Велика земля наша и обильна, но порядка в ней нет.
Послы славянских племен – варягам в 862 году.
Ели богатство – это власть, всякая власть так или иначе непременно приберет богатство к рукам.
26 июня мужчина пришёл к железнодорожным путям, чтобы собрать траву для своего скота. Однако вместо этого житель Ферганской области голыми руками выкрутил из шпал несколько десятков болтов и гаек, сообщило Главное управление обеспечения безопасности на транспорте МВД. Украденные детали на следующий день были проданы за 192 тысячи сумов.
«Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка!» (Антон Чехов, рассказ «Злоумышленник»)
Первое, что пришло на ум после прочитанного, так это: «Насколько многообразна жизнь, что классические сюжеты вновь и вновь оживают». Но позже пришло осознание, что этот случай более многогранен и за внешней простотой скрываются трагедия и драма.
Да, человек совершил поступок, который мог привести к трагическим последствиям. Да, его поймали на месте преступления. Но, как этот человек мог «голыми руками выкрутить из шпал несколько десятков болтов и гаек»? Как проводится технический надзор за состоянием железнодорожных путей и почему гайки и болты можно выкрутить руками?
По данным Генеральной прокуратуры за январь-май 2020 года зафиксировано 17 271 преступление, что на 41,9 процента больше аналогичного показателя соответствующего периода прошлого года. Почти в 2,5 раза увеличилось количество случаев хулиганства, в два раза — количество преступлений, связанных с мошенничеством, взяточничеством и разбоем, в 1,6 раза – число совершенных краж.
В той же Ферганской области за первые пять месяцев 2020 года было зафиксировано 2 575 преступлений, что в два раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. В этой области почти в 2,5 раза увеличилось количество краж и хищений.
Конечно, можно объяснить это карантинными мероприятиями, ограничениями на передвижение и прекращение или ограничение деятельности предприятий и организаций. Так, по сообщению министра занятости и трудовых отношений Нозима Хусанова, озвученного в начале июня, уровень безработицы в Узбекистане из-за пандемии коронавируса возрос до 14-15 процентов.
По его словам, в начале текущего года количество безработных составляло 1,4 миллиона человек. Из-за введения карантинных мероприятий некоторые предприятия остановили свою деятельность. По этой причине количество безработных выросло до 2 миллионов. Кроме того, в республике находятся около 500 тысяч граждан, которые не могут выехать на работу за границу.
«До пандемии показатель безработицы в Узбекистане составлял 9,3 процента, а сейчас, по нашим приблизительным и первичным расчётам, он достиг 14-15 процентов. То есть, наблюдается рост на 5-6 процентов», – отметил Нозим Хусанов.
По итогам II квартала уровень безработицы в Узбекистане оценивается в 15 процентов, что составляет 2,3 миллиона безработных.
Хоким Сурхандарьинской области Тура Боболов прямо заявил о том, что вернувшиеся из России мигранты совершают преступления из-за отсутствия работы. Такое заявление Боболов сделал во время посещения местной махалли. Жители пожаловались на частые кражи в их махалле. Хоким заверил, что знает того, кто совершает кражи: «Я знаю, кто совершает кражи. Мы должны все правильно воспринимать. Также необходимо взять все под контроль. Кто совершает кражи? Преступления совершают те, кто вчера вернулись в Узбекистан из России и не смогли улететь обратно».
На счёт восстановления деятельности предприятий. Решение Специальной республиканской комиссии о возобновлении с 25 апреля деятельности рынков стройматериалов; предприятий по оказанию сервисного обслуживания автомобилей, сельскохозяйственной и строительной техники; нотариальных контор; приостановленных инвестиционных проектов и работ по строительству объектов социальной сферы вызывает вопрос: «Почему комиссия так озабочена скорейшим возобновлением девелоперской деятельности?»
Основанием для такого трепетного отношения к девелопменту было озвучено, что одним из драйверов обеспечения занятости населения и экономической стабильности является строительная сфера. Она обеспечивает работой 1 миллион 325 тысяч человек и поддерживает занятость в других отраслях промышленности. В связи с этим, а также в целях недопущения снижения объёмов строительства в период карантина в отрасль направлено дополнительно 3,6 триллиона сумов.
