Фото: ЦЭИР
Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) запустил пилотный проект по сокращения бедности, поддержке малообеспеченных и нуждающихся слоев населения. Об Repost сообщили в пресс-службе центра.
Апробация нового проекта по сокращению бедности проходит в Букинском и Чиназском районах Ташкентской области и рассчитана на период с октября по ноябрь текущего года.
Новый механизм основан на методике Нобелевских лауреатов 2019 года Абхиджита Банерджи, Эстер Дюфло и Майкла Кремера, которая оценивает эффективность борьбы с бедностью с помощью полевых исследований.
Пилотный проект реализуется в целях более глубокого изучения состояния малообеспеченных и нуждающихся слоев населения для дальнейшего принятия комплексных мер по сокращению бедности.
Бедность отдельно взятой семьи определяется большим количеством факторов. В их числе уровень доходов, доступность образования, продуктов питания и здравоохранения, транспортная инфраструктура, планирование семьи, занятость, санитария и др. В связи с этим подходы к разработке мер по снижению бедности, и сами меры разрабатываются исходя из конкретных условий на местах, а их эффективность доказывается практическим применением и полученными результатами.
В ходе полевых исследований проведено обследование уровня доходов домохозяйств, количества занятых в неформальных секторах экономики. Рабочей группой* проведен опрос 1152 домохозяйств во всех 96 махаллях Букинского и Чиназского районов Ташкентской области на основе специально подготовленной анкеты «Изучение и оценка уровня жизни населения», которая состоит из 16 разделов и включает структуру домохозяйства, условия, доходы и расходы, вопросы здоровья, продовольственные пайки и вопросы кредитования.
По итогам пилотного проекта разработана «Дорожная карта» по борьбе с бедностью, поддержке малообеспеченных и нуждающихся слоев населения в разрезе регионов.
На следующим этапе реализации пилотного проекта были выявлены системные пробелы развития, усугубляющие положение нуждающихся семей.
Пилотный проект реализуется в целях более глубокого изучения состояния малообеспеченных и нуждающихся слоев населения для дальнейшего принятия комплексных мер по сокращению бедности.
Бедность отдельно взятой семьи определяется большим количеством факторов. В их числе уровень доходов, доступность образования, продуктов питания и здравоохранения, транспортная инфраструктура, планирование семьи, занятость, санитария и др. В связи с этим подходы к разработке мер по снижению бедности, и сами меры разрабатываются исходя из конкретных условий на местах, а их эффективность доказывается практическим применением и полученными результатами.
В ходе полевых исследований проведено обследование уровня доходов домохозяйств, количества занятых в неформальных секторах экономики. Рабочей группой* проведен опрос 1152 домохозяйств во всех 96 махаллях Букинского и Чиназского районов Ташкентской области на основе специально подготовленной анкеты «Изучение и оценка уровня жизни населения», которая состоит из 16 разделов и включает структуру домохозяйства, условия, доходы и расходы, вопросы здоровья, продовольственные пайки и вопросы кредитования.
По итогам пилотного проекта разработана «Дорожная карта» по борьбе с бедностью, поддержке малообеспеченных и нуждающихся слоев населения в разрезе регионов.
На следующим этапе реализации пилотного проекта были выявлены системные проблы развития, усугубляющие положение нуждающихся семей.
Создание базы данных (определение состояния бедных семей по уровню здравоохранеия, образования, цифровизации и тд.)
В рамках данного этапа проведены расчет и утверждение индивидуального размера социальной поддержки. На данном этапе, созданная база данных характеристик бедных семей, поможет сформировать научно-практические предложения для борьбы с бедностью.
Выявленные проблемы:
Социальная помощь
На местах недостаточно четко соблюдаются критерии определения бедных для их включения в реест «Железная тетрадь», для оказания сответствующей социальной помощи. Было выявлено, что в «Железной тетради» числятся 20-30% семей, которые по существующему уровню достатка не относятся к категории бедных.
«Положением о порядке предоставления и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям» не учитывается ряд важных моментов. В частности, не учитывается, что в одном домохозяйстве могут проживать 2 или 3 малообеспеченных семьи, доходы и расходы которых не учитываются отдельно для каждой семьи при определении пенсий и социальной помощи.
При определении размера материальной помощи не полностью учитываются их средние расходы (лекарства, здравоохранение, питание, образование детей). Не учитывается количество хронических больных в семье и расходы на сопутствующие препараты.
