Пандемия COVID-19 потрясла все страны мира и стала напоминанием об уязвимости продовольственных систем. В результате пандемии многие люди в Узбекистане потеряли свой источник дохода. Сельское население оказалось в числе тех, кто больше всего пострадал от последствий пандемии. В то время как Узбекистан за последние 20 лет добился значительного прогресса в искоренении голода, COVID-19, к сожалению, замедлил этот прогресс. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО), в 2020 году в Узбекистане резко возросла распространенность отсутствия продовольственной безопасности, затронув в общей сложности 5,6% населения.
«Узбекистан – страна, не имеющая выхода к морю, в том числе через соседние государства и во время пандемии, и сейчас, во время войны в Украине, было доказано, что цепи поставок очень уязвимы, и существует реальная необходимость их укрепления»,
Таким образом, продовольственная безопасность уже давно является приоритетом для Узбекистана. В новой Стратегии развития сельского хозяйства Узбекистана на 2020-2030 годы, разработанной при технической поддержке Европейского Союза, продовольственная безопасность является главным приоритетом. А безопасность пищевых продуктов является важным аспектом второго по значимости приоритета «создание благоприятного агробизнес-климата и цепочки добавленной стоимости». Но зачастую представления о том, что означают эти термины неверны, поэтому важно правильно их определить.
Всемирный продовольственный саммит определил продовольственную безопасность как «наличие у всех людей в любое время физического и экономического доступа к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, отвечающей диетическим потребностям и предпочтениям в еде для активной и здоровой жизни». А по данным ФАО, безопасность пищевых продуктов направлена на то, чтобы продукты питания не содержали веществ, которые могут нанести вред здоровью человека, и поэтому безопасны для употребления. Продовольственная безопасность и безопасность продуктов питания неразрывно связаны. В равной степени эти темы играют важную роль в европейской «Зеленой сделке» ЕС и Целях устойчивого развития ООН, включающих «ликвидацию голода», которая должна быть достигнута во всем мире к 2030 году.
Дорожная карта по обеспечению продовольственной безопасности
Разумеется, продовольственная безопасность является одной из основных целей сотрудничества между Узбекистаном и Европейским Союзом. Например, ЕС предложил техническую помощь в разработке «Стратегии по продовольственной безопасности и питанию и дорожной карты» для Узбекистана в 2020 году.
Адриан Нил, который был в числе тех, кто оказывал техническую помощь в разработке этой стратегии, говорит, что «стимулирование производства определенных продуктов по-прежнему остается основной политикой продовольственной безопасности страны». В то время как «в современных определениях продовольственной безопасности все сводится к доступу к продовольствию, его наличию, приемлемости по цене, стабильности. И это, конечно, может быть как импортное, так и отечественное производство».
«При содействии Программы поддержки сельского хозяйства и повышения знаний (ASK Facility) мы повышаем безопасность пищевых продуктов в Узбекистане путем улучшения правил. Мы обновили проекты закона о национальной продовольственной безопасности и безопасности питания и обсудили шаги, которые будут предприняты для создания более прозрачной системы защиты прав собственности на землю»,
В 2020 году Европейский Союз выделил грант в размере €9,6 млн на проект «Развитие навыков для трудоустройства в сельских регионах Узбекистана», реализуемый ЮНЕСКО в 2020-2024 годах. Проект направлен на повышение уровня жизни в сельской местности за счет улучшения возможностей трудоустройства и наделения женщин и мужчин Узбекистана соответствующими навыками для устойчивого, диверсифицированного и модернизированного сельского хозяйства. Это также укрепит устойчивые источники средств к существованию и продовольственную безопасность в стране.
Безопасная еда для всех
Переходя к безопасности пищевых продуктов, Адриан Нил, который также является руководителем Программы ASK Facility, финансируемой ЕС, объясняет:
«Если вы стремитесь к ориентированному на экспорт росту сельского хозяйства и продовольствия, вам нужна качественная продукция, которая может соответствовать международным стандартам торговли».
Любой продукт, который экспортируется из Узбекистан в другие страны должен соответствовать строгим критериям, таким как максимальные остаточные количества пестицидов и загрязняющих веществ.
А. Нил, который работает в сельскохозяйственном секторе Узбекистана с 2019 года, говорит:
«Система безопасности пищевых продуктов подрывается отсутствием тестирования в стране и возможностей для этого. Но, возможно, что еще более важно, на уровне ферм отсутствуют системы обеспечения качества, которые учат фермеров, какие пестициды использовать, когда их использовать, в каком количестве и многим другим методам ведения сельского хозяйства».
С этой целью Европейский Союз совместно с Министерством сельского хозяйства Узбекистана использует две стратегии: расширение возможностей тестирования в лабораториях и облегчение доступа фермеров к получению информации.
«В первую очередь мы работаем над инвестированием в систему знаний и инноваций в сельском хозяйстве, пытаясь расширить доступ к знаниям и информации касательно того, что требуется для выращивания качественного продукта, пригодного для экспорта. Надеюсь, со временем, по мере развития этих услуг и знаний, фермеры действительно будут понимать потребности, прежде всего, в защите своих внутренних потребителей и, в конечном счете, в доступе к международным рынкам».
Проект Системы знаний и инноваций в сельском хозяйстве (AKIS) финансируется совместно с Европейским Союзом, размер гранта составляет €4,15 млн. Его цель – способствовать инклюзивному переходу к «зеленой» экономике в продовольственном и сельскохозяйственном секторах и внедрению «климатически оптимизированной» системы знаний и инноваций в сельском хозяйстве Узбекистана.
В рамках второй стратегии, Европейский Союз выделил более $5,8 млн на развитие научно-исследовательских институтов и агентств по карантину и защите растений в рамках «Проекта по развитию плодоовощеводства в Республике Узбекистан». Целью этих проектов является модернизация исследовательского потенциала и поддержка услуг в области селекции растений, семеноводства и защиты растений, а также внедрение международных стандартов контроля качества продукции. В последствии, такие исследовательские институты могут проводить биохимический анализ почвы, овощей и фруктов в своих современных лабораториях, оснащенных оборудованием, полученным при финансовом содействии ЕС. Поддержка ЕС также включает в себя финансирование, необходимое для проведения дополнительного обучения сотрудников.
Например, Агентство по карантину и защите растений получило финансовую поддержку от ЕС в рамках проекта по развитию плодоовощеводства. Агентство получает около 500 образцов каждый день, проверяя как импортируемые продовольственные товары на предмет их качества и безопасности, так и продукты, предназначенные для экспорта. Агентство выдает сертификаты, которые позволяют местным производителям продавать свою продукцию за рубеж. На сегодняшний день ЕС выделил финансирование в размере $1,3 млн, обеспечив оснащение лаборатории Агентства современным оборудованием и обучение персонала его использованию.
«Наша лаборатория была оборудована при содействии Европейского Союза. Это значит, что мы можем быстрее и надежнее тестировать продукты питания и гарантировать их безопасность для потребителей»,
Развитие агропродовольственного сектора посредством сотрудничества
Поскольку Узбекистан все еще преодолевает последствия пандемии COVID-19 и стремится к укреплению своих цепочек поставок, продовольственная безопасность важна как никогда. Таким образом, инвестиции в агропродовольственный сектор принесут пользу не только миллионам жителей Узбекистана, работающих в этом секторе, но и остальному населению, которое зависит от доступных, безопасных и экологически чистых продуктов питания.