В следующем решении Специальной республиканской комиссии карантинные мероприятия продлили до 15 июня. При этом в зонах «желтого» уровня, наряду с четырьмя видами деятельности, разрешили работать риэлторам. С 1 июня риэлторская деятельность, оказание услуг рекламы и маркетинга осуществляется и в зонах «красного» уровня.
Первоочередное разрешение на возобновление деятельности рынков стройматериалов, сервисов по обслуживанию строительной техники, создание условий для передвижения транспорта, занятого в сфере строительства, нотариальных контор и риэлторских организаций свидетельствует об учёте пожеланий застройщиков как можно скорее возобновить девелоперскую деятельность, продажи объектов недвижимости и их нотариальное оформление.
На совещании 20 апреля президент сказал: «В целом строительная сфера, будь то возведение жилья или объектов инфраструктуры, является большим резервом для создания новых рабочих мест, формирования спроса и предложения на рынке, в конечном итоге, – обеспечения экономического роста. Если руководители отрасли, глубоко осознавая возложенную на сегодняшнем совещании ответственность, правильно организуют работу, мы выйдем из экономического кризиса с минимальными потерями».
Строительство не сможет обеспечить прорыв в экономике и минимизировать ущерб, нанесённый народному хозяйству кризисными явлениями.
Доля строительства в валовом внутреннем продукте страны за период 2000-2019 годы сократилась с 6,9 до 6,4 процента. При этом аналогичный показатель промышленности возрос за это время с 16,2 до 30 процентов. Так какая отрасль действительно является «драйвером обеспечения занятости населения и экономической стабильности»?
Обоснование для первоочередного возобновления девелопмента в виде заявлений, что на стройках социальная дистанция обусловлена строительными технологиями не выдерживает критики. В Кашкадарьинской области коронавирус обнаружен у 127 рабочих, занятых на строительстве Uzbekistan GTL, а 7 июня в Ташкенте выявили 195 случаев коронавируса.
«183 случаев были выявлены в одной строительной компании. Мы не можем озвучить название компании, так как это может негативно повлиять на её репутацию», - рассказал первый заместитель директора Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия Ботиржон Курбанов.
Трогательная забота о сохранении репутации застройщиков. Но ведь жизнь наглядно демонстрирует, чего стоит эта репутация. Стихийное бедствие в Алатском и Каракульском районах Бухарской области, техногенная катастрофа на водохранилище «Сардоба» в Сырдарьинской области, обрушения части пятиэтажного здания гостиницы «Насаф Трэвел» в Карши показали коррупцию и уровень качества в строительной отрасли.
И в этих случаях сотрудники контрольно-надзорных органов и организаций, как и в ситуации с контролем состояния железнодорожных путей в Ферганской области, проявили безответственность и халатность. Как писал английский государственный деятель Джордж Галифакс: «Человек лучше всего следит за собой тогда, когда другие следят за ним тоже».
«Кому щи пусты, а кому жемчуг мелок» (пословица)
3 июня Шавкат Мирзиёев провёл видеоселекторное совещание по вопросам сокращения бедности.
В рамках работы по сокращению бедности и деятельности общенационального движения «Доброта и поддержка» были сформированы списки для поддержки малообеспеченных семей. На сегодняшний день 540 тысяч семей из этих списков получили помощь на сумму 307 миллиардов сумов. Было отмечено, что до конца текущего года финансовая помощь будет также оказана 235 тысячам семьям.
Как будто огромные цифры, но более внимательное рассмотрение даёт иную картину.
Материальная помощь была оказана 7,5 процента всех семей. По данным исследования Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР), проведённого совместно со Всемирным банком и Центром «Стратегия развития» о социально-экономических последствиях COVID-19, о получении прямой государственной помощи с момента начала эпидемии сообщили 9 процентов населения. Наибольшая часть (89 процентов) помощи была оказана в виде пособий в натуральной форме. Цифры примерно сопоставимы: ведь для малообеспеченных семей характерна большая численность их состава.
Согласитесь, что получение лишь каждой тринадцатой семьёй материальной помощи от государства в условиях самоизоляции и остановки работы большинства предприятий, крайне низкий показатель. Да и размер помощи (56 долларов) не внушает оптимизма.
