности, ответственности перед пассажиром в случае каких-либо происшествий. Регулирование этих вопросов особенно актуально, в условиях динамичного развития подобных услуг: работает отечественный агрегат «MyTaxi.uz», планируется возвращение в Узбекистан российского сервиса перевозок «inDriver».

Необходимость в комплексном решении вопроса упорядочения деятельности перевозок пассажиров, обеспечения их безопасности, совершенствовании системы таксомоторных услуг и регулировании деятельности агрегатов назрела давно. Нужно ввести эту сферу в правовое поле. Было бы целесообразно разработать и принять закон о легковом такси, в котором регламентировались бы все сферы деятельности такси для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также работа сервиса онлайн-заказа такси через мобильные приложения.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

Последние новости

Популярные новости

Популярные новости