В Узбекистане волонтеры, узнав о возникшем дефиците бутилированной воды в центрах с COVID-инфицированными, начали сбор средств для помощи в обеспечении больных.
Они организовывают доставку питьевой воды в обе больницы Зангиоты, распределительный центр «Атлас», Новый ТашМИ и Институт Вирусологии. Из-за критической загрузки персонала, находящегося в COVID-центрах, пациентам приходится ждать пока им принесут воду из чиллеров и нагревателей. Наличие воды в бутылках решает проблему доступности питья.
Цель группы волонтеров, занятых сбором средств и организацией доставки — облегчить медицинскому персоналу выполнение их повседневных задач. С увеличением количества поступающих больных, медсестры и санитары не всегда физически могут успеть разнести воду пациентам. Наличие бутилированной воды сокращает время, которое приходится тратить на разнос и уменьшает нагрузку на медиков.
Идея строилась на том, что нельзя оставаться в стороне, надеясь, что государство сделает все само. Делает государство много, да и условия в Зангиоте не вызывают нареканий. Но всегда есть недостатки — не только у нас, но и за рубежом, это не «у нас», так повсюду. Гражданское общество — это уже не только про права и их соблюдение, а совместная работа государства и общества перед общей угрозой. Можно сказать, что каждый из тех, кто уже внес вклад и принял участие в оказании помощи, проявил гражданскую позицию и выразил идею единства народа.
Развили волонтерскую инициативу выпускники PMP (Professional Management Program) — курса при Узбекско-Японском Центре в Ташкенте, где учат основам управленческого дела и предпринимательства. Участники «Клуба Выпускников» узнали о том, что находящиеся в Зангиоте с коронавирусом одноклубники и их близкие жалуются на нехватку воды.
От каждого шел один и тот же сигнал — «с водой сложно, надо постоянно просить». Начали выяснять детали, но вода — это важнейшая составляющая протокола лечения COVID-19. Нельзя было медлить и размышлять.
Со слов больных, находившихся на лечении, следовал вывод, что воды в клинике не хватало. Но общая картина стала ясна, когда уже начали осуществлять поставки. Решение проблемы было не в дополнительных бойлерах, или в фильтрах, так как проблема заключалась в доступности воды для пациентов. Поэтому был сделан выбор в пользу бутилированной воды, что поддержали и сотрудники COVID-центров.
Мы поставляли воду в обе больницы Зангиоты, в распределительный центр «Атлас», Новый ТашМИ, Институт Вирусологии. Студенты ТашПМИ, у которых аналогичный волонтерский проект, поставляли воду в первую Республиканскую Больницу и еще несколько COVID-центров. У нас собралась база фотоотчетов, как и в нашей Telegram-группе, так и в облаке, где также сохраняем финансовую отчетность. Персонал всегда с радостью принимает помощь, так как это существенно упрощает их работу. Еще раз повторюсь, нехватка питьевой воды выражается не в литрах, а в возможности распределения этих литров.
Один из волонтеров также поделился личным опытом о том, как приходилось возить в больницу родственникам бутилированную воду и до пандемии.
Снабжение водой осуществлялось путем кипячения в бойлерах в ординаторских, на этаже была также кухня для персонала. Воду раздавали в чайниках. Не думаю, что в других медучреждения устроено по-другому. Это — напасть любого бюджетного учреждения. В попытках не допустить расхищения средств, не остается никакого пространства для изменения введенных ведомственных норм. Так что, если в инструкции сказано подавать кипяченую воду по просьбе пациента, то закупать бутилированную воду медучреждение не вправе. Не исключаю, что подобная проблема, с которой мы столкнулись в COVID-центрах, есть в целом. Просто она не так заметна в виду не такой критической загрузки персонала.
Но есть и COVID-центры, где вода доступна для пациентов без необходимости просить у персонала помощи.
В Узэкспоцентре все организовано в свободном доступе, так что медперсонал не участвует в раздаче воды. И сигналов оттуда тоже не поступало.
В клиники отправляют одну или две машины с 300 блоками воды по 1,5 литра за раз. В некоторых поставках закладываются литровые и поллитровые бутылки для больных в реанимации — в сумме получается примерно 2-2,5 тысячи литров воды за поставку.
Если сборы успешные — отправляем по 2 машины, также по приоритету. В последнее время сборы резко упали. К примеру, пару недель назад, мы могли отправлять по 8 машин в день, на этой неделе — 4 машины всего за 5 дней.
По протоколу лечения, одному пациенту необходимо 2-3 литра воды. В Институте Вирусологии и больнице ТашМИ пациентам одной поставки воды хватает на 2-3 дня. В Зангиоте и Атласе сложнее, пациентов больше и поставки нужны постоянно. С начала проекта — за три недели — на покупку и поставку питьевой воды было потрачено 124 миллиона сумов, вся сумма была собрана с помощью узбекистанцев. Спонсорские поставки оцениваются в 10-15 миллионов сумов.
Спонсоры обычно сами оплачивали покупку с доставкой и просто просили нас убедиться, что вода дошла до адресата. Цены партий варьируются от их объема. Наш текущий партнер — производитель бутилированной воды, оказался самым отзывчивым в плане скидок и удобства работы.
Важно отметить, что мы не являемся какой-либо организацией в юридическом понимании. Из-за ограничений, связанных с бухгалтерским учетом, многие готовые помочь предприниматели не могут это осуществить. Думаю, ни для кого не секрет, что процесс организации благотворительного фонда - дело непростое, и без юридической помощи мы не видим варианта, как это сделать. Подробно со статистикой можно ознакомиться по ссылке. Так как у всех в команде есть основная деятельность, обновляем обычно до конца каждого дня. Сейчас обновляем реже — в день не более 5-10 поступлений.
Принять участие в волонтерской деятельности может любой, кто находится в COVID-центре, просто сообщив о дефиците воды. Также поучаствовать могут блогеры, инфлюенсеры и журналисты, распространив среди аудитории информацию о проблеме и реквизитах сбора. В отслеживании поступлений и организации сборов необходима регулярная помощь, которую может оказать любой желающий.
Основной приток денег идет от физических лиц, поскольку предприниматели стеснены законодательно для подобного рода благотворительности. Причина в том, что предприятиям необходимо предоставлять письма из клиник для налогового аудита. Однако клиники не готовы давать подобные письма, поскольку официально Минздрав также снабжает пациентов водой для чиллеров и ее раздача входит в обязанности медперсонала.
К благотворительности лучше всего подталкивает причастность, и на сегодняшний день к ситуации с COVID-19 причастен каждый житель страны.
При покупке воды во время прогулки, стоит задуматься, что в такой же бутылке воды, нуждаются пациенты, находящиеся в больнице и борющиеся против COVID-19, и для них она — часть курса лечения. Если 1 миллион узбекистанцев купит по одной бутылке больше чем обычно, то это 1 миллион 500 тысяч литров воды, что является суточной потребностью 500 тысяч пациентов. Этого хватит на несколько месяцев. Ради того, чтобы у людей возникла такая мысль, мы и стараемся найти точки контакта, сделать людей причастными.
Информация о том, как сделать пожертвование размещается в Интернете с помощью авторов Telegram-каналов и групп в Facebook. Также волонтеры публикуют новости у себя на личных страницах в социальных сетях. И, как минимум, для тысячи двухсот человек это история стала близкой, оказала влияние и подтолкнула к деятельности.
Ссылки: