28 декабря 2018 года президент Шавкат Мирзиёев в послании парламенту заявил о необходимости повышения уровня урбанизации в стране до 60% к 2030 году. «Если не заняться этим вопросом, но наши кишлаки совсем придут в упадок», — подчеркнул глава государства.
10 января 2019 года был принят указ президента «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации», который предусматривает активизацию процессов урбанизации на основе реализации принципиально новой жилищной политики, закрепление права собственности на земельные участки для физических и юридических лиц под жилыми, нежилыми зданиями и строениями, создание условий для свободного перемещения населения из сельской местности в города и обеспечение повышения благосостояния населения крупных городов.
Техногенная трансформация
Урбанизация (от лат. urbanus – городской) имеет несколько смысловых значений. В узком смысле слова – это процесс увеличения количества городов и городского населения. В широком – повышение миграции населения из сельской местности в городскую, роли городов, городских культуры и отношений в развитии общества, увеличение численности городского населения по сравнению с сельским, распространение сформировавшихся в городах образцов культуры, морали и поведения за пределы городов. Более того, урбанизация тесно связана со многими политическими процессами в государстве.
Возникновение и развитие городов – это закономерный и объективный процесс. Можно сказать, что наличие городов является важнейшим признаком государства.
Если проследить исторические данные, то можно заметить связь между ростом и упадком древних городов с расцветом и гибелью древних цивилизаций.
Существует несколько причин, которые способствуют развитию урбанизации. Прежде всего, это индустриализация, то есть переход к экономике, которая базируется на развитии промышленности. Промышленные предприятия возникали в городах и требовали все больше рабочей силы. И этот приток рабочих обеспечивало село: механизация сельского хозяйства и развитие агрохимии привело к тому, что для возделывания и обработки сельскохозяйственных культур, выращивания животных и птиц требовалось все меньше работников.
Вторая причина – это развитие торговли. Уход от натурального хозяйства в товарное производство привело к тому, что торговля стала стимулировать развитие городов. Город, как центр экономической и социальной жизни, способствовал повышению уровня жизни горожан, развитию образования и культуры. Так города стали предоставлять жителям лучшие условия для проживания, образования, медицинского обслуживания, проведения досуга. Поэтому модернизация и изменение образа жизни – это следующая причина роста городов.
Города – точки роста экономики
О росте городов можно судить даже не заглядывая в статистические данные. Каждый из нас видит множество объектов строительства ежедневно. И такая ситуация не только в Ташкенте – во всем мире.
Большая часть современной экономической деятельности сосредоточена в сфере услуг, промышленности, строительстве. А это означает, что растет и уровень урбанизации.
Как росчерком пера увеличить городское население на 4 млн человек?
На 1 января 2019 года численность проживающих в городах достигла 16,8 млн человек или 50,5% всего населения республики.
«А что произошло в 2009 году? - спросит внимательный читатель. – Почему доля городских жителей увеличилась почти на 16%?» Это очень занимательный факт, который показывает, как можно провести «фокус-покус» в данных размещения населения и сделать мгновенный рывок из страны с преимущественно сельским населением в урбанизированное государство.
2009 год был объявлен «Годом развития и благосостояния села». Постановлением правительства от 13 марта 2009 года «О дополнительных мерах по совершенствованию административно-территориального устройства населенных пунктов Республики Узбекистан» был утвержден перечень сельских населенных пунктов, отнесенных к категории городских поселков решениями Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и областных Кенгашей народных депутатов.
В одночасье 965 сельских населенных пунктов стали городскими поселками, а их жители – свыше 4 млн человек - из сельчан превратились в горожан.
Созданные административным решением, большинство малых городов и городских поселений не отвечают критериям города. И, прежде всего, по доли населения занятого несельскохозяйственным трудом.
Беспросветная стабильность
Жители таких «городских пунктов», продолжают заниматься в основном сельскохозяйственными работами и ведут сельский образ жизни. Для этих категорий поселений характерными являются изношенность объектов производственной и социальной инфраструктур, неудовлетворительное состояние транспортной коммуникации и сферы услуг, нехватка финансовых средств и квалифицированных кадров, а также высокий уровень безработицы.
В малых городах и городских поселках проживает около 9 млн человек и их «городская» жизнь мало отличается от той, которую ведут жители сельской местности. Так же как и на селе, отсутствие работы вынуждает городских жителей искать работу или за рубежом, или в крупных или больших городах. Очень часто эта работа носит неформальный характер.
