Одна из самых популярных столичных рок-групп сегодняшнего времени – Flyin Up. Они выпускают мини-альбомы и клипы, ребята успели пожить в России и в Казахстане, выступая по вечерам в различных заведениях.
Где ребята репетировали в начале своей карьеры, почему поехали играть в Россию и каким образом театр им. Алишера Навои смог привлечь к группе огромное внимание со стороны пользователей сети?
Repost продолжает серию статей, посвященных УзРоку. Ранее мы общались c солистом и гитаристом популярной в 90-х группы Маль, также с участниками группы Fомальгаут, а сегодня мы хотим познакомить наших читателей поближе с группой Flyin Up. Группа была основана буквально в стенах Вестминстерского университета, и по сей день продолжает радовать нас своей качественной музыкой. Музыканты расскажут нам, с чего начался их путь, был ли он тернист и как наша публика относится к андеграундному движению. Погнали!
История группы
Первых слушателей ребята нашли еще в университете. Определенной цели у них не было, парням просто хотелось выступать. Рината и Шухрата – двух гитаристов, попросили выступить на одном университетском капустнике. Сыграли они тогда Stairway to Heaven от Led Zeppelin, а затем решили продолжить играть в рамках лицейских мероприятий. Собиралась группа как конструктор: подключили Владислава и попросили его научиться играть на басу, нашли барабанщика Камрона. После нескольких небольших выступлений, ребята сыграли на своем первом сольном концерте, который был организован в актовом зале. Собралось тогда около 100-150 человек. Джасур (нынешний солист группы), совершенно случайно наткнулся на громкую музыку в стенах университета, и подумал, что вокалист у группы так себе, зато сами музыканты неплохо играли. Таким образом, Джасур заменил их первого солиста, предложив свою кандидатуру, и конструктор был собран.
Университет и лицей поддерживали творческий настрой ребят, разрешая им репетировать в актовом зале. Первый серьезный концерт группа организовала в 2012 году в спортзале, куда пришло около 300 человек. Народ отрывался под каверы Flyin Up, что дало ребятам большую мотивацию для дальнейшего творческого развития. Вплоть до окончания учёбы, группа выступала на разных мероприятиях, где их всегда радостно встречали. Парни с теплотой вспоминают студенческие годы
Благодаря Весту мы сделали первые шаги.
История Flyin Up напоминает сюжет американских молодёжных фильмов, где молодые, полные энтузиазма, ребята, собирают группу и репетируют в гараже. Только наши рок-звёзды проводили репетиции у Джасура дома в подвальном помещении. Подвал был совсем не шикарных габаритов, вентиляция была плохая, в комнате присутствовал затхлый запах, но в этом всём прослеживается особый творческий шарм. Родители Джасура не были против их музыкальных «собраний», а даже наоборот.
Родители хорошо относятся к музыке, папа всегда слушал рок, и родители просто полтора часа терпели шум. После репетиции нас кормили, а потом все разъезжались по домам.
Одногруппники не особо интересовались творчеством группы, в основном, их интересы упирались в тусовки, машины и телефоны.
Ребята чистосердечно признались, что в университете они не отдавались полностью учёбе, а больше концентрировались на своем творчестве.
Первое выступление вне стен университета прошло в ресторане «Гранат». Через знакомых Джасура, группу позвали выступать в данном заведении, а позже, ребята исполняли репертуар The Beatles в «Бахоре». Друзья собирались на концертах Flyin Up, и со временем, к фанатам группы добавлялось всё больше новых слушателей.
Путешествие заграницу
Решение уехать в Россию ребята обосновывают тем, что в какой-то момент они ощутили, как их рост в качестве музыкантов приостановился. Юношеский максимализм требовал перемен, и единственным выходом из творческого застоя, было попробовать себя в другой стране.
