За последние 4-5 лет с иностранными компаниями подписано в общем количестве 10 соглашений о строительстве новых тепловых электростанций в целях удовлетворения растущего спроса на электроэнергию в Узбекистане, обеспечения стабильной электроэнергией населения, социальной сферы и отраслей экономики. На основе этих соглашений до конца 2027 года в Узбекистане будут запущены 10 современных теплоэлектростанций общей мощностью 6 457 мегаватт. Данные инвестиционные проекты реализуются напрямую компаниями с международным опытом из Германии, Франции, Нидерландов, Японии и Турции за счет иностранных инвестиционных средств общей стоимостью $4,3 млрд.
В результате планомерной работы, выполненной в отрасли в 2022 году в 4 регионах Узбекистана (Бухарская, Ташкентская, Хорезмская и Сырдарьинская области) введены в эксплуатацию 6 новых тепловых электростанций общей мощностью 1 374 мегаватт. В истории Узбекистана за один год еще не вводились настолько масштабные новые теплоэлектростанции в эксплуатацию, а в результате реформ, проведенных в последние годы, в 2022 году был установлен исторический рекорд в данном направлении.
Кроме того, на основании соглашений, подписанных с иностранными компаниями, к 2027 году в Узбекистане планируется запустить 4 новые тепловые электростанции общей мощностью 5 083 мегаватт. В частности, будут запущены следующие новые тепловые электростанции:
- общей мощностью 1 500 мегаватт к концу 2023 года в городе Ширин и Боёвутском районе Сырдарьинской области;
- общей мощностью 450 мегаватт в 2025 году в Шараф-Рашидовском районе Джиззакской области;
- общей мощностью 1 573 мегаватт в 2026 году в Боёвутском районе Сырдарьинской области;
- общей мощностью 1 560 мегаватт к концу 2026 года в Ангорском районе Сурхандарьинской области.
Их создание позволит увеличить объемы производимой электроэнергии и обеспечить ее доставку даже в самые отдаленные села Узбекистана.
Любой инвестор обязательно заинтересован получить прибыль. Поэтому перечисленные выше проекты должны оправдать себя прежде всего с экономической точки зрения. В противном случае любой крупный проект, связанный с потерями, долго не продержится. Учитывая, что цена на энергоносители в Узбекистане в несколько раз дешевле рыночной, потери крупных энергетических проектов придется покрывать за счет субсидий под государственные гарантии. Это ухудшает ситуацию и останавливает будущие проекты.
Если энергосистема не будет работать по рыночным правилам, любой проект не даст желаемого эффекта и экономическое развитие замедлится. Поэтому к вопросу пересмотра тарифов на энергоносители, либерализации цен и приближения их к рыночным следует приступать уже сегодня.