По данным исследования Республиканского научного центра занятости населения и охраны труда при Министерстве занятости и трудовых отношений Узбекистана, проведенного в октябре 2018 года, 59,3% работников от общего количества занятых в стране встроены в неформальный сектор.
Из занятых в экономике республики 13,3 млн человек 7,9 млн работают неформально, а 2,4 млн человек - выехали на работу за пределы республики.
Среди молодежи 18 - 24 лет неформально занятые составляют 32,2% и в отличии от других возрастных групп, более половины задействованы на разовых, сезонных и временных работах. Регулярную зарплату имеют 27,5% молодежи до 25 лет, 35,2% людей возрастом 25 - 35 лет и 44,7% - от 35 лет и старше. Это результат высокого прироста населения и недостаточного развития предпринимательства и деловой среды.
Всю молодежь в Узбекистане невозможно обеспечить рабочими местами. Такое признание сделал министр занятости и трудовых отношений Шерзод Кудбиев во время участия в глобальной неделе предпринимательства. По его словам, ежегодно на рынке труда появляются 700 тысяч молодых людей, и их всех обеспечить работой невозможно.
«Увидеть Париж и умереть!» Нет. Лучше увидеть Ташкент и прописаться...
Стремление жителей республики обосноваться в столице вполне понятно: достаточно выехать за кольцевую дорогу столицы на километров десять.
Поэтому в новейшей истории в Ташкенте почти всегда соблюдался запретительный режим прописки. В 1999 году были созданы Специальные комиссии по вопросам прописки в городе Ташкенте, а чуть позже аналогичные комиссии образовались и в столичной области.
Но насколько отвечает этот запрет действующему законодательству? Ограничительные меры по получению столичной прописки противоречат статье 18 Конституции:
«Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения».
Нынешнее руководство страны понимает это. Указом президента от 22 января 2018 года № УП-5308 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» была предусмотрена отмена ограничений, связанных с пропиской, при получении паспорта, обучении, трудоустройстве и реализации других конституционных прав граждан.
Уже в феврале 2018 года Министерство юстиции подготовило свои предложения по пункту 56 Государственной программы, а именно по отмене ограничений при устройстве на работу и покупке недвижимости в столичном регионе для иногородних.
Но этот пункт Программы так и не был полностью выполнен: были сняты ограничения по приему на работу в столице граждан, не имеющих столичной прописки, а также постановлением Кабинета Министров от 22 октября 2018 года № 845 было разрешено приобретать физическим лицам, не имеющим постоянной прописки в столичном регионе, недвижимое имущество исключительно в новостройках города Ташкента и Ташкентской области. Но остались ограничения на прописку и покупку жилья на вторичном рынке.
Запрет на приобретение жилья на вторичном рынке столичного региона противоречит статье 54 Конституции («Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом») и закону «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» (статья 4: «Собственник по своему усмотрению и в своих интересах владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом).
Возможно, что вопросы снятия ограничений на прописку в Ташкенте и свободного приобретения жилья на вторичном рынке решатся в ходе выполнения указа президента от 10 января 2019 года «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации», которым предусматривается создание условий для свободного перемещения населения из сельской местности в города.
«Понаехали!», или приведет ли урбанизация цивилизацию к деградации?..
Ташкентцы восприняли это указ неоднозначно. Что значит «свободное перемещение населения из сельской местности в города»? Это же угроза столичной цивилизации.
Да, такое имеет место быть…
Так что, навсегда закрыть двери столицы для провинциалов? Но чем отличается гражданин с областной пропиской от гражданина с ташкентской? До каких пор мы будем делить наших людей на столичных и провинциалов?
Заметил, что наиболее враждебно относятся к иногородним те, кто сам не является коренным ташкентцем. Давайте будем откровенны. Начало либерализации института прописки положено: гражданам Узбекистана разрешено приобретать жилье в новостройках Ташкента и получать после регистрации права собственности постоянную прописку. То, что прописка в столичном регионе будет открыта, у меня не вызывает сомнения.
Ограничение в прописке лишь способствует сохранению коррупционных и мошеннических схем в целях получения ташкентской прописки и крайне негативно сказывается на имидже государства. Это забавно, когда существует постоянно обновляемый список государственных органов и компаний, руководители которых имеют право ходатайствовать о получении своими сотрудниками постоянной прописки в Ташкенте и Ташкентской области.
