Издание Finance Inquirer со ссылкой на результаты международного исследования RGCA и данные UNICEF, Всемирного банка и ОЭСР опубликовало топ-10 стран мира с наилучшей динамикой охвата детей дошкольным образованием. Первую строчку в глобальном рейтинге занял Узбекистан.
Отчет включает в себя обзор долгосрочных трендов в сфере дошкольного образования, затрагивая временной промежуток с 2018 по 2020 годы. Согласно данным, приведенным в статье, ситуация с дошкольным образованием в большинстве регионов либо стагнирует, либо перешла в зону отрицательного роста при том, что ряд стран характеризуется впечатляющим ростом. Самым ярким примером является Узбекистан, где динамика роста охвата детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным образованием составила 59% в рассматриваемый период.
«Такая высокая оценка работы нашей команды на глобальном уровне не может не радовать в преддверии Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста. Символично то, что впервые мероприятие UNESCO такого уровня пройдет в Ташкенте. Могу сказать, что цифры, приведенные в исследовании, далеко не случайны: то внимание, которое уделяется руководством страны с 2017 года развитию дошкольного образования, привело к осязаемым результатам даже с учетом непростой для всех фазы пандемийных локдаунов. Я уверена, что нам удастся сохранить высокие темпы роста и в обозримом будущем выйти на уровень лидирующих стран мира не только в динамике роста, но и в абсолютных величинах»,
Большинство стран, включенных в исследование RGCA, вкладывают значительные средства в программы дошкольного образования, при этом расходы на программы субсидируются за счет государственного финансирования – в среднем около 69% общих расходов на дошкольные учреждения.
«На фоне тревожных глобальных трендов 2020 года, когда ведущие страны продемонстрировали двузначное падение охвата дошкольным образованием, ряд стран, напротив, характеризовался впечатляющим ростом. Лидер мирового рейтинга Узбекистан, к примеру, увеличил данный показатель на 59% за счет роста государственных расходов, либерализации сектора и внедрения инновационных мобильных детских садов для труднодоступных населенных пунктов. Очевидно, что данные так или иначе коррелируют с успешным прохождением острого этапа пандемии весной-летом 2020 года: ряд стран использовал локдауны для модернизации и переоснащения дошкольных образовательных учреждений, в то время как другие перенаправили бюджетные потоки в другие направления. При этом линия разграничения вовсе не проходит по критерию членства в ОЭСР: та же Финляндия вновь подтвердила устойчивость своей знаменитой образовательной системы, прибавив 7%»,
В десятку лучших стран помимо Узбекистана вошли Таджикистан (+33%), Беларусь (+7%), Финляндия (+7%), Казахстан (+4%), Литва (+4%), Турция (+4%), Швейцария (+2%), Польша (+2%) и Азербайджан (+1%). В более чем половине стран рейтинга наблюдается снижение охвата детей дошкольным образованием в 2018-2020 гг.