Мы жили в Ташкенте с ощущением, что можем попробовать себя где-то еще, потому что 3 месяца провели в Алматы. Нас тогда ничего не сдерживало, мы были смелые и решили уехать. Особой цели не преследовали. Просто было желание что-то поменять в жизни, появилась жажда приключений. Мы поняли, что молодость проходит, а живем мы лишь один раз. В Москве было сделано много интересного, и мы ни о чем не жалеем.
Сначала уехал Джасур, спустя 2 месяца подтянулись и остальные. В Москве им пришлось начинать практически с нуля, квартиру для съёма нашли по объявлению, устроились на работу, а по вечерам находили силы, чтобы репетировать. Благодаря совместному проживанию, свободное внерабочее время ребята проводили продуктивно, сочиняя песни и музыку.
В Москве мы научились композиторству. До этого все было построено на желании, а там наши музыкальные души раскрылись.
Заинтересованной аудитории в творчестве Flyin Up, в Москве набралось человек 50. В первый год концерты проводили раз в месяц, исполняла группа чаще всего, каверы в Hard Rock Cafe. Но вскоре, у Flyin Up отпало желание играть чужие песни, в связи с чем, количество выступлений сократилось.
Вернулись рокеры на Родину в 2018 году по определенным причинам. Планировали они поехать также в Грузию, но в итоге, остались дома.
Группа пробовала себя в Казахстане, аналогично с опытом в России, снимая квартиру и начиная с нуля. По их мнению, особых сложностей для спонтанного переезда для их группы нет, если в этой стране есть русскоязычная или англоязычная среда. Но на данный момент, у парней нет цели улетать в другую страну, потому что со временем, приоритеты сменились, а пыл авантюризма спал.
Уже не тот возраст, чтобы все бросать и куда-то ехать. Появились со временем обязательства, родители стали старше. Да и не хочется, теперь настало время зарабатывать. А пока будешь прыгать по странам, особо не заработаешь.
Вспоминая свои поездки, Ринат, гитарист группы, рассказывает, что отличия аудитории узбекской, российской и казахской вполне заметны. В Казахстане, например, ребята чаще всего выступали в рок-клубе «Жесть», в котором публика была очень дружелюбной и раскрепощенной. В России народ был еще более раскован, и люди приходили именно послушать музыку, а не потусить. Но в силу того, что с момента выступлений в России и Казахстане прошло время, ребятам сейчас сложно объективно анализировать и сравнивать публику. Но ребята замечают, что и ташкентская аудитория стала легче на подъем, а в особенности, молодежь 2000-х.
А в сфере организации концертов, ребята могут с легкостью заявить, что ташкентские заведения, в плане живых выступлений, заметно отстают.
У нас открывают заведения, но люди не понимают, что нужно оборудование для музыкальных коллективов, нужно настраивать звук. В Ташкенте это понимает только «Steam bar», и возможно, «Семь пятниц». В других местах отвратный звук, ты ничего не слышишь, кроме низких частот. В России в любой забегаловке будет лучше звук, чем в том же Стиме. Но там аппаратура доступнее и экономика сильнее. До этого уровня, нашей культуре очень далеко.
Рок в 2021
Ребята подмечают, что основные трудности в музыкальной карьере упираются в финансы.
Некоммерческая музыка - это сплошная проблема. У тебя постоянно уходят на это деньги, и ты в минусе. Постоянно нужно тратить на сервис инструментов, практиковаться, искать на это время, покупать новые струны.
Санжар вспоминает, как в 2010-м году у него была музыкальная группа в школе. Во время репетиции, им в окно залетел камень, а осколки разлетелись по всей комнате. Эта история говорит о том, что чаще всего, люди к такому творчеству относятся с непониманием и непринятием, а иногда и с агрессией.
Нет цели принудить кого-то слушать мою музыку, или достичь политических целей. Делаешь это для себя, но остаешься непонятым. В случае с камнем и разбитым окном, я понял, что людям может просто не нравится то, что ты делаешь. Я не отвечаю за большинство, но, к сожалению, не один раз мне уже говорили «вали отсюда».
