В проекте новой редакции Конституции вопрос поддержки и развития образования более шире и ясно определяет обязанности государства в этой сфере.
Доктор исторических наук, доцент кафедры «Политология» Университета мировой экономики и дипломатии Ранохон Турсунова отметила, что в статье 41 действующей Конституции Узбекистана, посвященной государственной поддержке образования, предусматривается:
- каждый имеет право на образование;
- государство гарантирует получение бесплатно общего образования;
- школьное дело находится под надзором государства.
В проекте новой редакции Конституции вопрос поддержки и развития образования закрепляется в статье 50 и предусматривает:
- каждый имеет право на образование;
- государство обеспечивает развитие непрерывной системы образования, его различных видов и форм, государственных и негосударственных образовательных организаций;
- государство создает условия для развития дошкольного образования и воспитания;
- государство гарантирует получение бесплатно общего среднего и начального профессионального образования. Общее среднее образование является обязательным;
- дошкольное образование и воспитание, общее среднее образование находятся под надзором государства;
- для детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях обеспечиваются инклюзивное образование и воспитание.
Если сравнить действующую Конституцию и новую редакцию, то очевидно, что в статье, посвященной непрерывному образованию без изменений сохранена только 1 часть, две части частично схожи и 3 части совершенно новые, — отметила Ранохон Турсунова.
Впервые на конституционной основе государство обеспечит развитие различных видов и форм непрерывной системы образования, с целью поддержания государственных, негосударственных, частных образовательных организаций и образовательных организаций на основе государственно-частного партнерства.
За последние годы созданы все условия, приняты законодательные нормы, государством предоставляются субсидии и льготные кредиты.
Так, 30 января 2020 года президент подписал постановление «О мерах по дальнейшему развитию государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования». Документ разработан с целью дальнейшего развития негосударственного сектора услуг ДО, расширения сети дошкольных организаций и укрепления их материально-технической базы, создания благоприятных форм и условий для государственно-частного партнерства в сфере.
В 2023 году в стране построят 1 600 негосударственных и семейных детсадов на основе государственно-частного партнерства, а в 70 микрорайонах появятся 140 мобильных групп «Аклвой».
На сегодняшний день в стране проводится большая работа в системе дошкольного образования. В 2023 году правительство планирует повысить уровень охвата детей 3-7 лет дошкольным образованием до 74,4%, а охват детей 6 лет — до 92%.
Созданные условия со стороны государства для развития дошкольного образования и воспитания и включение данной нормы в основной закон страны станут весомым вкладом в коренном реформировании системы непрерывного образования.
Еще одной новой нормой в статье об образовании стало введение инклюзивного образования. Она станет завершением начатой работы с целью совершенствования системы образования детей с особыми образовательными потребностями и повышения качества предоставляемых им образовательных услуг.
В 2020 году было принято постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями», в котором была сформулирована Концепция развития инклюзивного образования на период 2020-2025 годов. 12 октября 2021 года Кабинет министров принял постановление «Об утверждении нормативно-правовых актов по инклюзивному образованию детей». Закрепление в конституции обеспечения со стороны государства инклюзивным образованием и воспитанием закрепит конституционную основу всех предпринятых мер до настоящего времени.
Закрепление в статье 50 проекта Конституции в новой редакции гарантий по поддержке и развитию различных форм образования, в том числе инклюзивного создаст правовую основу для формирования равных условий развития государственного и частного образования, повышению его качества до уровня мировых стандартов, а также профессионального роста преподавателей и их социальной защите.