В связи с распространением коронавируса, который 11 марта был объявлен пандемией, многие страны закрыли свои границы, а крупные компании перевели сотрудников на удаленный режим работы. Такие обстоятельства внесли серьезные коррективы в сферу бизнеса.
Аналитики Oxford Economics подсчитали, что в 2020 году мировая экономика потеряет порядка $1 трлн в связи с сокращением туристской активности, резкого нарушения поставок и замедления инвестиций. Также отмечается, что удаленный тип работы скажется на производительности и эффективности труда. Такие крупнейшие IT-компании, как Facebook, Amazon, Alibaba, Twitter, Slack и Microsoft уже перевели своих сотрудников на удаленный режим работы, этому же примеру последовал и директор корпорации Apple, разрешивший работать из дома тем, кто живет в регионе с повышенным риском заражения коронавирусом.
С 23 марта предприятия в Ташкенте перевели своих сотрудников на дистанционную работу из-за карантина.
Может ли пандемия коронавируса положительно сказаться на развитии IT-технологий Узбекистана?
Ситуация с коронавирусом способствует тому, что многие образовательные учреждения переходят в онлайн. Причём многие вузы, учебные центры стали предоставлять бесплатные онлайн-курсы. Думаю, что и в Узбекистане стоит ожидать роста онлайн-сервисов. Люди станут пробовать делать онлайн-покупки, заказывать доставку еды и продуктов, тестировать онлайн образовательные программы. Всё это должно положительно повлиять на развитие сфер, связанных с интернетом.
В Сети достаточно много наглядных примеров, объясняющих важность социального дистанцирования. Радует, что правительство ответственно и последовательно взялось за борьбу с распространением коронавируса в Узбекистане. Как показал пример других стран, карантин – это необходимое условие для предотвращения массового распространения вируса. Это особенно актуально в условиях высокой плотности населения и социальных особенностей нашего народа (массовые мероприятия, общительность, особенности приветствия и т. п.). В этом плане хорошо, что проводится разъяснение, дается много разной доступной информации о важности социального дистанцирования как в новостных каналах, так и в интернете. Радует, что много людей на своём личном примере показывают, как надо себя вести, и делятся этим с другими людьми в социальных сетях.
Как сейчас будет развиваться онлайн-рынок?
Онлайн-рынок – это само по себе одно из самых развивающихся направлений. Причём это не только интернет-торговля и различные интернет-сервисы, это ещё и активно растущая сфера онлайн-образования. В России, например, объём рынка EdTech растёт на 20—25% в год. Мне кажется, что в 2020 году рост будет намного больше.
Улучшится ли качество работы, если Узбекистан продолжит внедрять систему удаленной работы?
Ситуация, когда многие вынуждены работать удалённо, это необходимость, вызванная вспышкой короновируса. Не в каждой деятельности можно эффективно работать удалённо, а в некоторых случаях, например на производстве, работа без участия людей вообще может быть затруднена. Интернет, конечно, хорошо помогает в коммуникациях и работе, но всё-таки живое общение лицом к лицу эффективнее и приятнее. Человек – социальное существо, и большинству людей может быть сложно длительное время жить в условиях карантина. Будем надеяться, что общими усилиями мы сможем быстрее победить вспышку короновируса и вернуться к обычному укладу жизни.
Сложно сказать, что активное внедрение удаленной работы может прямо улучшить качество работы. Но, думаю, что многие люди смогут освоить новые программы, получить навыки, знания и полезный опыт удаленной работы.
Может ли благодаря пандемии улучшиться качество интернета в Узбекистане?
Мне сложно оценивать, изменилось ли качество интернета в Узбекистане. Предполагаю, что трафик будет расти, так как много людей будут работать из дома через интернет, смотреть медиаконтент или просто проводить время в интернете. Интернет-провайдерам, Узбектелекому нужно будет приложить усилия для обеспечения спроса на интернет. Поэтому вполне вероятно, что текущая ситуация будет способствовать росту интернета.
Как скажется на экономике Узбекистана формат удаленной работы?
Как я уже говорил, переход на удаленную работу – мера вынужденная. Сложно оценивать отдельно влияние смены формата работы на экономику, ведь временно закрыты многие учреждения, многие люди отправлены в отпуск. Ситуация кризисная, и чем быстрее удастся пройти этот этап, тем лучше. Самое главное, чтобы не пострадали люди, оказавшиеся в сложной ситуации. Вообще, кризис, даже если краткосрочно это убытки и спад, может привести потом к хорошему росту. Он помогает выявлять сильные стороны, проявлять изобретательность, учиться новому, находить решения, объединяться для борьбы с общей проблемой. Это хорошая школа как для государственных структур, которые сейчас проявляют себя с лучшей стороны, принимая ответственные и правильные меры, как для бизнеса, так и для всех людей. От всех нас зависит то, как быстро мы сможем справиться с кризисом и улучшить ситуацию.
Может ли пандемия стать причиной развития новых технологий в Узбекистане?
В кризисных ситуациях могут появляться новые нестандартные решения. Обычно высокотехнологичные решения не появляются быстро, а в текущей ситуации время – один из самых важных факторов. Будут развиваться сферы, связанные с употреблением возникших потребностей, например, производство масок (тем более что было отменено лицензирование производства и продажи масок), антисептических средств, сервисы доставки, онлайн-образование и т. п. Вполне возможно, что могут появиться новые сервисы и приложения в этих сферах.
Подготовила: Алина Шарафутдинова
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.