Но даже и эту помощь разворовывают. Это косвенно было признано 3 июня на видеоселекторном совещании по вопросам сокращения бедности, где было отмечено, что «не во всех случаях выделенная социальная помощь в полном объёме достигает нуждающихся». Например, территориальное управление Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Узбекистана совместно с сотрудниками Службы государственной безопасности выявили хищение бюджетных средств из Антикризисного фонда в Бухарской области, а заместитель хокима Аккурганского района - начальник отдела по поддержке махалли и семьи, а также главный бухгалтер фонда «Махалля» обналичили благотворительные средства на общую сумму свыше 153 миллионов сумов, которые поступили в фонды «Махалля» и «Саховат ва кумак» и растратили на свои нужды. Несколько сотрудников республиканского благотворительного фонда «Махалля», работающих в отделении Сергелийского района Ташкента, уличены в хищении 95,8 миллиона сумов, которые предназначались для малоимущих семей.
Это далеко не новое явление для страны. Так, по данным Народно-демократической партии Узбекистана, в прошлом году хищения чиновниками государственных средств составили 142,5 миллиарда сумов (более 14 миллионов долларов). В более чем 6,5 тысячах из 8 тысяч бюджетных организаций выявлены финансовые ошибки, недочёты и присвоения, а также незаконные расходы. То есть в 8-ми из 10-ти бюджетных организаций встречаются финансовые нарушения.
О масштабах хищений и коррупции красноречиво говорит такой факт. В интервью - в рамках проекта «М-Фактор» - 25 апреля 2020 года председатель торгово-промышленной палаты Адхам Икрамов объяснил, почему нельзя раздать деньги гражданам напрямую. Глава торгово-промышленной палаты отметил, что деньги просто могут не дойти до получателей: «Мне сказали, что в Индии 30 процентов выделенных денег были расхищены из-за бюрократии». Чиновника этот факт не удивляет, и он допускает возможность повторения аналогичной ситуации в нашей стране.
Но ведь можно вообще обойтись без денежной составляющей. Например, освободить владельцев жилья от оплаты услуг коммунальных организаций и товариществ частных собственников жилья на 4-6 месяцев. Всегда можно найти пути помощи гражданам – было бы желание.
Стоит отметить, что в настоящее время (в целях борьбы с последствиями пандемии) Узбекистан занимает у Международного валютного фонда 375 миллионов долларов, у Азиатского банка развития — 500 миллионов и у Всемирного банка — 750 миллионов долларов. Заместитель министра финансов Одилбек Исаков в интервью Bloomberg сообщил о планах размещения дополнительного выпуска еврооблигаций в национальной валюте в эквиваленте 500 миллионов долларов. Как отметилзаместитель министра, потребность в заимствованиях у Узбекистана возрастёт в связи с пандемией коронавируса.
Почти четыре месяца большинство работающих находятся в условиях самоизоляции.
Несмотря на некоторое улучшение положения с занятостью населения в мае-июне 2020 года финансово-материальное положение в большинстве семьях остаётся крайне тяжёлым. Результаты исследования о социально-экономических последствиях COVID-19 показывают, что ещё 448 тысяч человек могут оказаться за чертой бедности в результате снижения уровня жизни.
«Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить» (Конфуций, древнекитайский мыслитель и философ)
Именно такой позиции придерживается государство. Оно решило поддержать бизнес, а уж предприниматели должны позаботиться о гражданах. Со стороны кажется, что это здравая мысль. Чиновники для обоснования своих позиций часто ссылаются на зарубежный опыт, но, к сожалению, не в вопросе поддержки граждан. А ведь большинство стран оказали прямую финансовую помощь своему населению.
В нашей ситуации чиновники решили поддержать в основном крупный бизнес. Помощь малому и среднему бизнесу носят больше декларативный характер. Кроме того, надо понимать, что для предпринимательства главное — это получение прибыли, а не выполнение каких-либо социальных обязательств или оказание помощи. Даже если эта помощь и будет в дальнейшем компенсирована государством (здесь возможны широкие возможности для хищений и создание разнообразных коррупционных схем).
Пока чиновники – с зарплатами с шестью нулями после двузначного числа - разрабатывают мероприятия, население пытается решить свои проблемы самостоятельно. Порой чудовищными способами.
В мае в Кошкупырском районе Хорезмской области молодая женщина пыталась продать двухлетнего ребёнка за 7 700 долларов, в Каракалпакстане женщина – своего 13-летнего сына за 15 тысяч долларов, в Навоийской области задержаны женщина и её отец при попытке обмена трёхмесячного сына на квартиру стоимостью 250 миллионов сумов.