Не вина, а беда, провинциалов в том, что зачастую они отрезаны от благ цивилизации, от нормального образования, от культурных мероприятий, от достойного медицинского обеспечения и, главное, от трудовой деятельности с достойной оплатой.
В чем они виноваты? В том, что родились не в столице, что не ходили в детский сад, что дорога в школу занимает час, что с раннего детства помогают на участке и на поле, что не могут работать (потому что работы просто нет), а полученные знания не дают возможности поступить в высшие учебные заведения…
Не задумывались, почему у нас такие спортивные достижения?
Да потому, что спорт – это, пожалуй, единственно оставшийся у нас «социальный лифт».
Это понимают и родители, живущие в сельской местности, и их дети. Поэтому ребята в областях так стараются попасть в детско-юношеские спортивные школы, специализированные ДЮСШ, спортивные образовательные учреждения, спортивные школы и специализированные школы-интернаты олимпийского резерва. Это возможность вырваться из провинциальной жизни, добиться материального достатка и сделать успешную карьеру.
«Урбанизация ПРИБЫЛЬНА!»
«Урбанизация ПРИБЫЛЬНА! Урбанизация не убыточна. Урбанизировать значит повышать доходность участка. Урбанизировать не значит обесценивать землю», - это цитата культового французского архитектора Ле Корбюзье из книги «Архитектура XX века».
По словам заместителя директора Института прогнозирования и макроэкономических исследований Турсуна Ахмедова:
«Результаты проведенных научных исследований подтвердили, что повышение уровня урбанизации на 1% обеспечило рост валового внутреннего продукта на душу населения в Китае на 10%, в Индии – на 13%».
Кроме того, само строительство довольно выгодный бизнес. Именно поэтому в республике наблюдается настоящий строительный бум. Особенно это заметно в столице, где возводятся Tashkent City иOlmazor City, планируется строительство Hi-TechCity (ранее - DeltaCity), Yunusabad Business City, Mirzo-Ulugbek Business City, как грибы после дождя растут новые жилые комплексы и микрорайоны.
В конце февраля этого года появилась информация о том, что в Ташкенте планируется полностью реконструировать дорогу Фаргона йули. Замечательное решение! Но оно почему-то связывает обновление дороги со строительством новых жилых застроек, парков, современных бизнес-офисов, гостиниц, гипермаркетов, развлекательных центров и социальных учреждений. Работы планируется провести в три этапа на площади 227,5 гектара вдоль улицы Фаргона йули.
А в начале марта 2019 года было обнародовано решение провести реконструкцию района вдоль северной части улицы Нурафшон. В рамках проекта будут построены современные жилые дома, бизнес-центры, гостиницы, супермаркеты, различные магазины и торговые центры, а также социальные учреждения. Площадь участка, который затронут работы, составит 338 гектаров.
Похоже, что городская власть извлекла уроки из недовольства горожан планами по созданию Mirzo-UlugbekBusinessCityи сносу зданий в результате осуществления этого проекта.
Теперь создание сити завуалировано либо идеей реконструкции автомагистрали (дороги Фаргона йули или условно «Fayziobod-City»), либо их обновлением (северная часть улицы Нурафшон или условно «Qorasaroy-City»).
Для чего проводятся регулярные информационные вбросы о проектах возведения все новых и новых сити? Зачем распространяется информация (месседжи) о планируемом новом строительстве, а затем следует ее опровержение, что это лишь концепция? Почему хокимият информирует о том, что 10 марта 2019 года премьер-министр и хоким Ташкента облетали столицу на вертолете? Просто так ведутся гибридные войны, целью которой в нашем случае, может быть, подготовка общественного мнения к неизбежному сносу зданий, к тому, что это фатум и что сопротивление бессмысленно и бесполезно…
Когда парки меняют на парковки…
Хорошо, построят все эти сити, которые состоят из высотных зданий, в основном жилых. Дальше что? А дальше нужно будет продать все созданные помещения. Что будет с жилыми помещениями и найдут ли они своего покупателя? Да, при старте продаж жилья в Dream City, расположенного на территории МДЦ Tashkent City, наблюдался даже ажиотажный спрос, который позже спал. В Olmazor City в реализации будущего жилья не наблюдается особого оживления, даже, несмотря на то, что лицом этого сити стал брутальный турецкий актёр Бурак Озчивит (видимо надо было пригласить Эвандера Холифилда). Такая же ситуация с реализацией квартир и в других новостройках. Несмотря на введение налога на добавленную стоимость, многие застройщики предлагают скидки на жилье в новостройках или продают его в рассрочку.
