Бывший региональный директор по Узбекистану Евгений Лукьянчиков прокомментировал на своей Facebook-странице ситуацию о внедрении так называемого «налога на Google».
В новой редакции Налогового кодекса прописан порядок налогообложения иностранных компаний, занимающихся электронной коммерцией. Теперь Google, Yandex, Facebook и другие должны встать на учет в НДС-офисе или открыть здесь представительство.
Стоит отметить, что на данный момент не прописан механизм при отказе иностранного предприятия в оплате налогов.
В своем посте Лукьянчиков «снимает шляпу» перед руководством Узбекистана и тем путем, который был проделан за последние годы в сфере экономики, свободы слова, туризма, снижения стоимости интернета, привлечения внешних инвестиций и многого другого. Также в нём он указал минусы развития цифровой экономики страны.
Ниже приводим полный текст Евгения Лукьянчикова:
До недавнего времени руководил развитием digital-бизнеса «Яндекса» в Узбекистане и я один из немногих, кто понимает реальное положение дел в digital-экономике страны.
В отличие от многих областей развития Узбекистана в цифровой экономике происходит последовательный digital-суицид, и все пошло наперекосяк.
Этапы его развития такие:
- Глупая блокировка Whatsapp/Skype в 2017-м.
- Блокировка Youtube и Facebook в прошлом году.
- И, наконец, необдуманный, очень преждевременный ввод «налога на Google» в этом году.
Краткое положение дел:
Блокировка WhatsApp привела к тому, что все население пересело в Telegram. Это очень сильный мессенджер, который начал собой вытеснять и блокировать развитие традиционного web. Все бы ничего, только весь остальной мир двигается в другом направлении. У Узбекистана наметился свой сложный и уникальный путь. Без web и e-commerce.
Весь рынок digital-экономики в стране я оцениваю в 9 миллионов долларов. Это очень-очень мало для страны с 33-миллионным населением и огромным потенциалом развития. Многие грабли можно перешагнуть, а Узбекистану шагать впереди планеты с голосовыми технологиями и мобильным интернетом.
В стране так и не появилось ни одного крупного игрока e-commerce (интернет-торговля) и web-игрока в целом. Безумная популярность Telegram (см. п. 1) ломает все международные подходы для развития обоих.
Местные предприниматели пытаются запускать e-commerce в Telegram, но он не для этого был создан, и все стоят на месте. Программистов не хватает, все разъехались. Порно и e-commerce – двигатели интернета. Не призываю легализовать порно, уважая культурные особенности, но призываю развивать e-commerce и интернет-платежи всеми силам.
После блокировки Youtube и Facebook на восемь месяцев в прошлом году все интернет-игроки напряглись и одновременно не поняли, что произошло.
Пишу я этот пост, так как вчера мне написали из налоговой службы Узбекистана по поводу «налога на Google», аналог принятого в РФ в прошлом году. Россия шла к этому 25 лет, Узбекистан — за два года. Нормально? Я передал запрос, так как уже не в «Яндексе», но сильно разочарован. «Налог на Google» — это когда отменяется международный договор о двойном налогообложении для стран, состоящих в договоре. Отменяется полностью или определяются сферы, где необходимо открывать представительство или платить налоги внутри страны.
У меня несколько вопросов к налоговой службе:
- Вы оценивали масштаб дополнительной выгоды от своей деятельности? А риски? 20 процентов от 9 миллионов долларов составляют 1 800 000 долларов. Это если вы соберете налоги со всех участников, во что не верится.
- Оценивали ли вы реальные инвестиции местных и международных компаний в развитие digital? Много там тех, кто заработал вообще, чтобы понести дополнительные расходы на организацию выплат или обслуживание представительства?
- Вы действительно думаете, что Facebook и Google готовы на диалог после того, как их сервисы блокировали в стране на протяжении восьми месяцев и до недавнего времени? А историю с CDN Google все предпочитают забыть?
- Давайте возьмем самого толстого и желанного игрока рынка – Google. Прикидываю, что они в стране зарабатывают 3—4 миллиона долларов, 0,0001 процента их оборота.
- Организовать процесс перевода НДС, сверки, аналитики, назначения ответственного, выгрузки и загрузки отчетности, контроля бесценно при таком раскладе, про представительство вообще молчу.
- Законодательство Узбекистана готово к тому, чтобы международные публичные digital-компании открывали представительства в стране и вели свой бизнес легально, не нарушая законодательство? Будет ли это экономически оправдано для них?
- Я считаю, что на данном этапе развития каждый заработанный доллар можно и нужно тратить, инвестируя в развитие сервисов, рост аудитории, а не в красивый офис в Tashkent City. Правда. Именно этим я и занимался, работая в «Яндексе». И знаете, чего нам удалось добиться за эти два года?
- Как вы оцениваете, поспособствуют ли те дополнительно заработанные вами на НДС 150 000 долларов (мой прогноз) развитию digital-экономики, чтобы в следующем году они заработали и заплатили 300?
- Что будет происходить дальше, когда традиционные web и e-commerce, не успев развиться, пребывают в нокауте после блокировок, а теперь еще добавляется «налог на Google» для международных игроков? Что дальше? Блокировка? Это те самые компании, которые задают все тренды и строят digital-экономику стран по всему миру. Держим в уме, что Telegram запустит собственную криптовалюту, а местные программисты уже начали писать сайты для Telegram на их новеньком движке, который только что был анонсирован.
В общем, хотелось бы, чтобы Узбекистан через 10 лет стал Сингапуром в СНГ, и надеюсь, что для этого появится стратегия развития.
Предлагаю первый шаг: отмена НДС для любого digital-бизнеса на пять лет, чтобы открывали представительства без палки и с выгодой для бизнеса. Не собирать копейки с недоразвитого рынка, а торопиться наверстать упущенное, чтобы не остаться рыбацкой деревней в современном мире.
Больше важных новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.