В июне были задержаны в городе Навои 22-летняя уроженка Самаркандской области при попытке продажи своего 23-дневного младенца за три миллиона сумов, две жительницы Сардобинского района при попытке продажи за 18 тысяч долларов младенца, родившегося в мае.
Но для чиновников и бизнесменов это вообще не деньги: ведь они оперируют цифрами совершенно другого порядка. Так, во время задержания экс-хокима Самаркандской области Туробжона Джураева в сейфе, находящемся в его рабочем кабинете, были обнаружены денежные средства в размере одного миллиона долларов. Джураев признался в том, что брал эти деньги у руководителей строительных компаний в качестве взятки за выделение земельных участков для возведения многоквартирных домов.
Или совсем свежий факт. Как уточнили в Генпрокуратуре, 22 июня 2020 года правоохранительные органы получили оперативную информацию о том, что планируется продажа 1 гектара земельного участка в Чиланзарском районе столицы за 1,4 миллиона долларов. Во главе сделки стояли заместитель начальника Управления капитального строительства хокимията Ташкента и начальник отдела хокимията Чиланзарского района.
Согласно договорённости, предприниматель должен был выплатить 50 тысяч долларов авансом в качестве задатка, а остальную часть — в течение недели, то есть после оформления документов. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 210 (получение взятки) и 212 (посредничество во взяточничестве) Уголовного кодекса.
В феврале текущего года генеральный прокурор Узбекистана Нигматилла Юлдашев сообщил, что за последние два года хокимияты в разных регионах страны незаконно выделили 56 тысяч гектаров земли, что в совокупности более чем в полтора раза превышает площадь Ташкента (33,5 тысячи гектаров). При этом во многих случаях плодородные земли передавались как неиспользуемые территории.
Если государство самоустранилось от оказания реальной помощи населению, то от поддержки крупного бизнеса оно не отказалось. Скорее наоборот. Так, Министерство здравоохранения Узбекистана 25 июня 2020 года опубликовало для обсуждения проект постановления президента «О дополнительных мерах по укреплению материально-технической базы Университета AKFA».
В проекте предлагается для возведения зданий Университета AKFA выделить в постоянное пользование 29,48 гектара земельной площади в махалле «Парвоз» в Кибрайском районе Ташкентской области, находящейся на балансе ООО «Manzarali Bog’dorchilik va Gulchilik» («Декоративное садоводство и цветоводство») при хокимияте Ташкента. Объекты «Manzarali Bog’dorchilik va Gulchilik» на указанной площади планируется снести, а саженцы деревьев пересадить в Ташкенте.
Несколько странная ситуация. Земельный участок в Кибрайском районе, находящийся на балансе ООО «Manzarali Bog’dorchilik va Gulchilik» при Ташгорхокимияте (хоким Джахонгир Артыкходжаев), планируют передать частному университету AKFA, входящему в холдинг AKFA Group (учредитель Джахонгир Артыкходжаев).
Ведь есть постановление правительства от 15 февраля 2019 года № 130 «Об образовании Университета АКФА», согласно которому Университет размещается в зданиях и сооружениях Шайхантахурского медицинского колледжа, расположенных по адресу город Ташкент, Шайхантахурский район, улица Кукча Дарвоза, 1 тупик, 10, на праве безвозмездного пользования. При этом Университет освобождён от уплаты всех видов налогов и таможенных платежей до 1 января 2022 года. В новом проекте предусматривается продлить срок этой льготы ещё на три года – до 1 января 2025 года.
Согласно Земельному кодексу:
- Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях в соответствии с настоящим Кодексом и другими актами законодательства (статья 43);
- Орошаемые земли подлежат особой охране. Перевод этих земель в неорошаемые угодья производится в исключительных случаях с учётом почвенно-мелиоративных и экономических условий, водообеспеченности земель, наличия водных ресурсов… (статья 44);
- Особо ценные продуктивные орошаемые земли подлежат особой охране и перевод их в неорошаемые угодья не допускается. Предоставление особо ценных продуктивных орошаемых сельскохозяйственных угодий под строительство предприятий, зданий и сооружений допускается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан (статья 45).
Везде отмечено, что перевод земли сельскохозяйственного назначения в другие категории земель для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях. «Укрепление материально-технической базы Университета AKFA» явно не относится к исключительным случаям.