Есть экономический закон спроса и предложения, который определяет обратную зависимость между ценой и спросом. Есть уровень платежеспособности населения. И как будут реализовываться жилые помещения во всех этих сити и жилищных комплексах, если платежеспособность, в лучшем случае, остается неизменной. Ответ однозначен: никак.
Ажиотаж на рынке жилищного строительства обусловлен стремлением застройщиков оседлать первую волну отложенного спроса, но, кажется, первая волна уже прошла. Входящие сейчас на рынок девелоперы могут оказаться перед неприятным фактом: спроса на построенное жилье не будет.
Рынок недвижимости может стать «пузырем» в нашей экономике. Взять, например, Китай, в котором около 50 млн пустующих квартир.
Ташкентцы, те, кто имел возможность, уже купили жилье. Провинциалы, те, кто имел возможность, - тоже. Остались приезжие, которые не в состоянии купить жилье в мегаполисе и остаются только из-за работы.
Где им жить? Часть снимают жилье в наем. Показателен пример Москвы. Академия народного хозяйства провела исследование, посвященное жителям столицы РФ, в результате, которого выяснилось, что москвичи, по сравнению с другими россиянами, в большей степени живут за счет дохода от сдачи в наем жилья, в основном для приезжих. Доход от найма достигает 25%, в то время как в целом по России 10%. Квартиры в Москве стала главным активом горожанина. Подобные тенденции будут усиливаться и у нас.
Наплыв населения в крупные города чревато и перегрузкой социальной инфраструктуры (детских садов, школ, больниц) и систем коммунального хозяйства (электро-, газо- и водоснабжение, канализация и водоотведение).
Точечная застройка уже привела к повышению нагрузки на инфраструктуру и участившиеся в последнее время аварии показывают насколько изношены объекты коммунального хозяйства.
В гостях хорошо, а дома у меня нет…
А если у иногородних нет средств для найма жилья? Тогда вокруг Ташкента будут образовываться трущобы по типу бразильских фавел (огромные поселения малоимущих слоев населения).
Около 25% жителей Рио-де-Жанейро живет в фавелах. Как будто бы Бразилия далеко, но вот столица соседнего Кыргызстана. На окраине Бишкека в глинобитных мазанках живет почти треть населения города (ориентировочно более 300 тысяч человек). У большинства нет ни законных прав на занимаемую землю, ни разрешения на строительство, ни прописки, а часто и документов. Никто не может сказать, сколько именно там живет людей и что это за люди. Участки не приспособлены под жилье: нет инфраструктуры, отсутствует водо-, газо- и электроснабжение, канализация, мусор не вывозится. Про школы, детские сады и поликлиники речи и быть не может.
Отсутствие нормального жилища и трущобы с одной стороны, и пустующие квартиры в высотных зданиях с другой… Да, такая картина вполне вероятна. В мегаполисах всегда растет нестабильность, неустойчивость и неравенство.
Это правило, потому что город не может принять всех желающих, а шатающиеся без дела люди – это питательная среда для расцвета противоправной деятельности. Даже в условиях ограничения прописки, в Ташкенте существуют места, представляющие собой очаги криминальной субкультуры (например, «Бичегорск» на Юнусабаде).
Сам мегаполис не может похвастаться высоким уровнем экономического и социально- культурного развития, обширной транспортной инфраструктурой, многообразием развлечений и доступностью жилья. Поэтому Ташкент и занял 203-е место в рейтинге лучших городов мира по качеству жизни из 231 города, которые попали в обследование, проводимое международной консалтинговой компанией Mercer.
«Впредь мы не можем жить по-старому, и само время не позволит этого»
«Мы видим выход пока в одном — создать рабочие места, перестроить структуру производства с тем, чтобы человек, недалеко от места жительства мог благодаря своему интенсивному труду получать те доходы, которые он должен получать. Я многим здесь сидящим хочу напомнить: если взять Китай, то там 40% промышленной продукции вырабатывается в сельской местности, там не строят крупные предприятия-гиганты, а люди заняты таким образом, что одновременно, занимаясь домашним хозяйством, недалеко от мест проживания находят дополнительные источники дохода».
