Фото: TezNews
Спустя более десяти лет Cotton Compaign отменила бойкот в отношении Узбекистан. Это позволит мировым текстильным брендам закупать узбекский хлопок, следует из отчета коалиции.
В свою очередь Cotton Compaign призывает международные бренды закупать хлопковые пряжи из Узбекистана и начать инвестировать в высокие стандарты труда.
Хотя Узбекистан успешно ликвидировал принудительный труд, остаются факторы, которые серьезно угрожают долгосрочной устойчивости достигнутого на сегодняшний день прогресса:
- отсутствие благоприятных условий, включая свободу ассоциации для независимого мониторинга и сообщения о нарушениях трудовых прав;
- плотность населения и нехватка рабочей силы, что приводит к недостатку добровольных сборщиков в некоторых районах и на некоторых этапах сбора урожая;
- вмешательство государственных чиновников в организацию сбора урожая, что может привести к применению принуждения фермеров и сборщиков хлопка;
- отсутствие справедливых и независимых систем найма и зависимость от махаллей (районных советов) для найма сборщиков;
- сохранение системы «распределения», которая устанавливает размер земли, отведенной под хлопок и пшеницу. Процесс контролируется Министерством сельского хозяйства и местными хокимиятами, которые устанавливают квоту на производство хлопка для каждого фермера в зависимости от размера и урожайности земли. Фермеры не защищены от произвольно завышенных квот на производство хлопка и не могут уменьшить количество земли, выделенной для производства хлопка.
В январе 2021 года узбекский форум по правам человека, передовой партнер Хлопковой кампании, впервые за десять лет мониторинга принудительного труда в хлопководческих районах Узбекистана не зафиксировал ни одного случая принудительного труда.
Министр занятости и трудовых отношений Нозим Хусанов 16 апреля 2020 года призвал коалицию Cotton Campaign отменить бойкот узбекскому хлопку.
Однако сооснователь Cotton Campaign и бывший заместитель помощника госсекретаря США по демократии, правам человека Беннет Фриман тогда заявил, что «вопрос не в том, прекратить ли бойкот, а в том, когда и как это сделать и как прекращение бойкота может стать катализатором ответственного поиска и инвестирования, которое поддерживает труд и права человека в Узбекистане». Отмечалось, что брендам нужны также дополнительные гарантии защиты прав работников.
Cotton Campaign — международная коалиция трудовых и правозащитных организаций, инвесторов и бизнес-организаций, целью которой является искоренение детского и принудительного труда при производстве хлопка. На сегодня свыше 300 отраслевых брендов и ритейлеров подписали обязательство (The Uzbek Cotton Pledge), по которому согласились не использовать узбекский хлопок, пока в стране не будет искоренён принудительный труд.