Как указано в проекте постановления президента «Объекты Manzarali Bog’dorchilik va Gulchilik» на указанной площади планируется снести, а саженцы деревьев пересадить в Ташкенте». Пересадить в Ташкент можно, а что будут сажать в столице в последующие годы?
Наоборот, нужно укреплять «материально-техническую базу «Manzarali Bog’dorchilik va Gulchilik» с тем, чтобы восполнить урон, нанесённый столице варварскими вырубками и «декоративными» обрезками крон, после которых деревья болеют или погибают.
Почему для Сити находятся земельные участки в столице, а университет AKFA нужно обязательно размещать на землях сельскохозяйственного назначения за пределами Ташкента в экологически чистом районе на месте питомника растений? Понятно стремление учредителей университета расположить учебное заведение в живописном районе. Но непонятно, почему горожане должны ходить в каменных «джунглях» по солнцепёку. Также непонятно каждому ли вновь образованному высшему учебному заведению можно будет претендовать на выделение 30 гектаров земли в Кибрайском районе?
Говорю то, что думаю, поэтому всегда молчу…
Порой чиновники совершают действия, которые не поддаются здравому смыслу. Сложно сказать, чего больше в этих действиях – отсутствие логики или лоббирование интересов крупного бизнеса. Но при этом всегда страдают интересы граждан. Почему? Потому что именно они являются конечными потребителями товаров и услуг, именно из их кармана оплачиваются «ошибки» чиновников. При этом чиновники не несут никакой ответственности за принятие таких решений.
Возьмём для примера ситуацию с цементом. За прошедшие месяцы текущего года на биржевом рынке цемента наблюдался значительный рост цен. За январь-июнь 2020 года средняя цена всех марок цемента на бирже выросла с 499 тысяч сумов 792 тысяч сумов за тонну, или на 58,7 процента.
Триггером роста цен явилось постановлением правительства от 23 апреля 2020 года, которым на период с 1 мая по 31 декабря 2020 года вводилось ограничение на экспорт сырья для производства медицинских изделий и импорт цементной продукции на время пандемии коронавируса. Такое решение было принято из-за падения спроса на цемент в результате остановки работы на многих строительных объектах страны, а также для поддержки отечественных производителей.
То есть, чиновники признались, что отечественный цемент не выдерживает конкуренции с импортным цементом (Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, Иран) и, как всегда, поспешили на выручку «отечественным производителям». Следует отметить, что акционерные общества «Кизилкумцемент», «Кувасайцемент», «Бекободцемент» и «Ахангаранцемент» занимают доминирующее положение на отечественном рынке цемента.
Председатель правления ассоциации «Узпромстройматериалы» Ботир Зарипов сообщил, что из-за пандемии коронавируса и приостановки строительства объектов на складах в Узбекистане скопились запасы свыше 1 миллиона тонн цемента и клинкера.
При этом чиновники уже знали о решении Специальной республиканской комиссии о возобновлении с 25 апреля деятельности рынков стройматериалов и работы строительных предприятий и организаций. Можно было сделать расчёты или просто предположить, что в стране образуется дефицит цемента.
И ведь это было сделано. 22 апреля - за день до введения ограничения на импорт цемента - Антимонопольный комитет дал своё заключение по постановлению правительства «О временном ограничении экспорта сырья для производства медицинских изделий и импорта цементной продукции в период пандемии коронавируса».
В пресс-службе АМК заявили, что комитет ещё 22 апреля (за день до введения ограничения на импорт) проанализировал постановление Кабинета Министров «О временном ограничении экспорта сырья для производства медицинских изделий и импорта цементной продукции в период пандемии коронавируса».
Комитет в своём заключении обосновал возникновение дефицита на цементную продукцию и последующий рост цен на неё. Это было неизбежно. Даже руководитель «Узпромстройматериалов» сообщил, что после возобновления работы ряда видов деятельности, включая строительство, 1 миллион тонн цемента, оставшегося на складах, был «сразу же продан».
Спрос на цементную продукцию значительно возрос. Количество покупателей цемента к лету выросло в 2,1 раза. На торгах, состоявшихся 26 июня, участвовало почти 800 предприятий, но цемент удалось приобрести лишь 275 из них (34,4 процента).
