Сегодня, 1 ноября 2022 года, во всех платежных системах Узбекистана перестали функционировать такие сервисы, как оплата на местах, оплата через QR-код и через Телеграм-боты. Об этом на своих официальных страницах в социальных сетях оперативно заявили компании и бренды, оказывающие услуги в первую очередь в сфере ритейла и общепита. Кроме того, в своих мобильных приложениях, посредством push-уведомлений и социальных сетях об этом сообщили платежный системы Payme, CLICK и Apelsin.
Как удалось выяснить редакции, данная ситуация возникла из-за внедрения ГНК новых правил по взаимодействию между онлайн кассовыми аппаратами, платежными организациями и оператором фискальных данных, вступивших в силу с 1 ноября 2022 года.
Если говорить простым языком, теперь при оплате товаров и услуг через платежные организации, они должны формировать и отправлять чек, где будут расписаны все товарные позиции (наименование и количество), к примеру чек в кафе должен содержать количество чашек кофе, круассанов и сэндвичей, что технически невозможно. В связи с чем, платежные организации были вынуждены приостановить оплаты.
Напомним, что фискализация оплат — это одно из действенных решений по сокращению теневого оборота в экономике, а также создания условий для осуществления эффективного общественного контроля в данной сфере. Оплата по QR-коду, к примеру, была запущена в Узбекистане в 2015 году, на несколько лет раньше, чем в России и Казахстане, что стало началом развития онлайн оплат.
Сейчас бизнес, в основном малый и средний, который является основой любой экономики, остался без привычного инструмента оплат, онлайн магазины вынуждены переходить на оплаты наличной валютой, либо проведения платежа посредством пластиковой карты и терминала. Потребители уже обращаются с большим количеством жалоб.
Ранее мы писали об изменениях, вступающих в силу с 1 ноября, в числе которых есть другие нововведения от ГНК.