Фото: Пресс-служба президента
Президент Шавкат Мирзиёев провел видеоселекторное совещание, посвященное повышению качества образования и увеличения количества ученических мест в школах. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.
Согласно данным, за последние годы заработная плата учителей выросла в среднем в 2,5 раза. В том числе была введена надбавка учителям, имеющим национальные и международные сертификаты по иностранному языку, информационным технологиям, математике, химии и биологии, а также специальная плата для учителей, приехавших работать в отдаленные районы.
Количество учителей, получающих зарплату от 6 млн до 10 млн сумов, достигло 23 тысяч, а число тех, кто получают зарплату свыше 10 млн сумов, превысило 1 тысячу, — говорится в сообщении.
В целях снижения нагрузки на школы было создано 700 тысяч новых ученических мест. Это в 15 раз больше, чем в предыдущие годы. Охват высшим образованием увеличился в четыре раза, что расширило доступ молодежи к нему.
Вместе с тем в сфере школьного образования остается еще много актуальных проблем, — отметили в пресс-службе президента.
В настоящее время в начальных классах преподают 11 предметов, а в старших — 16. Учащиеся заканчивают школу, не имея глубоких знаний по конкретному направлению. В прошлом году знания и навыки 86 тысяч или 37% из 220 тысяч учителей были оценены как «неудовлетворительные».
За последние 6,5 лет в Узбекистане построено жилье на 320 тысяч квартир. Но школ соответствующей вместимости построено не было. В новых массивах и махаллях есть спрос на 350 тысяч ученических мест.
В последние годы было организовано 350 частных школ на 70 тысяч мест. Но во многих регионах работа по развитию частного сектора школьного образования находится на недостаточном уровне.
Анализируя эти показатели, глава нашего государства озвучил новые инициативы по улучшению как содержания, так и условий школьного образования, — гласит текст сообщения.
В целях повышения качества образования в 500 школах страны будут внедрены учебные программы и система оценки президентских и специализированных школ. Через год работа этих 500 школ будет изучена, и учителя, эффективно использующие новую систему, получат надбавки в размере до 40%. В ближайшие пять лет эта система будет внедрена во всех школах.
В текущем году из-за рубежа были приглашены преподавать в школах 500 носителей языка. В дальнейшем их количество вырастет. В связи с этим хокимам поручено решить вопрос с жилищным обеспечением иностранных преподавателей.
Количество предметов, преподаваемых в старших классах, будет сокращено с 16 до 11. При этом учащимся 10-11 классов будут углубленно преподаваться пары предметов «химия – биология», «математика – физика», «математика – иностранный язык», «родной язык и литература – иностранный язык» по их выбору.
Учащиеся, желающие приобрести профессию, получат возможность стать готовым специалистом в самой школе. Со следующего учебного года на эту систему переведут не менее 1 тысячи школ.
Содержание уроков также изменится. Будут введены занятия по компьютерной грамотности с первого класса и занятия по финансовой грамотности со старших классов.
Вводить в учебную программу новые предметы будет запрещено. Все новые предложения отныне подлежат интеграции в уже существующие предметы.
Система приема на работу учителей, повышения их квалификации и присвоения категорий будет полностью изменена. В частности, прием на работу учителей будет осуществляться на конкурсной основе. Кандидаты, принимаемые впервые, должны проработать учителем-стажером в течение одного года и получить профессиональный сертификат в конце года. В дальнейшем эта система будет постепенно внедрена для всех учителей.
Квалификация учителей также будет повышаться дифференцированно. Так, перед повышением квалификации будет проводиться диагностика знаний педагога и по результатам будут определены индивидуальные направления профессионального развития. В вузы, подготовивших учителей с низкими результатами, будет направлена рекламация, то есть результаты диагностики учителей будут также оценкой деятельности педагогических вузов.
Поставлена задача критически изучить деятельность региональных центров повышения квалификации, отремонтировать их и оснастить.
Присвоение квалификационной категории педагогам будет проводиться в два этапа. На первом этапе знания педагога оценят на предварительном экзамене, и на второй этап пройдут те, кто набрал более 70% баллов. На втором этапе будут проверены использование передовых педагогических технологий, методика работы с учащимися и подходы к оценке знаний.
Министерству дошкольного и школьного образования поручено протестировать эту систему в 20 районах с низким уровнем знаний педагогов.
Высшие педагогические учебные заведения будут развиваться на основе особого подхода. В Ташкентском и Чирчикском педагогических университетах подготовка специалистов будет осуществляться на основе программы президентских школ. Эти учреждения станут базовыми для вузов педагогического профиля.
Со следующего учебного года школы с дефицитом кадров, находящиеся в трудном положении, будут заранее отобраны и для обеспечения их потребностей будет введен целевой государственный заказ.
Изменится система управления школьным образованием. Отныне кандидаты на должность директора будут отбираться только из числа кадров, имеющих сертификат, включенных в резерв, они будут наниматься на основе срочного контракта. Директора и их заместители будут проходить аттестацию раз в пять лет.
В следующем году в рамках Инвестиционной программы на строительство школ предусмотрено выделение 3 трлн сумов. За счет этого будет создано 150 тысяч новых ученических мест.
На базе зданий 61 колледжа, работающего в неполную мощность, будут организованы новые школы. Еще 50 школ будут построены на основе государственно-частного партнерства.
За счет создания дополнительных условий для частного сектора можно будет организовать не менее 25 тысяч ученических мест в год. С этой целью предприниматели, получившие кредит на организацию частной школы, получат из бюджета компенсацию 7% ставки по кредиту. Участки под строительство новых школ будут реализовываться с аукциона только для строительства школы.
За счет указанных мер в следующем году будет создано 250 тысяч ученических мест, что в два раза больше, чем в прошлом году.
Перед ответственными лицами поставлены задачи обеспечить финансирование этих мероприятий, построить и оборудовать школы, подготовить учреждения к осенне-зимнему сезону.
Также был затронут вопрос трудоустройства выпускников. В этом году школы закончили 387 тысяч учащихся. Из них 138 тысяч поступили в вузы, — говорится в сообщении.
Президент подчеркнул необходимость привлечения остальных выпускников к профессиональному образованию, поддержки их интересов и предпринимательских инициатив. Определены задачи по обучению молодежи современным профессиям, позволяющим получать большой доход с небольшими затратами. Поставлена задача наладить адресную работу с учащимися, конкретно определить ответственность хокимов, директоров школ и родителей в этом процессе.
Три года назад была внедрена практика раздачи детям до 15 лет йодопрепаратов, витаминов и противогельминтных средств. В результате начала снижаться заболеваемость заболеваниями щитовидной железы, влияющими на физическое и умственное развитие детей. В связи с этим отмечена необходимость продолжения бесплатной раздачи учащимся йодопрепаратов, широкой пропаганды среди населения полезных свойств йода.