По мнению ребят, в каком состоянии был этот жанр 10 лет назад, в таком же прибывает и сейчас.
Рок-музыка – это когда люди собираются и записывают свои песни. А сколько групп у нас действительно записывают рок? Пять или шесть на 30 миллионов человек? Да это же смешно. Вот теперь сами и подумайте, есть ли рок у нас в стране.
Как говорит Санжар, гитарист группы, он старается не делить музыку на жанры, и задать себе другой вопрос: «Живо ли еще авангардное искусство?» И не важно, музыка это или любое другое творчество. Анализируя современное состояние искусства в стране, он считает, что никакого протеста нет, как и передачи эмоционального опыта через восприятие искусства. Большая часть аудитории уезжает из страны, и остаются лишь единицы творческой молодежи и тех, кто старается делать что-то крутое, например, театр Ильхом или 139 Documentary Center.
Это люди, которые делают что-то классное и у них есть цель. Тут дело не только в рок-музыке, но и в раскрытии творческого потенциала и донесения более трудных идей. Никому не нужно сложное искусство.
23-го января 2021 года, накануне выступления на Iosis fest, с группой Flyin Up произошел интересный случай. Администрация театра им. Алишера Навои потребовала от группы объяснения их афиши в соц сетях.
История была такова: на картинке был изображен театр во время снежной погоды. На переднем плане стоял Алишер Навои с бас-гитарой и рукой делал «козу». Нос у знаменитого Навои был красный, потому что на улице в те дни было холодно, а ребята должны были выступать на улице.
После того, как мы выложили афишу в наших пабликах, звонит Артем, наш барабанщик, и говорит, что нужно ее убирать. Мы, конечно, взорвались, ничего удалять не хотели. А нам говорят: либо удаляйте картинку, либо фестиваль отменяется. Мы не собирались ни с кем воевать, но от кого поступил звонок, нам было непонятно. То ли от хокимията, то ли от администрации театра.
Было ли у ребят желание пойти вразрез? Было, они же рок-н-ролльщики. Но что бы это поменяло? Молодежь не возмущалась, агрессия исходила только от населения «солидного возраста», у которого осталось старое восприятие искусства.
Но театр выступил с заявлением и решил все за группу. Они требовали объяснения и ребята тут же среагировали – нос у Навои красный, потому что холодно. С точки зрения рекламы, театр сделал бесплатно для группы хороший пиар, но с человеческой точки зрения, Flyin Up было неприятно.
Мы вообще не ожидали такого. Это была прикольная картинка, которую мы даже не пускали на таргет.
Все действия группы всегда обсуждаются заранее, как и каждый пост в соц сетях. На тот момент, когда картинка была готова, ни у кого и мысли не возникло, что она окажется проблематичной, никакой цели она не несла. Причем, как узнали ребята от одного человека, который разбирается в искусстве, на афише даже не был изображен Алишер Навои.
Ладно, я бы банки грабил. Но я же играю музыку, а в нас, условно, кидают камни. Если ты к ним привык и продолжаешь заниматься любимым делом, то все нормально. Но не в каждого человека воспитанием вложено, что нужно заниматься любимым делом несмотря ни на что. Другой человек может подумать: «Ну, значит это не мое», а социум потеряет талантливого музыканта.
Ребята считают, андеграунда не будет и через десять лет. Остается надеяться на то, что поколение от 2000-х сможет противостоять и создавать что-то свое. То, что покажет ультраправым, что рок-музыка и творчество не представляет ничего отрицательного.
Если вы более либеральных взглядов, то ближайшие 5 лет потратьте на заработок денег и думайте, куда двигаться дальше.
По мнению ребят, политика не должна вмешиваться в искусство, а должна защищать потенциально творческих личностей. Народ должен жить в рамках конституционного строя, а не взглядов, которые превалируют в обществе.