«...В отдельных отраслях, особенно в легкой промышленности, есть очень много рабочих мест, которые не заняты, и в то же время мы не можем трудоустроить людей. Этот парадокс никто из Ташкента решать не будет. Эти вопросы решаются только на месте. Просто опять чувствуется безответственность людей, которые отвечают за эти участки и считают, что кто-то за них эти вопросы решит...»
«Я не буду далеко заходить, но мне кажется, что в отдельных вопросах, связанных с подготовкой кадров, у нас есть серьезные перегибы. Я не буду называть это шовинизмом, национализмом, но запашок все же есть. Кто разрешил Ферганскому горисполкому выпустить этот позорный документ и кто за это должен ответить? Почему людей разделили на два сорта? Почему людей, которые просятся на работу, не принимают только потому, что есть какая-то формальная причина? А ведь это завтра у населения вызовет другую реакцию, такую, как в Прибалтике...»
Это выдержки из доклада Ислама Каримова на совещании Совета Министров Узбекской ССР, посвященном вопросам ускорения социально-экономического развития областей Ферганской долины, 24 июня 1989 года (книга «Узбекистан на пороге достижения независимости»).
1989 год… А как актуально звучит! Нельзя ограничивать права и свободы людей. Нужно создать условия, чтобы иногородние не стремились в столицу, а находили работу рядом с домом, в райцентрах, в области. Необходимо резко - на порядки – повысить и эффективность работы Агентства по вопросам внешней трудовой миграции.
Необходимо признать, что рабочая сила – это товар, и как любой товар ее можно и нужно экспортировать, что гастарбайтеры – это не «лентяи», а один из основных факторов благополучия страны, стабильности экономики и общества.
Власть понимает проблему индустриально-инновационного развития сельских районов. Президент 26 февраля 2019 года провел совещание по вопросам территорий, отстающих в социально-экономическом развитии. Глава государства, отметив, что большинство проектов размещается преимущественно в районах с благоприятной инфраструктурой, подчеркнул необходимость уделять должное внимание и другим территориям. Был подвергнут критике тот факт, что в 32 районах нашей страны доля промышленности не дотягивает и до 3% от областного показателя. Указано на наличие возможностей для широкого использования географического положения, сырьевой базы, трудовых ресурсов этих районов.
Самое чудесное место то, где человек счастлив...
А что нужно для счастья? Не так уж и много: чтобы человек шел с удовольствием на работу и с удовольствием возвращался домой…
Необходимо – как воздух – развивать предпринимательство в малых и средних городах, в городских поселках. По данным Госкомстата доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте в 2018 году снизилась до 59,4% (в 2017 году этот показатель достигал 63,6%). Это произошло в результате увеличения доли крупного бизнеса.
Налицо дисбаланс между развитием крупных предприятий и малого бизнеса. Да и само определение малого предприятия у нас не соответствует мировой практике. Например, в США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 человек, величиной активов не больше 5 млн долларов и годовой прибылью не свыше 2 млн долларов. Так же к малому бизнесу относят предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, а также созданию среднего класса (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Канада, Испания); преодолению рецессии (Израиль, США); созданию новых рынков (Мексика, Канада, Сингапур, Япония) и последовательному проведению реформ (Китай, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).
Строительный бум, который наблюдается в крупных городах, слабо не затронул малые города. Из-за отсутствия средств малые города находятся в депрессивном состоянии. Предпринимательство практически не развивается. Высока безработица. Высокая степень изношенности жилищно-коммунального хозяйства.
«За границей все давно уж в полной комплекции» (А.П.Чехов, «Вишневый сад»)
В США 38% приходится на города с населением до 50 тысяч человек и столько же – от 50 до 100 тысяч человек (76% - малые и средние города, у нас этот показатель 86%). В городе Маклин (штат Виргиния) – численность населения 48 тысяч человек – располагаются штаб-квартиры CapitalOne, Mars, Geebo, BoozAllenHamilton, FreddieMac, HiltonWorldwideи GannettCompany.
В городе Веве (Швейцария) – население 18 тысяч человек - аптекарь Анри Нестле в середине XIX века принялся за развитие местной пищевой промышленности и добился особого успеха в производстве шоколада. Ныне здесь находится штаб-квартира мирового гиганта пищевой индустрии компании Nestlé, а также Международного газового союза.
