Узбекистан

18.10.2021 | 17:15

В Узбекистане готовится проект госбюджета на 2022 год

В частности, подсчитано, что в 2022 году ВВП вырастет на 5,9%, а в последующие годы темпы роста будут выше.

Фото: пресс-служба Сената 

Фото: пресс-служба Сената 

В Кабмине обсуждены ожидаемые макроэкономические показатели на 2021 год, макроэкономические прогнозы на 2022-2024 годы, проект государственного бюджета на 2022 год, сообщает УзА.

Предварительные статистические данные по итогам 9 месяцев текущего года показывают рост валового внутреннего продукта на 6,9 процента.

За этот период создано 338 тысяч дополнительных рабочих мест. Около 77 тысяч новых субъектов предпринимательства начали свою деятельность. Объем инвестиций составил 32% к ВВП.

Объем экспорта за 9 месяцев текущего года без учета экспорта золота вырос на 34,1 процента и составил 8,9 миллиарда долларов.

По итогам текущего года ожидается рост ВВП страны на уровне 6,5-7 процентов, при этом объем производства в промышленности составит 9,1%, строительных работ – 6,6%, сферы услуг – 8,6% и сельского хозяйства – 2,8%.

В опубликованных недавно данных Международного валютного фонда говорится, что экономика Узбекистана в текущем году вырастет на 6,1%.

В базовом сценарии прогноза среднесрочных макроэкономических показателей страны прогнозируется, что в ближайшие пять лет средний темп роста ВВП составит 6,5%.

В частности, подсчитано, что в 2022 году ВВП вырастет на 5,9%, а в последующие годы темпы роста будут выше.

Перед правительством стоит задача к 2026 году довести ВВП на душу населения до 2 800 долларов, а к 2030 году - до 4 000 долларов и войти в топ-группу стран со средним уровнем дохода.

В ходе заседания было особо подчеркнуто, что это можно обеспечить только путем повышения инвестиционной привлекательности и производительности производства страны путем полной реализации намеченных структурных реформ без промедления. Была дана критическая оценка деятельности руководителей министерств и ведомств, ответственных за проведение реформ, 

- говорится в сообщении. 

Было отмечено, что необходимо сохранить макроэкономическую стабильность, в частности, снизить уровень инфляции до 9% в 2022 году и до 5% в среднесрочной перспективе, поддерживать государственный долг на умеренном уровне, а дефицит государственного бюджета не превышать 3% в следующем году.

В 2021 году в нашей стране также проводится стимулирующая фискальная политика для смягчения последствий пандемии коронавируса. На решение неотложных социально-экономических вопросов в республике путем внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство в 2021 году из бюджета выделено более 27 триллионов сумов дополнительных средств.

В частности, в рамках программ «Обод Махалла» и «Обод кишлок» на строительство и ремонт внутренних дорог в махаллях, ремонт детских садов, школ, объектов здравоохранения и других объектов инфраструктуры выделено в общей сложности 15,8 триллиона сумов, на мероприятия по борьбе с коронавирусом дополнительно 1,3 триллиона сумов.

В целях недопущения в текущем году превышения общего дефицита бюджета над 5,5 процента к ВВП руководителям министерств и ведомств даны поручения по формированию дополнительных доходов, оптимизации расходов, реализация которых в текущем году не требуется.

В налоговой политике на 2022 год предлагается ряд изменений в целях повышения инвестиционной привлекательности экономики республики.

В частности, с 1 января 2022 года снизить ставку налога на имущество юридических лиц с 2 до 1,5 процента. 

При расчете налога на прибыль предусматривается увеличение инвестиционного вычета с 10 до 20 процентов для нового технологического оборудования и с 5 до 10 процентов для зданий.

Кроме того, предлагается увеличить нормы амортизации в среднем в 2,5 раза.

В расходной части проекта бюджета на 2022 год определены приоритеты мероприятий по развитию человеческого капитала, дальнейшему усилению социальной защиты, сокращению бедности, созданию новых рабочих мест, улучшению условий жизни населения в регионах.

В проекте государственного бюджета предусматривается приоритетность выделения средств на социальную сферу, из которых 45 процентов направляются на сферу образования. В частности, с учетом всех мероприятий и увеличения числа воспитанников дошкольные образовательные учреждения по сравнению с текущим годом увеличиваются на 2,2 триллиона сумов и получают 8,7 триллиона сумов, народное образование - на 30,3 триллиона сумов или 6,5 триллиона сумов, среднее специальное и высшее образование - на 7,5 триллиона сумов или 3,1 триллиона сумов.

В 2022 году на здравоохранение запланировано 22,6 триллиона сумов, или 11 процентов от общих расходов.

В 2022 году число нуждающихся семей, получающих социальные пособия, увеличится в среднем на 2021 год с 1 миллиона 200 тысяч до 1 миллиона 440 тысяч, охватив 16,5 процента от общего числа семей. 5 процентов бюджетов районов и городов, то есть 1,4 триллиона сумов, будут направлены на финансирование предложений, высказанных непосредственно гражданами через «Открытый бюджетный портал».

Для повышения в 2022 году размеров заработной платы, социальных пособий, стипендий и пенсий темпами, превышающими уровень инфляции, проектом бюджета предусмотрены достаточные средства.

В бюджетном плане на 2022 год отражены целевые индикаторы программ развития министерств и ведомств по бюджетным расходам на очередной трехлетний период, разработанные при технической поддержке экспертов международных финансовых институтов.

С учетом вышеизложенного, было определено, что в 2022 году дефицит консолидированного бюджета необходимо снизить с 5,5 до 3,0 процента по отношению к ожидаемому ВВП в текущем году.

С учетом предложений, высказанных на заседании, в Законодательную палату Олий Мажлиса будут внесены проект закона «О Государственном бюджете и бюджетная справка на 2022 год».

Последние новости

Популярные новости

Популярные новости