Фото: Repost.uz
Эксперты провели оценку услуг высшего образования и определили факторы формирования образовательного хаба в Узбекистане, а также основные наблюдаемые проблемы в сфере. Данные приводит Институт прогнозирования и макроэкономических исследований.
Согласно информации, добавленная стоимость услуг образования в сфере услуг достигает 15%. При этом доля высшего образования в общем объёме образовательных услуг равняется 54%.
Эксперты отмечают, что Узбекистан не полностью использует потенциал в привлечении в свои ВУЗы студентов из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, ближнего зарубежья.
Среди конкурентноспособных факторов выделяют:
- безопасность;
- благоприятный климат;
- ценовая конкурентоспособность по ряду направлений, включая медицину;
- отсутствие необходимости оформления визы;
- высокий уровень человеческого капитала.
Однако, присутствуют и сдерживающие факторы, требующие устранения. В их числе:
- неразвитость инфраструктуры дистанционного образования;
- качество образования и конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава ВУЗов;
- относительно невысокая доля профессорско-преподавательского состава с научной степенью;
- отсутствие четко выраженной интеграции ВУЗов и бизнеса;
- небольшая доля специальностей с обучением на английском языке;
- инфраструктура организации отдыха и досуга не соотвествуют потребностям иностранных студентов.
Узбекистан также имеет потенциал и может рассчитывать на привлечение в свои ВУЗы студентов прежде всего из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, ближнего зарубежья. Однако, в стране в течение последнего десятилетия ежегодно численность обучающихся в университетах Узбекистана иностранных студентов не превышала 800 человек.
Привлечение иностранных студентов может принести стране дополнительный доход, при условии фундаментальной роли в реструктуризации экономики посредством создания благоприятной среды: привлечения «лучших университетов» со всемирно признанными профессорами, — считают эксперты.
Создание образовательного хаба будет способствовать повышению концентрации высококвалифицированных специалистов в едином региональном центре, значительному росту объёма образовательных услуг, оказанных учреждениями образования.
При этом повышение конкурентоспособности подготавливаемых кадров, востребованных на мировом рынке труда, увеличение охвата высшим образованием, рост интеграции науки и производства среди стран Центральной Азии расширят возможности вклада высшего образования в экономическое развитие.