Питание
По результатам обследования членов малообеспеченных домохозяйств Букинского района было установлено, что количество потребляемых калорий в день составила 2382 ккал. Стоимость килокалории в сутки составила 9 091 сум (281 829 сум в месяц). При этом минимальная цена килокалории, рассчитанная ЦЭИР, составляет 9500 сумов.
Образование
Наблюдается низкий уровень охвата дошкольным образованием детей из малообеспеченных семьях (Букинский район - 34%, Чиназский - 56%), а многие сельские населенные пункты не имеют дошкольных образовательных учреждений (28 в Букинском районе и 35 в Чиназском районе). Наблюдается нехватка учителей математики, информатики, истории, естествознания, иностранных и русского языков.
Здравоохранение
Проблемы с открытием медицинских карт в «семейных поликлиниках» и «сельских врачебных кабинетах» препятствует раннему началу лечебного процесса. В районных медицинских учреждения ощущается нехватка педиаторов, радиологов, кардиологов, нефрологов, реаниматологов, гинекологов и терапевтов, а также современного медицинского оборудования.
Поддержка предпринимательства
Доля участников госпрограммы «Каждая семья - предприниматель» (Букинский район - 14%, Чиназский - 28%) среди малообеспеченных семей, внесенных в реестр «Железная тетрадь», не увеличивается, несмотря на предоставляемые льготные кредиты. Соискатели кредита не обладают достаточными навыками, в то время как другие не имеют достаточного количества земли или других возможностей.
Первые выводы
Из проведенного полевого исследования, выявившего конкретные наиболее острые проблемы малообеспеченных людей на местах, вытекают и соответствующие меры правительственной политики, направленные на сокращение бедности и улучшение жизни людей.
Будут разработаны более четкие и ясные критерии включения и исключения из списков «Железной тетради» имеющих право на социальную помощь со стороны государства, увеличен охват детей из малообеспеченных семей дошкольным образованием, разработаны меры по повышению качества медицинских услуг. Дети из малооббеспеченных семей будут обеспечиваться витаминными препаратами, будет поводиться мониторинг развития (веса и роста) детей в возрасте до 14 лет.
В области поддержки предпринимательства необходимо будет увеличить долю участников госпрограммы «Каждая семья - предприниматель» из семей, включенных в реест «Железная тетрадь»; стимулировать предпринимательскую активность в сферах «социальное предпринимательство», «инклюзивное предпринимательство» для сельского хозяйства, а также принять меры по повышению ветеринарной и агрономической грамотности фермеров.
Как показывают первые результаты проведенного обследования и выводы сделанные на его основе о необходимости корректировки мер по борьбе с бедностью на местах, новый подход в этом направлении является весьма эффективным и позволит более успешно решать проблемы малообеспеченного населения в стране.
Почему ЦЭИР?
В период пандемии обострилась проблема бедности. В данной связи особый характер приобрела начатая еще в прошлом году работа по формированию эффективной политики по сокращению бедности, к которой был привлечен и ЦЭИР. Центром совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности разработан проект Концепции сокращения бедности в Узбекистане, а также подавались многочисленные предложения по сохранению доходов населения, поддержанию спроса, совершенствованию адресных мер помощи.
ЦЭИР вовлечен в деятельность по формированию эффективного фундамента для кардинального сокращения бедности в стране, что включает разработку методологии и внедрение лучших мировых практик в области оценки и классификации бедности, выявления нуждающихся и совершенствования механизмов адресных мер поддержки. Согласно Плану практических действий на 2020-2021 годы по восстановлению экономического роста и продолжению структурных изменений в Узбекистане (ПКМ №526 от 29.08.2020 г.), на ЦЭИР, совместно с другими ведомствами, возложена задача по разработке Стратегии сокращения бедности в Узбекистане до 2030 года.
*В состав рабочей группы вошли представители Минэкономразвития и сокращения бедности, Министерства финансов, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования, Министерства дошкольного образования, Министерства здравоохранения, Министерства строительства, Министерства инвестиций и внешней торговли, Мининфокома, Министерства жилищно-коммунального обслуживания, Министерства инновационного развития, Министерства сельского хозяйства, Министерства водного хозяйства, Минэнерго, Министерства по поддержке махалли и семьи, Торгово-промышленной палаты и др.
Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.