Узбекистан

24.11.2021 | 13:15

Какие трудности встречает нефтегазовая отрасль Узбекистана

В последние годы в Узбекистане наблюдается прогресс в преобразовании экономической и социальной сфер. За относительно небольшой период были достигнуты определенные результаты реформ, направленных на устранение структурных ограничений, а также постепенный выход государства из экономики.

Однако, экономический рост Республики сталкивается с рядом сложностей, в частности, связанных с нефтегазовой сферой.

Как известно, по данным Госкомстата, в этом году население Узбекистана превысило планку в 35 миллионов человек. Соответственно росту населения развивается и бизнес, открываются новые производства. Все это приводит к увеличению спроса на различные товары, в том числе энергетического спектра.

Судя по анализу Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР), объем сделок на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже за анализируемый период вырос на 61,8%. Увеличились продажи таких товаров, как минеральные удобрения, хлопковое волокно, дизель, цемент, бензин, катодная медь, черные металлы и другие. Увеличение спроса связано не только с ростом населения, но и глобальным развитием разного рода бизнесов, открытием новых производств и рядом других факторов.

По данным издания Argus, в октябре Узбекистан увеличил импорт нефти из Казахстана по сравнению с сентябрем 2021 года. По мнению участников рынка, это связано с дефицитом сырья для загрузки производственных мощностей в Фергане и Бухаре. Экспорт «черного золота» из Казахстана в прошлом месяце составил 16 тысяч тонн против 12 тысяч тонн, отгруженных в сентябре.

Как отмечают эксперты, импорт казахстанской нефти Узбекистаном не очень большой, так как на переработку поступают объемы Туркменского конденсата, а также сернистого газойля из России.

Импорт нефтепродуктов непосредственно влияет на удорожание производства. По данным, приведенным на сайте Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи, с начала 2021 года недельная котировка на бензин марки АИ-80 повысилась на 63,2%, с 5 700,2 тысячи сумов до 9 302,8 тысячи сумов за тонну. Значительная часть данной марки бензина, или 84%, приходится на долю Бухарского нефтеперерабатывающего завода.

В период с начала года до 12 ноября стартовая стоимость этой марки бензина увеличилась в среднем на 70 процентов и составила 10 005 тысяч сумов за тонну.

В результате проведенных открытых биржевых торгов, разница между стартовой и биржевой ценой в среднем не превысила 1%. Иными словами, в ходе биржевых торгов бензин реализовался практически по своей стартовой стоимости.

«Вместе с тем, рост цен также наблюдается на мировых биржах. Так, мировая цена на нефть марки Brent повысилась в среднем на 60-70 процентов за текущий год», 

- отмечается на сайте УзРТСБ.

Для того, чтобы удовлетворить спрос на энергоресурсы, а также сократить объемы импорта, необходимо кардинальное реформирование и модернизация большинства предприятий, занимающихся добычей и поставкой энергоносителей.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему увеличению добычи нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми запасами и объемов переработки углеводородного сырья», ИП ООО Sanoat Energetika Guruhi (ранее — СП ООО Jizzakh Petroleum) назначено оператором Программы по увеличению добычи нефти в Республике Узбекистан на базе переданных 105 месторождений, из которых в разработке находится 63 месторождения и 42 месторождения в консервации. Весь объем добываемой нефти из данных месторождений предусмотрен к переработке на Ферганском НПЗ.

Переданные нефтяные месторождения являются трудноизвлекаемыми и основная часть находятся на поздней стадии разработки. Большинство объектов инфраструктуры для обеспечения добычи нефти и газа имеют значительный износ (90-100%) и требуют масштабных работ по реконструкции и строительству.

В этой связи Постановлением Кабинета Министров №67 от 7 февраля 2020 года «О мерах эффективного использования и модернизации мощностей Ферганского нефтеперерабатывающего завода» ИП ООО Sanoat Energetika Guruhi был определен Доверительным управляющим ООО «Ферганский НПЗ».

Ферганский НПЗ (ФНПЗ) введён в эксплуатацию в 1959 году, а последняя его модернизация осуществлялась в 1997 году. В тот период была введена в эксплуатацию установка гидродесульфуризации дизельного топлива, которая считалась современной. Однако, по прошествии почти четверти века, оборудование морально устарело и все предприятие остро нуждалось в модернизации.

В рамках принятых мер по модернизации ФНПЗ специалистами Sanoat Energetika Guruhi разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта.

По результатам проведенного консалтинговой компанией KPMG технического аудита, 16 технологических установок из 39 определены как морально и физически изношенные с рекомендациями о снятии с производства.

Несмотря на эти обстоятельства, ИП ООО Sanoat Energetika Guruhi совместно с ФНПЗ принимает все меры по стабильному производству товаров народного потребления, в том числе и автобензина.

На Ферганском НПЗ, до передачи в доверительное управление, перерабатывались нефть и газовый конденсат, поставляемые со стороны АО «Узбекнефтегаз». После передачи ФНПЗ в доверительное управление, с апреля месяца 2020 года поставки газового конденсата были перенаправлены в адрес Бухарского НПЗ. Это послужило значительному сокращению в прошлом году производства автобензина на Ферганском НПЗ и одновременному увеличению продукции на Бухарском НПЗ.

Принятые меры позволили в 2021 году обеспечить, наряду с добываемой нефтью, поставку местного и импортного газового конденсата в адрес ФНПЗ.

В рамках ТЭО для ФНПЗ предусматривается строительство четырёх новых (установки Гидрокрекинга вакуумных дистиллятов и деасфальтизата, Изомеризации легкой нафты, производства водорода, Короткоцикловой Адсорбции (КЦА) и реконструкция десяти существующих технологических установок.

Реализация проекта позволит достигнуть нижеследующих результатов:

  • переработка 2 млн тонн углеводородного сырья в год;
  • производство автомобильных бензинов марок АИ-92 и выше, а также дизельного топлива, отвечающего требованиям стандарта Евро 5;
  • выпуск базовых и товарных масел группы II+/III по API, отвечающих международным требованиям и стандартам качества;
  • постановка на производство авиационных топлив ТС-1 и Джет А-1 с вовлечением компонента керосина с установки гидрокрекинга, с возможностью вовлечения любых видов нефти и газовых конденсатов в регионе;
  • увеличение глубины переработки сырья – не менее 92 %.

Необходимо отметить, что в этом году ФНПЗ освоило производство товарного дизельного топлива класса Евро 4,5, за счет замены старого катализатора на более современный на установке гидроочистки дизельного топлива ГДС.

По состоянию на 17 ноября 2021 года на Ферганском НПЗ выработано 199 тысяч тонн автобензина, из которых 175 тысяч тонн выставлены на биржевые торги. Пик выставления на биржу автобензина приходится на февраль 2021 года с объемом 34 тысячи тонн. Нереализованные объемы автобензина через биржевые торги реализованы ИП ООО Sanoat Energetika Guruhi отечественным потребителям по форвардным договорам.

На сегодняшний день со стороны ИП ООО Sanoat Energetika Guruhi и Ферганского НПЗ ежедневно выставляются на биржевые торги весь производимый объем автобензина не менее 670 тонн.

Модернизация Ферганского НПЗ продолжается и по итогу реконструкции, предусмотренной до 2027 года, завод трансформируется в нефтеперерабатывающий комплекс. Строительство инновационных технологических установок позволит производить современные виды нефтепродуктов и полимеры (олефины), что обеспечит удовлетворение потребностей населения и бизнесов Республики Узбекистан в качественной продукции.

Последние новости

Популярные новости

Популярные новости