Бедность подходит к нам сначала как мирный путешественник, но вскоре как вооружённый воин хватает и одолевает нас.
Соломон
В Букинском и Чиназском районах Ташкентской области проводится эксперимент на основе результатов исследований нобелевских лауреатов по экономике Абхиджита Банерджи, Эстер Дюфло и Майкла Кремера, которые в 2019 году получили премию за «экспериментальные подходы к борьбе с глобальной бедностью».
Учёные проверяли, какие меры поддержки помогают улучшить образовательный процесс. Что же выяснили лауреаты? Например, они доказали на практике, что большое влияние на посещаемость школ и успеваемость оказывают недорогие лечебные мероприятия. Новизна школ, степень обеспечения их материальными и учебными ресурсами несильно влияют на качество образования.
А вот лечение гельминтоза стало простым и действенным способом борьбы с безграмотностью. Майкл Кремер показал, что глисты — это не просто неприятное для здоровья явление. Из-за него дети хуже учатся и реже ходят в школу. При проведении вакцинации и лечении детей от глистов, у них не только улучшается здоровье, но и растёт уровень знаний.
Давайте вспомним, как в Советском Союзе в плановом порядке среди школьников проводились дегельминтизация (исследование кала на гельминты), как оперативно принимались меры в случае их выявления. Большую роль уделяли профилактике заболеваний: рекомендовали детям пить рыбий жир, раздавали таблетки «Антиструмина» (предотвращение йододефицитных заболеваний). Проводилась ежегодная сплошная диспансеризация учащихся.
Также исследователи провели полевой эксперимент, который показал, что увеличение расходов на питание и учебники не помогает. Зато введение коррекционных программ для отстающих школьников даёт значительный эффект. А теперь вспомним, как в советских школах организовывались дополнительные занятия для отстающих ребят, как действовала система закрепления за отличником троечника.
Многие выводы, сделанные Абхиджитом Банерджи, Эстерой Дюфло и Майклом Кремером, в том или ином виде применялись в советской школе. Это свидетельствует о том, что советская система образования была не только конкурентноспособной, но и одной из лучших в мире.
В СССР была создана общая бессословная бесплатная средняя школа, после окончания которой каждый выпускник имел право сдавать экзамены в вуз. Общепризнано, что индустриальный рывок, который Советский Союз совершил дважды, - в 1930-х и в 1950-х годах, - во многом был обеспечен доступным бесплатным, углублённым и систематичным школьным и вузовским образованием.
Не случайно президент США Джон Кеннеди, 4 октября 1957 года в день запуска СССР первого искусственного спутника Земли, сказал: «Космос мы проиграли русским за школьной партой».
Что же ещё предусматривается результатами исследований, которым отечественное Министерство экономического развития и сокращения бедности собирается найти практическое применение? Остановимся на микрокредитовании и предпринимательстве. Пора уже понять, что не все люди склонны к предпринимательской деятельности: раздача цыплят и саженцев лимонов показала это. Также об этом свидетельствуют результаты исследований нобелевских лауреатов: программа предоставления бедным семьям микрокредитов не показала свою эффективность. Уместно вспомнить, как в Советском Союзе действовала система всеобщей занятости населения.
Предложения Абхиджита Банерджи, Эстер Дюфло и Майкла Кремера по поддержке использования удобрений в сельском хозяйстве, предоставления квот женщинам в органах власти и другим также повторяют элементы советской системы управления и хозяйствования.
Так какие «экспериментальные наблюдения на местах» проводила «рабочая группа экспертов из министерств и ведомств» в течение восьми(!) дней в Букинском и Чиназском районах Ташкентской области? Учитывая, что – согласно заявлению Минэкономразвития и сокращения бедности – «сокращение бедности — относительно новое направление в стране».
Были «изучены структура домохозяйства, условия жизни, потребительские расходы, реальные доходы, долгосрочные активы, доступ членов домохозяйства к материальным благам и социальным услугам, включая бесплатное медицинское обслуживание, качество образования детей, финансовая поддержка и предпринимательство». Результаты исследований планируется использовать для выработки стратегических мер, направленных на определение черты бедности в Узбекистане, завершение расчёта «прожиточного минимума» и «потребительской корзины», введение базовых потребительских расходов и методики расчёта порога бедности, а также сокращение уровня бедности в стране.
Завершение «расчёта «прожиточного минимума» и «потребительской корзины»? Вы это серьёзно? Целые министерства и научные центры работают над «расчётом»?
Неужели так сложно подсчитать стоимости потребительской корзины (набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека или семьи в регионе) и прожиточного минимума (минимального набора материальных благ, необходимого человеку для поддержания жизнедеятельности, в денежном выражении).
Указом президента от 22 января 2018 года № УП-5308 была утверждена Государственная программа на 2018 год. В ней предусматривалось, что правовое регулирование понятий «прожиточный минимум» и «потребительская корзина» вводится в нашей республике до 1 июля 2018 года.
На дворе – ноябрь 2020 года…
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.