Городе Жарнак (департамент Шаранта, Франция) – население около 5 тысяч человек – один из центров центров коньячного производства (бренды Courvoisier, Hine, Delamain).
Эти примеры показывают, что малые города могут насыщаться совершенно разным содержанием и быть успешными.
В Германии – центре мирового машиностроения – средний размер машиностроительного предприятия 25 сотрудников и 25 млн евро годовой выручки. Это узкоспециализированные предприятия, на которых выпускается лишь несколько видов техники или узкая номенклатура компонентов для более крупных производителей.
Нет необходимости в малых и средних городах развивать крупные производства. Здесь актуальна организация предприятий малого и среднего бизнеса. Причем речь идет не о предпринимательстве в сфере торговли или общественного питания, а о производственном и сервисном малом бизнесе.
Жить - значит действовать
Для решения вопросов возрождения малых и средних городов:
- Необходимо принять государственную программу развития малых и средних городов. В ней установить приоритетное развитие малых и средних городов, придание им новых функций и повышения их роли и значения в экономике страны. Особое внимание уделить модернизации имеющихся энерго- и газосистем, их развитию.
- В малых городах объявить налоговые каникулы для предпринимателей сроком на три года с начала их регистрации. Это привлечет бизнес и инвестиции в малые города.
- Разработать механизм социального предпринимательства с определением соответствующих льгот в целях стимулирования организации рабочих мест для социально незащищенных людей.
- Создать специализированный банк поддержки малого и среднего предпринимательства. Основной целью, которого будет кредитование проектов производственного и сервисного бизнеса в малых и средних городах.
- Изменить системы распределения налоговых поступлений. В основном малые города получают субсидии. На 2019 год запланировано выделение социальных трансфертов из республиканского бюджета на общую сумму 7,8 трлн сумов. Не должно быть такого. Каждая область, район, город должны быть самодостаточными.
Именно развитие малых и средних городов позволит провести настоящую, а не ложную, урбанизацию.
Развитие производств и сервисных услуг позволит обеспечить занятость не только горожан, но и жителей близлежащих районов. Малые и средние города могут и должны сыграть особую роль в процессе трансформации экономики и общественной жизни страны, а также смоделировать оптимальное взаимодействие бизнеса и местных органов власти.
Малые и средние города - это точки роста, которые позволят постепенно начать выравнивать уровень жизни в больших и малых городах, столице и провинции.
Не будет необходимости всем переселяться в столицу, уменьшатся разногласия и вражда между «городскими» и «сельскими» жителями и все мы почувствуем себя просто узбекистанцами.
Вместо послесловия, или читая Паустовского…
Давайте просто прочитаем отрывок из произведения Константина Паустовского. Нам он больше известен как автор повестей и рассказов о природе для детской аудитории, но в творчестве Паустовского есть повести и очерки. Этот отрывок из сборника исторических, географических и публицистических очерков под общим названием «Черное море».
Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться, чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать, а не заболевать неврастенией и трамвайным бешенством.
Нужно, чтобы город был создан на обдуманном разнообразии отдельных частей. В нем должны быть памятники, сады, фонтаны, повороты улиц и лестниц, перспективы, — чтобы всюду были свет, тишина, ветер и воздух.
Город должен быть так же прекрасен, как прекрасны вековые парки, леса и море. Иначе не может быть. В городах живут люди нового времени. Здесь рождаются гениальные идеи и создается будущее. Нужно, чтобы город не угнетал сознание, чтобы мы не мирились с ним, как с необходимостью, чтобы мы не ненавидели его как нечто, что сокращает жизнь, а приходили в него, как в свой дом, полный друзей, книг и работы.
Я удивляюсь, что эта простая мысль до сих пор не дошла до сознания многих людей. Иные думают, что превратить какую-нибудь Епифань в социалистический город очень просто. Надо только переименовать улицы, построить скучные, как российское прошлое, бараки, триумфальную арку подешевле и еще что-нибудь в этом роде — и новый город готов.
Тех, кто так думает, нельзя подпускать на пушечный выстрел к строительству новой жизни. Пусть они раньше научатся понимать сущность будущего и перестанут оскорблять его своими вкусами, воспитанными в тупой царской России.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.