Снятие ограничения на импорт цемента было снято правительством 23 мая. Пришлось также воспользоваться административными мерами. С 29 июня Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа (УзРТСБ) – по поручению правительства - ввела лимит на покупку цемента одним покупателем в объёме 114 тонн в день. Создана рабочая группа, в состав которого вошли представители Министерства экономического развития и сокращения бедности, Антимонопольного комитета, Ассоциации «Узпромстройматериалы», Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи и предприятий-продавцов цемента.
А ведь ситуации с ажиотажным спросом на цемент и резким взлётом цен на него можно было избежать. Но допускаю, что именно на такой ажиотаж рассчитывали производители цемента и чиновники.
Не успела решиться проблема с обеспечением цемента, как на те же грабли наступает Республиканская антикризисная комиссия, которая своим решением от 11 мая 2020 года ввела ограничения на импорт отдельных металлических изделий, включая «катанку». Основание – необходимость поддержки деятельности ряда местных производителей в период пандемии. Опять поддержка отечественных производителей! Опять повторение ситуации аналогичной с цементом.
Антимонопольный комитета внёс предложения Министерству инвестиций и внешней торговли и в Кабинет Министров о пересмотре соответствующих пунктов протокола заседания Республиканской антикризисной комиссии от 11 мая 2020 года и о переводе ввозимого катанкового сырья в таможенный режим свободного обращения на территории Республики Узбекистан.
«Поддержка отечественных производителей» сказывается, прежде всего, на местных потребителях и покупателях, на их финансах и кошельках. Почему постоянно вводятся новые правила ввоза товаров из-за границы, импортные таможенные пошлины и акцизный налог на ряд товаров? Неужели наши граждане настолько богаты, что вынуждены переплачивать за отечественные товары? Почему у наших соседей цены на аналогичные товары значительно дешевле?
Обогащение за счёт собственного народа и его обнищания – аморально. Кого государство поддерживает видно из опубликованного в конце мая данных Министерства финансов о доходах и расходах антикризисного фонда. Было потрачено 3,3 триллиона сумов. Из них 1,4 триллиона (42,4 процента всех расходов) было направлено на поддержку крупных отраслей экономики и лишь 294 миллиарда сумов (8,9 процента) – для решения социальных вопросов.
Можно восстановить докризисный объём производства, но если не обеспечить внутренний потребительский спрос, то товары и услуги так и останутся невостребованными. Может быть поэтому и поставлена задача достигнуть в 2020 году объёма экспорта в размере 17,1 миллиарда долларов (в прошлом году этот показатель составил 17,9 миллиарда долларов).
Послесловие, или перечитывая Чехова…
Почему рассказ Антона Чехова «Злоумышленник» так созвучен с нынешним положением? Он показывает, что чиновник и человек разговаривают на «разных» языках, у них абсолютно разные цели, и понимания достичь не удаётся. Следователь в рассказе абсолютно не желает изучить мотивы, которые побудили простого человека совершить преступление.
Когда задержанный рассказывает, что другие мужики используют выкрученные гайки для неводов, которые затем продают господам, то следователь не обращает на эту информацию никакого внимания. Ведь его главная цель подготовить обвинение задержанному: за то, что делают все, каторгу получит он один.
Народ влачит жалкое существование, стремится выжить, а невидящая человека власть прикрывается законами, которые противоречат гуманному отношению к людям. Чехов показывает, что истинными злоумышленниками являются те «хозяева жизни», которые не заботятся об общественном порядке, о социальной справедливости, а удовлетворяют только свои прихоти и желания.
Чеховский юмор всегда грустный. В рассказе «Злоумышленник» эта грусть возникает оттого, что человек необразован, не знает законов, унижен и не может сохранить чувство собственного достоинства. И власти - в лице следователя - выгодно сохранение подобного положения. Ведь такому человеку можно предъявить любое обвинение, и он даже не задумается о защите своих прав, о том, что за него не заступится общество.
«Ни в одной стране нет такого множества чиновников, как в России. И чиновники эти стоят над безгласным народом, как тёмный лес, - простому рабочему человеку никогда не продраться через этот лес, не добиться правды…. Армия чиновников, которые народом не выбраны и не обязаны давать ответ народу, соткала густую паутину, и в этой паутине люди бьются, как мухи» (В. И. Ленин, статья «К деревенской бедноте» (1903 год).
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.