Сегодня избирательный процесс находится в наиболее активной фазе. С 7 июня по 7 июля текущего года проводится предвыборная агитация кандидатов на пост президента Узбекистана.
Эксперт, доктор юридических наук Людмила Югай рассказала, что одним из основных методов проведения предвыборной агитации является проведение встреч с избирателями. Проведение встреч с избирателями представляет собой одну из эффективных избирательных технологий. Встречи с избирателями выступают в качестве важнейшего средства, предназначенного для формирования связи с гражданами, укрепления доверия в целях получения в последующем их голосов.
Основные положения проведения встреч с избирателями регламентируются статьей 48 Избирательного кодекса, а также положением о порядке проведения предвыборной агитации кандидатами в президенты Узбекистана, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии №1068 от 14 апреля 2021 года.
Всем кандидатам и их доверенным лицам предоставляются равные условия для осуществления предвыборной агитации посредством проведения встреч с избирателями. При этом встречи с избирателями проводятся кандидатами и их доверенными лицами самостоятельно. Непосредственный контакт с избирателями представляет собой одну из существенных форм влияния на электоральный выбор. С одной стороны, данные встречи раскрывают возможности для раскрытия положительных характеристик самого кандидата и его программы. С другой стороны, возникают риски отторжения гражданами данного кандидата ввиду неграмотной или слабой подготовки.
Кроме того, кандидаты и их доверенные лица вправе совместно с другими кандидатами или их доверенными лицами проводить встречи с избирателями либо принимать участие во встречах с избирателями, организованных другими кандидатами. Справедливые и транспарентные выборы возможны только в условиях конструктивного конкурентного взаимодействия кандидатов.
Встречи кандидатов с избирателями проводятся открыто и прозрачно. О месте и времени проведения встреч с избирателями извещается окружная или участковая избирательные комиссии.
В то же время, массовые мероприятия, такие как встречи с избирателями, проводятся с письменным уведомлением соответствующих районных (городских) хокимиятов о месте и времени их проведения не менее чем за три дня. При этом разрешение на проведение этих массовых мероприятий не требуется.
Кроме того, объявление о проведении встреч кандидата с избирателями публикуется в местных СМИ.
Кандидаты и их доверенные лица имеют право обратиться в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, общественные объединения, а также органы самоуправления граждан с просьбой об оказании содействия в организации и проведении встреч с избирателями.
Органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, общественные объединения, а также органы самоуправления граждан обязаны:
- предоставлять кандидатам бесплатно оборудованные помещения для проведения встреч с избирателями;
- оказывать содействие кандидатам в получении необходимых справочных и информационных материалов;
- содействовать кандидатам в вопросе информирования избирателей о времени и месте проведения встреч с кандидатами.
Кандидату во время предвыборной агитации для осуществления своих задач предоставляются отдельные права и гарантии:
- освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы на период проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях, по телевидению и радио;
- бесплатный проезд на всех видах государственного пассажирского транспорта (за исключением городского пассажирского транспорта, такси и заказных рейсов других видов транспорта) в пределах территории Узбекистана.
Национальным законодательством предусмотрена административная ответственность по статье 515 Кодекса об административной ответственности для кандидата, доверенного лица, представителя политической партии, должностного лица за нарушение условий и порядка проведения предвыборной агитации.
Правильная организация встреч с избирателями является ощутимым фактором, напрямую влияющим на эффективность проведения всей избирательной кампании. Вышеуказанное предусматривает необходимость соблюдения всех требований избирательного законодательства, а также учет интересов различных категорий граждан, общественных организаций, что будет способствовать получению дополнительных голосов и значительных организационных ресурсов.