Я такой же гражданин этой страны. Я узбек, представляете? Играю рок-музыку. Но почему я не могу выражать свою точку зрения? Государство должно быть беспристрастным и не влезать в творческие дела. В Казахстане творчество не цензурируют, как они этого добились?
Ребята рассуждают о том, почему общество привязывается именно к рок-музыке. Для музыкальных групп и фанатов, это лишь определенный жанр. Для определенной аудитории традиционных взглядов, чье мнение было сформировано в 2000-х, когда рокеров приравнивали к сатанистам, рок-музыка так и осталась чем-то страшным. Эта аудитория не будет искать информацию или читать о жанре тяжелой музыки.
Ну есть рок-музыка у нас, ну нет ее. Кому от этого плохо или хорошо? Зато у нас карнай сурнай, свадьбы и плов.
Непонимание со стороны людей и отсутствие свободных финансов для развития творчества, являются одними из значительных проблем группы.
Творческое выгорание настигают группу краткосрочными периодами. У музыкантов динамическая деятельность, а состав Flyin Up периодически меняется, происходит постоянная адаптация. Когда не получалось сочинять музыку, у ребят было много других задач, к примеру, научиться играть с новыми ребятами, которые только пришли в группу.
Джасур ранее винил себя в том, что ему, как музыканту, не хватает сил и энтузиазма для дальнейшего роста, но сделав определённые выводы, решил отпустить себя и делать так, как он чувствует.
Кризис миновал, и я понял, что никому ничего не должен и вообще, мы занимаемся для себя. И как получается - так получается.
Также Джасур подмечает, что ему не нужна мотивация, чтобы петь. Для него эта возможность, словно отдохновение души, и музыка для него отныне – не решение проблем, а только голое творчество, которой он посвящает свою жизнь.
У каждого свой путь, и может, мы воспринимаемся как коллектив Flyin Up, но мы 5 индивидуальностей, которые уделяют свою энергию и время для музыки. И 15 наших слушателей видят, что в итоге получается. Ну, может 20 слушателей, хорошо.
Заработок
На вопрос «Может ли рок музыкант заработать в Узбекистане?» ребята хором отвечают «Нет!» и признаются, что занимаются музыкальной благотворительностью. Даже если люди приходят на концерты и платят, в любом случае, все деньги уходят на оборудование и рекламу. Все идет в минус, но ребята продолжают этим заниматься из-за большой любви к музыке. Группа может заработать, если будет играть в кабаках каверы, но свое творчество, в таких ситуациях, никому не сдалось.
Зато мы выложили на некоторые стриминговые платформы наши альбомы. Знаете, сколько заработали? Целых два доллара. Вот это окупаемость, вау!
Совет от группы Flyin Up начинающим музыкантам:
Ребята, не занимайтесь этим.
Flyin Up признаются, что их группа не коммерческая, от денег они не зависят. Музыкой занимаются исключительно по большой любви.
Мы занимаемся творчеством, когда хотим. Иногда хочется денег больше. Но потом думаешь, а что с ними делать-то? Правда потом все равно собираешься и идешь на работу.
Практически все ребята работают в офисах – кто-то занимается рекламой, кто-то производством продуктов питания, а кто-то дизайнер. Поэтому, занятие музыкой, можно назвать «хобби» ребят. О их творческой деятельности, сотрудники в офисах в курсе, и иногда приходят на фестивали.
Flyin Up советуют слушать больше музыки, читать книги, смотреть кино и практиковаться. Одно дело – если занимаешься музыкой чтобы уметь играть, а другое – если ты занимаешься музыкой, зная ее теорию и аудиторию. Тогда музыка будет иметь больший смысл.
Важна любая информация, так что, расширяйте свой кругозор. И нужно понять, что насиловать музыку нельзя. Пойми, что такое музыка. И если ты используешь ее чтобы заработать, то лучше не занимайся этим.
Авторы статьи: Дарья Пензова, Мадина Кихова