Ситуация в электроэнергетическом секторе Узбекистана описывается несколькими «слоями».
Слой 1. Технико-экономические проблемы
Они очевидны сегодня уже для всех:
— изношенная и устаревшая инфраструктура, как производственная, так и инфраструктура доставки электроэнергии. Как следствия: а) низкая энергоэффективность, б) периодически возникающие «энергетические кризисы» (обычные и привычные для регионов, но дошедшие в последние время и до Ташкента), в) огромные экологические проблемы (вредные выбросы от теплоэлектростанций, на которые приходится подавляющая часть производимой электроэнергии);
— экономическая неэффективность предприятий сектора, Как следствие прежде всего высоких издержек производства. Экономическая неэффективность обусловлена устаревшей технологической базой и институциональными причинами, о которых ниже.
Слой 2. Политика по решению указанных выше проблем
Центральные, отраслевые и местные власти, а также международные финансовые организации уже несколько десятилетий пытаются решить описанные выше технико-экономические проблемы следующими инструментами:
— государственные и полугосударственные инвестиции в отрасль, в том числе под кредиты международных организаций – они нацелены прежде всего на технологическую модернизацию отрасли;
— рост тарифов на электроэнергию (когда это удается) и высокие тарифы для бизнеса;
— субсидии энергетическому сектору.
Я не видел оценок местными специалистами размеров субсидий сектору. Среди оценок международных специалистов есть цифры от 6,5 до 19% от ВВП. Даже 6,5% ВВП – цифра фантастическая.
То есть политика направлена на «залатывание» постоянно возникающих «дыр» и покрытие огромных издержек экономически неэффективного сектора.
По сути, огромные деньги вбухиваются в «черную дыру». Они не решают накопившиеся проблемы, а замораживают их. Огромные расходы идут на поддержание неэффективности и коррупции.
Почему? Потому что ключевые проблемы – не технологические, а институциональные. И тут мы подходим к самому главному «слою».
Слой 3. Институциональный уровень (правила игры, по которым работает сектор)
Главные проблемы как раз здесь. Система управления отраслью сохранилась почти нетронутой с советских времен. Это один из самых нереформированных секторов нашей экономики. Всем рулят чиновники. А есть ли у чиновников стимулы снижать издержки и повышать энергоэффективность? Нет! Они от этого ничего полезного для себя не получат. Только сокращения бюджетных субсидий. А зачем им это нужно?
В рыночной экономике эффективность и снижение издержек определяется двумя силами – частным интересом и конкуренцией. Частный предприниматель заинтересован в сокращении издержек и росте производства, так как, чем ниже издержки и больше производство, тем больше прибыль. А конкуренция заставляет его вместе с издержками снижать и цену на свои товары и услуги. Все просто и действенно.
Соответственно, чтобы решить указанные выше проблемы, создать эффективный энергетический сектор нужны кардинальные, системные реформы.
Там, где можно сформировать жесткую конкурентную среду (генерация, розничные продажи электроэнергии), там нужны приватизация, свободный рынок электроэнергии, правила, поддерживающие равный доступ к электросети всех участников рынка. Учитывая, что мы имеем единую сеть передачи электроэнергии, электростанции могут вполне конкурировать друг с другом, как это имеет место в тех странах, где реформы были проведены.
Создать и поддерживать необходимые правила игры – задача государства. Если такие правила будут созданы, то в сектор придут частные инвесторы, которые внедрят современные технологии, расширят мощности по генерации электроэнергии, сократят издержки производства и доставки.
Конкуренции будет способствовать и то обстоятельство, в что в Единую энергетическую сеть центральноазиатского региона входит большое количество зарубежных производителей (из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана), которые смогут предлагать на рынке энергию по низким ценам.
Там же где конкуренция невозможна (естественная монополия), а это прежде всего сеть передачи электроэнергии, необходимо модернизировать систему управления и внедрить практику государственно-частного партнерства, чтобы задействовать частный интерес и частные инвестиции для технологической модернизации инфраструктуры и повышения эффективности.
Для реализации институциональной реформы необходимы тщательный анализ ситуации в секторе, разработка и реализация детальной программы реформ. Возможное повышение тарифов должно быть частью этого процесса, а не самостоятельной и самодостаточной политикой. Повышение тарифов вне контекста реформ – это та самая старая политика на сохранение неэффективной системы управления.
Слой 4. Социальные аспекты проведения реформы
Если либерализовать цены на электроэнергию и прекратить (или сократить масштабы) субсидирования сектора, то тарифы для населения и экономики неизбежно подскочат, так как издержки производства очень высоки. Частный интерес и конкуренция снизят издержки и цены лишь со временем. Поэтому в переходный период государство должно поддержать социально уязвимые слои через субсидии. Вернее, перенаправить субсидии с финансирования неэффективных производителей на поддержку уязвимых слоев. Это должны быть адресные субсидии.
В настоящее же время субсидии не только поддерживают неэффективность и коррупцию, но социально несправедливы, так как выгоду от них получают прежде всего те, кто тратит много электроэнергии, то есть более богатые. Получается, что бедные субсидируют богатых.
Таким образом, выход из сложившейся ситуации – в комплексных, системных реформах, нацеленных на внедрение рыночных механизмов и жесткой конкуренции, а не в «вбухивании» новых государственных инвестиций и повышении тарифов.
Статья подготовлена на основе выступления на конференции Reforms in energy sector: Challenges, priorities and prospects 25 июля 2023 г.